Два юбилея: Лайонела Хемптона и Херби Хэнкока. В виде добавки: Гленн Миллер и сестры Эндрюз

ДС:- «…Мои симпатии застряли на «до-бибопном» периоде; мне 72 года», - пишет нам на «Свободу» Григорий Тульчинецкий.
«Какие имена! А главное спасибо за Оскара Питерсона в компании Уэбстера» пишет за ним вслед Владимир Гринберег, чья джазовая любовь, как раз великий канадец.
«А о Петручиани нельзя рассказать? Он хоть и французский итальянец, но играл по-американски (я так думаю). И звук волочил.» Это уже целая команда слушателей… Петруч идет почти что номером один в заявках.
«А можно всё лишь по календарю? А без календаря Тристано можно? На что он похож?» Можно. Уверяю. Ленни Тристано - великий новатор!
Добрый день, вечер или ночь. В начинающем медленно прогреваться эфире «Время Джаза» и ваш ДС.
За мной тьма долгов. Ваши имейлы и заявки в комментах накапливаются день ото дня. С чего начать? С Гленна Миллера, которого, как оказалось, было мало, недобор:

Begin the Beguine

ДС: - «Begin the Beguine», Коула Портера, вестимо. Начать танцевать «бигин», означало потенциально, с кем-то «начать роман»; или хотя бы интрижку. Сам же креольский танец был похож на медленную румбу. В моде он был не долго, в 30 годах прошлого века. А родился он во французских колониях на Гваделупе и на Мартинике и добрался до Парижа, как знают все гавроши, и проживал господин Коул Портер, сочинивший песенку эту для мюзикла «Бродвейская мелодия».
С оркестром Гленна Миллера пели невероятно популярные сестры Эндрюз: Пати – лидер вокальной группы, меццо-сопрано; Максин Анджелина – сопрано; ЛаВерн София – контральто. Сестрички родились в штате Миннесота, папа их был греком, а мама – норвежской американкой. В данном случае оркестр Миллера и сестры Эндрюз выступали в Нью-Йорке по местному радио, 31 января 1940 года. Доза была небольшая, вот – добавка:

Say Si Si


ДС: - «Say Si Si», «Скажи да, да!»… в оригинале «Para Vigo Me Voy», так как автор слов, Франчия Любан, был испанцем; музыка тех же кровей – Эрнесто Лекуона. А английский перевод сделал Эл Стилмэн. Песня была весьма популярной в предвоенные годы. Если вы заметили, кроме «Si Si» по-испански и «Qui-Qui» по-французски, там есть и «да-да» - по-русски.
Эта радиопередача оркестра Миллера и сестер Эндрюс датирована 3 января 40 года…
Я могу сказать только одно: энергии сестричек хватило бы на освещение двух городов размером с довоенный Бостон….
А теперь, дорогой Григорий Тульчинецкий, «до-бибопный» календарный юбиляр. Опознать его такому фану со стажем, как вы, будет не трудно:

Flying Home

ДС: - «Flying Home», «На самолете домой» Бенни Гудмена, Эдди ДеЛанжа и лидера оркестра и виброфониста – Лайонела Хемптона.
Невероятный Лайонел, Лио Хемптон, ударник, пианист, виброфонист, бандлидер, актер и композитор, родился 20 апреля 1908 года. Он распрощался с нами в августе 2002 в возрасте 94 лет.
Ежемесячник «Даунбит» сообщает на своем портале о том, что гитарист Хёрб Эллис скончался в возрасте 88 лет у себя дома в Лос-Анджелесе. Эллис страдал от болезни Альцгеймера. Звездные годы Хёрба Эллиса – это участие в комбо Оскара Питерсона и работа аккомпаниатором для Эллы Фитцджеральд (58–62гг.). Он был одним из первых учеников гитариста Чарли Крисчена. В ранних семидесятых Эллис записал диск-дуэт с гитаристом Джо Пассом.
В интервью «Даунбиту» 16 июля 64 года Эллис сказал: - Гитара – это голый инструмент. Другие гитаристы не только слушают тебя, они видят все, что ты делаешь. Я думаю, что гитара (из-за своей обнаженности) самый честный инструмент».
Вы слушаете «Время Джаза» на частотах «Свободы» и с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.

Big Fat Mama

ДС: «Big Fat Mama», «Большая Толстая Мама» Лаки Миллендера и Стефорда Саймона.
Оскар Питерсон – рояль; Хёрб Эллис – гитара и Рей Браун – контрабас. Shrine Auditorium, Лос-Анджелес, 9 октября 1957 года.
Митчелл Херберт Эллис родился в Фармерсвилле, Техас, 4 августа 1921 года. Играть он начинал на банджо и на гармонике. Гитару же он взял в руки, когда поступил в Университет Северного Техаса. «Нью-Йорк Таймс» на прошлой неделе писала, что в тяжелые для музыкантов времена, когда джаз вышел из моды, Хёрб Эллис в основном работал в Лос-Анджелесе, играя на телешоу. В настоящий джаз он вернулся в 1973 году, когда вместе с Барни Кесселем и Чарли Бёрдом они объединились в комбо – «Великие Гитары».
Вот, вместо прощания, пьеска самого Хёрба «Эллис в стране чудес». Запись сделана в Лос-Анджелесе 3 января 1956 года, в студии звукозаписи «Кэпитол».

Ellis in Wonderland

ДС: - «Ellis in Wonderland». Хёрб Эллис - гитара, он же лидер; Харри «Свитс» Эдисон – труба; Чарли Мариано и Джимми Джуфре - саксофоны; Оскар Питерсон – рояль; Рей Браун – контрабас и Элвин Столер – ударные. Январь 56 года, L.A.
Год назад в апрельский выпуск «Времени Джаза» уместилось девять вариаций песни-стандарта Харбурга и Дюка «Апрель в Париже». Пока что, мне кажется, что по сезону можно поставить и «Осень в Нью-Йрке» Вернона Дюка.
В запасе у меня есть еще эдак с дюжину апрелей, но подождем, пока апрель стабилизируется и между синькой неба и пестрой толпой повиснут люстры цветущих платанов и каштанов, а пока что, после традиционного напоминая: вы слушаете «Время Джаза» на всепроникающих частотах «Свободы» и с сайта радиостанции svobodanews.ru., вернемся к Лайонелу Хемптону, который, как-никак первым превратил виброфон в солирующий инструмент, а свой оркестр в инкубатор невероятных талантов. Я вам назову лишь небольшую толику имен, имен музыкантов, прошедших школу его оркестра:
Джо Ньюман, Кэт Эндерсон, Клифорд Браун, Куинси Джонс, Снуки Янг, Арт Фармер, Джимми Кливленд, Джак МакВи, Иллиной Джеккет, Арнетт Кобб, Декстер Гордон, Ёрл Бостик, Маршал Роял, Этнони Ортега, Джиджи Грайс, Чарлз Мингус, Милт Бакнер, и, скажем, Оскар Деннард. Это – самый, что ни есть укороченный список!

A la French

ДС:- «A la French» «На французский манер», пьеска самого Лайонела Хемптона…. Рене Ютреже – рояль; Саша Дистель – гитара; Ги Педерсен – контрабас и Жан-Батист Рийе – ударные. Париж 19 марта 55 года.
Лайонел Хемптон играл в оркестрах Бенни Гудмена, Дюка Эллингтона, Каунта Бейси, Джимми Лансфорда и Кэба Келуэя. Он объездил весь мир с малыми и большими комбо и сыграл в фильме «История Бенни Гудмена».
Но пора нам обратиться к главному юбиляру дня, который празднует свое семидесятилетие. Он был и остается ведущим джазменом последних пятидесяти лет!

Solitude

ДС: - «Solitude», «Одиночество», Эдгара Де Ланжа и Дюка Эллингтона. Херби Хенкок – рояль; Дейв Холлэнд – контрабас и Винни Колайюта – ударные. Запись 2008 года. Это - 47-й диск пианиста, вышедший на этот раз на «Вёрв».
Херби отмечает на этой недели свое семидесятилетие. Он настоящая живая история современного джаза: от ранних альбомов (Takin’ Off) до участия в комбо Майлза Дейвиса, ухода в электронику, сольных альбомов с Чиком Кореа и до таких знаменитых музыкальных траков, как музыка к «Blow up» Микельанджело Антониони.
Пианист Брэд Мелдоу, по мнению лос-анджелесской «Таймс», выпустил свой лучший диск «Highway Rider».
На этом двойном альбоме вместе с Мелдоу играют: Джошуа Редмен сопрано-и-тенор саксофоны; Ларри Гренадьер – контрабас; Матт Чембэрлэн – ударные и Джефф Баллард – перкашн. Особенно отмечают рецензенты, и не только лос-анджелесской «Таймс», но и «Обзёрвера», сливающуюся в единое целое, игру Брэда и Джошуа.
Брэду Мелдоу – 39 лет. По мнению рецензентов «Highway Rider» на данный момент – вершина его мастерства.
Напомню, вы слушаете «Время Джаза» на частотах «Свободы», а так же LIVE или в подкасте с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Maiden Voyage

ДС: - Знаете ли вы одеколон и мыло британской фирмы «Ярдли»? Она существует с 15 века, хотя какое-то время, этот «trade mark» принадлежал Парижу.
Законный вопрос: причем здесь столь знакомая и почти ностальгически невыносимая музыка: «Maiden Voyage», «Первое Плаванье» Херберта Джефри Хенкока?
Дело в том, что этот гений, в 11 лет сыгравший с Чикагским Симфоническим Оркестром первую часть Пятого концерта для фортепьяно с оркестром Моцарта, в зрелые годы, к ужасу пуристов джаза нырнувший в электронное звучание, всегда был замечательным коммерсантом.
«Maiden Voyage» он написал для телевизионного рекламного ролика, представлявшего американской публике британское мыло, тальк и одеколон «Ярдли»!
Но, шутки в сторону! Херби музыкант невероятного таланта. Про него не скажешь – джазмен, потому что он играл рок, фанк, соул, фьюжн, блюз, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
Однако не будем забывать правила игры! В записи «Первого Плаванья» с Херби (рояль), участвовали: Джордж Коулмен – тенор-саксофон; Рон Картер – контрабас и Тони Уильямс – ударные. Это – ритм-секция Майлза Дейвиса. Руди ван Гельдер записал этот диск для «Блю Ноут» 17 мая 1965 года.
Трудно выбрать из сотни пьес Херби, одну завершающую… Самую популярную? Самую электронную? Концертную? Студийную? Сложно… Тем более, что многие из его композиций длятся по 25 – 16 минут…
Я остановлюсь, пожалуй, на самой первой композиции Хенкока, которую он написал опять же с чисто коммерческой целью, дабы успешно запустить свой первый диск. Эта пьеса разошлась миллионным тиражом и, пожалуй, знакома каждому радиослушателю на нашей планете. Про пьеску эту Херби сказал так:
«Я до сих пор отчетливо слышу крики продавцов арбузов на улицах Чикаго»… Как вы догадались это – Watermelon Man!

Watermelon Man

ДС: Если вы будете повторять Watermelon Man, то вы точно попадете в ритм пьески!
Фредди Хаббард – труба; Декстер Гордон – тенор; Херби – рояль; Бутч Уоррен – контрабас и Билли Хиггинс – ударные. 28 мая 62 года. Диск назывался «Takin’ Off», «Взлет». И взлет состоялся!
Подкаст «Времени Джаза» вы найдете на сайте радиостанции svobodanews.ru. Всех вам благ, солнечной недели, чао, бай-бай!