Айгуль Рыскулова - о гуманитарной помощи для юга Киргизии

Гуманитарная ситуация на юге Киргизии, по мнению официальных представителей временного правительства, начинает улучшаться.

Спецпредставитель временного правительства Киргизии по вопросам оказания помощи пострадавшим в межэтнических столкновениях и перемещенным лицам рассказывает в интервью Радио Свобода о нынешней гуманитарной ситуации в Оше, Джалал-Абаде и прилегающих к ним населенных пунктах.

– Я сейчас нахожусь в Джалал-Абаде, только что прилетела из Оша, - говорит Айгуль Рыскулова. - Сейчас мы как раз обсудили вопрос поступления гуманитарной помощи в Джалал-Абад; помощь начала идти в город с вечера 15 июня – прежде всего, в виде продуктов питания. В настоящее время, в принципе, можно сказать, что население обеспечено, продовольственная безопасность Джалал-Абада удовлетворительная. Из Бишкека гуманитарная помощь идет наземным транспортом: в Джалал-Абаде аэропорт маленький.

А в Ош с 15 июня начали поступать полноценные, крупномасштабные грузы. Сегодня мы постарались довезти их до каждого квартала, района Оша; до вечера управимся. Конечно, сказать, что распределение гуманитарной помощи идет идеально, невозможно: в некоторые районы города до сих пор нет доступа. Сейчас мы подключили практически всех – международные организации, депутатов городского и районных кенешей (советов), работают "горячие" линии. В течение двух дней мы стабилизируем ситуацию по продовольственной безопасности в Оше и области.

– Удается ли соблюдать порядок при распределении гуманитарной помощи? Нет ли попыток злоупотребления или мародерства?

– Об этом и вправду много разговоров. Единичные случаи зарегистрированы; это есть. Некоторые ушлые люди начали брать гуманитарную помощь в разных точках города, где идет распределение (здесь надо учесть ситуацию: кто обращается - всем выдают). Естественно, те, кто получил лишнюю гуманитарную помощь, начали ее продавать. Но это, повторюсь, малое количество. Сегодня мы создали линию по оказанию гуманитарной помощи, создав координационный совет – представители НПО, правозащитники, уважаемые люди из махаллей (узбекских кварталов). Думаю, все-таки мы справимся.

С утра мы попросили торговцев – тех, у кого остались хоть какие-то запасы на складах – начинать продажу, открывать магазины, базары. Подчеркну: речь идет не о продуктах по линии гуманитарной помощи.

– Сказывается ли на ситуации количество беженцев? Нам в России говорят о том, что их крайне много; счет уже идет на сотни тысяч, и о том, что очень сложно оказывать им помощь, в том числе и медицинскую.


– Я не могу говорить о беженцах. В соответствии с международными стандартами беженцами считаются люди, которые пересекли границу другого государства. А те граждане, которые находятся на территории Киргизии, но вблизи границ с Узбекистаном - это перемещенные лица. Таких много в Сузакском районе Джалал-Абадской области; их посетили комендант и губернатор области, поговорили. Идет работа с местными аксакалами; люди хотят вернуться в свои дома. Есть определенный страх, конечно, но я думаю, что эта работа будет налажена. Мы не считаем их беженцами. Это - граждане Киргизской республики.

Что касается Ошской области, то в районе пункта пограничного перехода "Достык", по некоторым сведениям, скопилось большое количество людей. К сожалению, мы туда не смогли добраться. Даже представителей Красного Полумесяца туда не пустили. Поэтому у меня нет определенной информации о том, сколько там человек.