В Москве, по соседству с Храмом Воскресения Христова во 2-ом Кадашевском переулке, продолжается акция протеста столичных общественных организаций против сноса исторических зданий в Кадашевской слободе.
Накануне участники акции встали на пути строительной техники фирмы "Сатори", не позволяя продолжить работы по уничтожению зданий. Представители общественных организаций проинформировали журналистов, что если в ближайшее время ситуация не изменится, то протестующие объявят голодовку.
Проект сноса зданий возле Храма Воскресения Христова во 2-ом Кадашевском переулке датирован 2008 годом. Автор – застройщик офисно-жилого комплекса "Пять столиц". Реализация проекта была приостановлена после вмешательства общественности. Тогда, 21 апреля 2010 года, в Общественный градостроительный совет был внесен новый проект застройки квартала, отличающийся от предыдущего лишь тем, что на месте оригинальных старинных домов предусматривается возведение так называемых "новоделов" - копий разрушенных зданий. Не дожидаясь утверждения проекта Общественным градостроительным советом, "Сатори" взялась за дело - строительная техника принялась сметать здания в Кадашевской слободе, отмеченные грифом "историческая ценность".
Столичные общественные организации выступили против этого произвола, объявили бессрочную акцию протеста и грудью встали на пути экскаваторов. 27 мая в девять утра противостояние чуть было не переросло в открытое столкновение с непредсказуемыми последствиями. Строительная техника вплотную приблизилась к протестующим, те не сдвинулись с места, и экскаватор строительной фирмы "Сатори" опять дал задний ход. Один из организаторов акции протеста в Кадашевской слободе, координатор молодежных проектов Института "Справедливый мир" Артем Хромов предупредил:
– До конца недели мы будем ждать в надежде наконец-то услышать представителей властей. Если этого не произойдет, на следующей неделе мы проведем акции протеста у Москомнаследия или у мэрии Москвы. Если и это не подействует, то не исключено, что пойдем на крайние меры – на голодовку. Сегодня сюда опять завели технику, но наши ребята оказались на месте, остановили рабочих. Так один из них, в экскаваторе, пытался поймать защитников ковшом. Все это снято на камеру. Приехала милиция, рабочего взяли под стражу.
Настоятель Храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков находится в недоумении:
– Здание, которое обозначено как ценный градообразующий объект, считают возможным сносить! Если такое у нас в стране будет продолжаться, то это приведет к непоправимым последствиям. Теперь о том, что касается непосредственно Храма Воскресения Христова в Кадашах. Существует ряд территорий, которые исторически принадлежат Храму Воскресения Христова, никто этого никогда не отрицал. Согласно указу президента 1993 года, храмовая собственность должна быть возвращена церкви. К таковой относятся два участка погоста, которые нам не возвращают, и так называемый дом дьякона, который исторически принадлежит храму. Я принес на всякий случай сюда документ – архивную выписку, где подтверждается, что храм получил это здание в 1892 году. Храмовой собственностью оно числилось до 1918 года, когда было незаконно отобрано. На очереди под снос стоит промышленное сооружение начала ХХ века, выстроенное в стиле "модерн", представляющее собой прекрасный образец так называемого кирпичного стиля. Это сооружение – неотъемлемый элемент окружающей среды, как и остальные здания, которые уже снесены. Все должно быть возвращено и восстановлено.
Член президиума экспертно-консультативного Совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко, специалист со стажем, вспоминает:
– Когда мы отстаивали Палаты на стрелке Пречистенки и Остоженки, в течение двух месяцев студенты дежурили круглосуточно. Техника для сноса стояла в окружающих дворах. И у меня рядом с постелью всегда лежали развернутые книжки телефонов отдела культуры ЦК КПСС, горкома партии – тех инстанций, которые могли остановить снос. И нам удалось спасти то, что теперь называется Белые и Красные палаты. Это было серьезным событием. Сейчас - аналогичная ситуация. С 1972 года прошли десятилетия, а новая власть не может решить элементарную проблему. И просто нарывается на народный бунт, на противостояние.
Накануне участники акции встали на пути строительной техники фирмы "Сатори", не позволяя продолжить работы по уничтожению зданий. Представители общественных организаций проинформировали журналистов, что если в ближайшее время ситуация не изменится, то протестующие объявят голодовку.
Проект сноса зданий возле Храма Воскресения Христова во 2-ом Кадашевском переулке датирован 2008 годом. Автор – застройщик офисно-жилого комплекса "Пять столиц". Реализация проекта была приостановлена после вмешательства общественности. Тогда, 21 апреля 2010 года, в Общественный градостроительный совет был внесен новый проект застройки квартала, отличающийся от предыдущего лишь тем, что на месте оригинальных старинных домов предусматривается возведение так называемых "новоделов" - копий разрушенных зданий. Не дожидаясь утверждения проекта Общественным градостроительным советом, "Сатори" взялась за дело - строительная техника принялась сметать здания в Кадашевской слободе, отмеченные грифом "историческая ценность".
Столичные общественные организации выступили против этого произвола, объявили бессрочную акцию протеста и грудью встали на пути экскаваторов. 27 мая в девять утра противостояние чуть было не переросло в открытое столкновение с непредсказуемыми последствиями. Строительная техника вплотную приблизилась к протестующим, те не сдвинулись с места, и экскаватор строительной фирмы "Сатори" опять дал задний ход. Один из организаторов акции протеста в Кадашевской слободе, координатор молодежных проектов Института "Справедливый мир" Артем Хромов предупредил:
– До конца недели мы будем ждать в надежде наконец-то услышать представителей властей. Если этого не произойдет, на следующей неделе мы проведем акции протеста у Москомнаследия или у мэрии Москвы. Если и это не подействует, то не исключено, что пойдем на крайние меры – на голодовку. Сегодня сюда опять завели технику, но наши ребята оказались на месте, остановили рабочих. Так один из них, в экскаваторе, пытался поймать защитников ковшом. Все это снято на камеру. Приехала милиция, рабочего взяли под стражу.
Настоятель Храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков находится в недоумении:
– Здание, которое обозначено как ценный градообразующий объект, считают возможным сносить! Если такое у нас в стране будет продолжаться, то это приведет к непоправимым последствиям. Теперь о том, что касается непосредственно Храма Воскресения Христова в Кадашах. Существует ряд территорий, которые исторически принадлежат Храму Воскресения Христова, никто этого никогда не отрицал. Согласно указу президента 1993 года, храмовая собственность должна быть возвращена церкви. К таковой относятся два участка погоста, которые нам не возвращают, и так называемый дом дьякона, который исторически принадлежит храму. Я принес на всякий случай сюда документ – архивную выписку, где подтверждается, что храм получил это здание в 1892 году. Храмовой собственностью оно числилось до 1918 года, когда было незаконно отобрано. На очереди под снос стоит промышленное сооружение начала ХХ века, выстроенное в стиле "модерн", представляющее собой прекрасный образец так называемого кирпичного стиля. Это сооружение – неотъемлемый элемент окружающей среды, как и остальные здания, которые уже снесены. Все должно быть возвращено и восстановлено.
Член президиума экспертно-консультативного Совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко, специалист со стажем, вспоминает:
– Когда мы отстаивали Палаты на стрелке Пречистенки и Остоженки, в течение двух месяцев студенты дежурили круглосуточно. Техника для сноса стояла в окружающих дворах. И у меня рядом с постелью всегда лежали развернутые книжки телефонов отдела культуры ЦК КПСС, горкома партии – тех инстанций, которые могли остановить снос. И нам удалось спасти то, что теперь называется Белые и Красные палаты. Это было серьезным событием. Сейчас - аналогичная ситуация. С 1972 года прошли десятилетия, а новая власть не может решить элементарную проблему. И просто нарывается на народный бунт, на противостояние.