Скучная эротика Московского кинофестиваля

"Постельны сцены" в основном вызвали у зрителей скуку.

32-й Московский международный кинофестиваль открылся картиной знаменитого французского режиссера Клода Лелюша "Женщина и мужчина". Лелюшу вручена и первая награда фестиваля – приз за вклад в мировой кинематограф. А экспериментальный конкурс ММКФ "Перспективы" стартовал немецкой лентой "Постельные сцены". Содержание фильма вполне соответствует его названию.

Можно даже сказать, что "Постельные сцены" порой откровенно порнографичны. Согласно сюжету, молодая девушка-режиссер снимает кино о паре своих ровесников-актеров, которые встречаются в Берлине, вроде бы стремительно влюбляются, бурно занимаются сексом, но отношения их остаются предельно отстраненными. О фильме говорит его режиссер и сценарист Рольф Петер Каль:

– Секс, сексуальность – это неотъемлемая часть жизни. И вполне можно все это показывать, без этого жизнь была бы неполной. Секс гораздо более реальная часть жизни, чем, скажем, показ в каких-то боевиках того, как убивают людей. Сексуальность и секс в этом фильме показаны несколько холодно, достаточно отстраненно, чтобы зритель имел возможность все-таки не потерять контроль над собой, не отдаться эмоциям чувственным – как это происходит во время просмотра порнофильма, а мог поразмышлять о ситуации и прийти к каким-то суждениям. Конечно, мне хотелось бы верить, что люди будут не просто смотреть этот фильм, но будут также и задумываться над происходящим, соотносить этот фильм с собой. И такая реакция до меня уже доходит. Звонит какая-нибудь моя знакомая и темпераментно говорит, что она пять раз пересмотрела этот фильм, несколько дней не могла его забыть. Но говорит: "Какая же ты все-таки свинья, что такое снял".

Актриса Мириам Пак рассказала, как она изображала сцену оргазма в кабинке порношоу:

– Такие откровенные эпизоды играть очень тяжело, и мне в моей работе помогла моя любовь к танцу, к хореографии. Опиралась в этих эпизодах, так сказать, на язык тела. В сценарии меня прежде всего покорила возможность именно за счет тела передавать какие-то эмоции. Это очень важно, когда есть возможность говорить без слов. Как, например, вот в этом самом тяжелом эпизоде, когда героиня в кабинке одна сидит...

Героиня Мириам Пак – режиссер-манипулятор, она подчиняет своей воле актеров и заставляет их быть зеркалом ее сексуальных фантазий и ожиданий. Фильм "Постельные сцены", несмотря на то, что он пытается говорить о любви, эстетски холоден, полон многозначительных аллюзий, литературных и кинематографических цитат. После "Пианистки" и "Порнократии" зрителя трудно удивить откровенной и шокирующей эротикой, если она не связана с психологической разработкой характеров и сюжетными ходами, а этого в "Постельных сценах" явно не хватает, как и внятных диалогов. Заместителю директора Музея кино Максиму Павлову фильм показался откровенно скучным:

– Можно сказать только одно: снова зафиксирован кризис буржуазного кино и буржуазного общества. Серьезно обсуждать этот фильм тяжело. Но больше всего мне "понравилось" то, что в конце к этому еще и Фуко приплели, он-то в отличие от этого фильма был очень талантливый человек. Нам очень часто пытаются выдать за сложное по языку, но чувственное кино то, в чем, во-первых, абсолютно ничего сложного по языку нет, а во-вторых – еще и абсолютно бесчувственное. Вот это, по-моему, такая вампука, я не знаю, как по-другому назвать. Очень амбициозная, но при этом ничего собой ровным счетом не несущая. Реакция зала была показательна, потому что люди откровенно смеялись, имитировали глубокий сон. Безумно скучно.