Реформа армии: новый поворот

Иностранная военная техника все больше нравится российскому генералитету. Очередь за контрактной армией.

Министр обороны РФ Анатолий Сердюков выступил против отечественного военно-промышленного комплекса и контрактной армии. Общественная реакция оказалась противоречивой.

Заявления министра обороны России Анатолия Сердюкова о планах военного ведомства по реорганизации вооруженных сил и закупок вооружений вызвали большую дискуссию в средствах массовой информации и среди военных экспертов. Одни недовольны планируемыми изменениями, видя в них отказ от перехода на контрактную службу, другие приветствовали новшества.

Наиболее обсуждаемые новшества, о который Анатолий Сердюков сообщил на встрече с представителями общественных организаций, – увеличение зарплат для военнослужащих-контрактников и, соответственно, сокращение их численности со 150 тысяч до 90-100 тысяч; введение пятидневной рабочей недели для призывников с правом на увольнение в выходные, а также рекомендации отправлять призывников служить поближе к дому.

Общественное движение "Солдатские матери" в целом приветствовало те инициативы министерства обороны, которые касались улучшения условий службы для солдат-срочников. Однако есть и те, кто критикует предложения Сердюкова. Интернет-издание "Газета.ру" в своей редакционной статье "Защитники по будням" отмечает, что новые инициативы Сердюкова фактически ставят крест на переходе к контрактной армии.

Говорит руководитель отдела комментариев "Газеты.ру" Светлана Лолаева:

- То, что сейчас предлагает министр обороны, означает, что фактически мы делаем ставку все-таки на призывную, а не на контрактную армию. Любую пилюлю, как известно, нужно подсластить - и, видимо, таким "подсластителем" является вот эта информация о том, что теперь срочники будут служить в гораздо более комфортных условиях. Демографическая ситуация у нас довольно тяжелая. В связи с тем, что количество призывников стало падать, стали отказывать в отсрочках от армии некоторым категориям льготников, стали призывать в армию людей, у которых были уголовные сроки, чего раньше не делалось. Но самое главное, с чего следовало бы начать: нужно сесть прежде всего с финансистами и экономистами и это все просчитать. Потому что тот вариант, который предлагает Сердюков сейчас, - это довольно дорогое удовольствие.

По мнению главного редактора журнала "Национальная оборона" Игоря Коротченко, предложения министра означают сокращение численности вооруженных сил:

- В ближайшие годы численность армии будет сокращаться, эта тенденция четко обозначилась. Обозначена цифра - выйти, насколько я помню, к 2012 году на миллион человек. В целом экономические возможности государства не позволяют нам иметь мощную прослойку контрактников. Поэтому, на мой взгляд, контрактники должны остаться среди корпуса профессиональных сержантов, а также на особо сложных военно-технических специальностях, например, на атомных подводных лодках.

А вот как прокомментировал предложения министра обороны в интервью корреспонденту Радио Свобода военный эксперт Александр Гольц:

- С одной стороны, я обеими руками за то, чтобы наши вооруженные силы походили на современную армию, а не на тюремную зону. И, конечно, предложения Сердюкова идут в этом направлении. Но замечу, что любое из этих предложений порождает кучу других проблем. И главное - эти предложения безусловно повлекут еще большие расходы. Я не очень понимаю, почему надо вкладываться в гуманизацию давно отжившей структуры. Формирование вооруженных сил по призыву явно не вписывается в новый облик российской армии, потому что призывная армия нужна только тому, кто планирует массовую мобилизацию.

* * *
Кроме того, в российских СМИ горячо обсуждается судьба российской оборонной промышленности в свете распоряжения Сердюкова закупать в Германии легкую броню для российской военной техники – чтобы обеспечить лучшую защиту для военнослужащих. Высказывается мнение, что это может стать катастрофой для российских оборонных и металлургических предприятий.

Главный редактор журнала "Национальная оборона" Игоря Коротченко считает:

- В данном случае министерство обороны заняло позицию, которая не учитывает интересы оборонного комплекса. Если сиюминутные требования не могут быть удовлетворены в плане поставок, разработок, оснащения какими-то отдельными образцами вооружения и военной техники за счет возможностей российской оборонки, то Минобороны будет выходить на внешний рынок. Отчасти такая позиция может быть оправдана. С другой стороны, Министерство обороны как важнейший элемент силовой компоненты государства все-таки должно учитывать, как будет развиваться оборонно-промышленный комплекс страны. Сотрудничество с западными производителями вооружений по отдельным конкретно взятым программам, я считаю, вещь необходимая; но важно не перейти ту грань, за которой будет утрата технологической независимости России в производстве современных систем вооружения.

А вот что думает по этому поводу военный эксперт Александр Гольц:

- Происходит важная и полезная вещь. Министерство обороны впервые в истории ясно сказало нашему военно-промышленному комплексу: "Мы хотим покупать то, что нам нужно, а не то, что вы производите". До этого министерство обороны было вынуждено закупать технику, которую был способен производить советский, а потом российский ВПК. И эта техника зачастую не отвечала никаким стандартам. Случаи с броневой сталью или с "Мистралем" привлекают общественное внимание только из-за действий лоббистов ВПК, которые всякий раз поднимают истерику. Выбор очень простой - готовы ли мы потенциально жертвовать жизнями солдат ради интересов развития российского ВПК и интересов металлургов.