Военная фотография отца нашлась в Германии (Ижевск)

Надежда Гладыш: 69-летний ижевчанин Михаил Шишкин впервые увидел внешность своего отца – на фотографии в копии учетной карточки немецкого лагеря для военнопленных. До этого солдат Иван Николаевич Шишкин считался без вести пропавшим, так писали в официальных ответах на несколько запросов, посланных семьей в послевоенное время. Ни фотографий, ни точной даты его рождения семейный архив не сохранил. Вот что рассказывает профессор, доктор экономических наук Михаил Шишкин о своем отце.

Михаил Шишкин: Он только-только вернулся из армии, женился на молодой, интересной Марии Петровне на нашей же улице деревни Большие Сибы, Можгинского района, Удмуртской республики. Началась хорошая нормальная жизнь. Это был перспективный человек. Как только он вернулся из армии, его сразу бригадиром в колхозную бригаду поставили. Он мог организовать. Был с юмором человек. Очень любил людей. Как рассказывали мои соседи, когда я подрос немного, что был он был очень мощный организатор. Он мог приглашать на работу, говорить с народом под рифму. Я родился 7 июня 1941 года. Отца забрали в армию через день – 9 июня 1941 года. И вскоре он погиб. Надо полагать теперь, по тем историческим материалам, которые на сегодня имеются, его прогнали ближе к границе, потому что человек подготовленный, свеженький, в хорошем возрасте. Было ему тогда 24 года.

Надежда Гладыш: Какие-то письма были?

Михаил Шишкин: Никаких писем не было, к сожалению. Даже фотографии у отца не было. Я даже не представляю – похож я на него или не похож и т. д. и т. д.

Надежда Гладыш: По словам Михаила Ивановича, он всегда знал, что найти следы пропавшего удастся. Помог интернет. В Ижевске, в Удмуртском госуниверситете учится племянник Михаила Шишкина Владислав, внук родного брата пропавшего солдата, тоже Шишкин. 20-летний Владислав и его юная жена Ирина оба увлечены интернетом. Первой к поиску сведений о пропавших в годы войны родных обратилась Ирина.

Ирина, а как этот сайт называется?

Ирина Шишкина: Он называется obd-memorial.

Надежда Гладыш: Это российский ресурс?

Ирина Шишкина: Да. Он принадлежит Минобороны. Это их архивы рассекреченные. Они этим занимались много лет, насколько я знаю. Специально сканировали все эти документы, выкладывали в интернет. Это их сайт. Думаю, с сайта Минобороны туда тоже попасть. Я нашла отца своей бабушки и ее дядю. Отца у бабушки знали точно, что он погиб, но не знали – где. Сколько запросов в архивы не посылали, найти ничего не получалось. Я тоже ввела фамилию, имя, отчество, знала год рождения, место рождения. Ошибка обнаружилась в том, что везде в документах написано не Граховский район, а Гороховский. А, собственно, в Удмуртии такого района нет. Поэтому запросы были все пустые.

Надежда Гладыш: А затем, по проторенному Ириной пути пошел Владислав в поисках пропавшего отца своего дяди.

Владислав Шишкин: Шишкиных Иванов Николаевичей очень много. Давай по списку смотреть. Нашел, где было указано его месторождение – деревня Большие Сибы Можгинского района. Там сразу указалась дата его рождения. Четыре документа нашел – упоминание в книгах памяти Калининградской области и в Приморской. Там указано в каком он концлагере погиб, где захоронен. Там братская могила.

Надежда Гладыш: Вот так профессор Шишкин впервые увидел своего отца.

Михаил Шишкин: Смотрю на него – не я похож на него, а он похож на меня. Я ведь никогда его не видел. Ведь ему было тогда 25, 26-й год. А мне 69 скоро будет. Я-то уж насколько старше его! Для меня он самый милый человек, как будто он для меня малыш какой-то, мой отец. Я впервые нахожу человека, похожего на меня.

Надежда Гладыш: Помимо фотографии мужчины в солдатской гимнастерке, держащего на груди табличку с лагерным номером и именем – "Шишкин Иван", персональная карта военнопленного (Personalkarte Kriegsgefangenen) - содержит следующие сведения, которые не были известны родным до настоящего момента: что в плен он попал 8 июля 1941 года под городом Двинском (ныне Даугавпилс Республики Латвия), содержался в Офлаге 60, умер в лагерном лазарете 21 октября 1942 года. Педантичные немцы занесли в карту рост солдата, цвет его волос, национальность – удмурт, вероисповедание – православный, гражданскую профессию – Landsarbeiter, сельскохозяйственный рабочий. А было советскому солдату Ивану Шишкину в день его смерти без двух дней 26 лет.

Экспертное мнение

Юрий Векслер, корреспондент Радио Свобода в Берлине: В Германии все, что касается документации событий, сохраняется, если это военнопленный, то максимально подробные сведения о нем. Эти документы никогда не уничтожались. Службы поиска от Красного Креста немецкого существовали с октября 1945 года. Колоссальным подспорьем для того, чтобы искать своих когда-то ушедших на фронт родственников и объявленных пропавшими без вести, стало открытие 30 апреля 2008 года самого большого архива нацистских документов. Он был единственным закрытым архивом. Это архив в городе Бад-Арользен. В нем хранятся сведения о 17,5 млн. жертв нацизма. Там много информации о советских военнопленных. И теперь с этой службой можно связывается или через Красный Крест, или напрямую. У этого архива есть свой сайт и, соответственно, можно его находить.

В Германии с пиететом и трепетом относятся к памяти советских военнопленных, погибших в Германии. Поэтому есть большое количество общественных объединений, созданных для того, чтобы на своей земле, в своем городе отыскать, если есть захоронения, если был лагерь. И следы можно найти в интернете. Сравнительно недавно, в ноябре 2009 года, в Германии в интернете была создана крупнейшая база данных – примерно на 700 тысяч советских военнопленных. Этот сайт создан на русском и немецком языках. Можно открыть его в интернете – www.dokst.ru. Там действительно 700 тысяч людей. Так или иначе, задокументированы их судьбы, что с ними произошло в плену. Сегодня в Германии граждане бывшего Советского Союза могут достаточно легко выйти на сведения о своих отправившихся на фронт родных. Практически все картотеки снабжены фотографиями. И вот описанный случай будет, наверное, не единственным, когда кто-то впервые увидит своего отца.