Пражская мэрия решила вернуть в столицу цикл картин "Славянская эпопея" чешского живописца и театрального художника Альфонса Мухи. Несмотря на то, что Муха когда-то подарил эти полотна Праге, 47 лет они выставлялись в замке города Моравски-Крумлов.
Идею изобразить на полотне историю славянских народов Альфонс Муха, по воспоминаниям современников, вынашивал около десяти лет. Первым импульсом стала его работа над павильоном Боснии и Герцеговины для парижской Всемирной выставки в 1900 году. Интерьер павильона он придумал, вдохновившись культурными традициями южных славян. Рассказывает Мирослав Гоушть, исследователь творчества Альфонса Мухи:
"В Париже Муха впервые задумал создать как бы единый образ славян, отобразить их историю, их мифологию, передать особенности философии и мышления славянских народов. Слово "эпопея" в данном случае было свидетельством монументальности. В то время Муха хотел указать славянам на их общность. Сегодня, конечно, эта тема не так актуальна".
На двадцати полотнах изображаются важные, с точки зрения автора, вехи истории славянских народов, общественные, религиозные, культурные и военные события: отмена крепостного права на Руси, проповедь Яна Гуса в Вифлеемской капелле, правление в Болгарии царя Симеона I Великого, учение чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского и так далее. Например, с историей Гуситской церкви, одной из самых многочисленных по количеству последователей в Чехословакии, связано четыре полотна. Картина "Братская школа в Иванчицах", на которой изображен процесс печатания первой Библии на чешском языке, посвящена городу, в котором Муха родился. Рассказывает Мирослав Гоушть:
"Эта картина интересна тем, что при работе над ней художник не использует декоративные элементы - в отличие от других полотен цикла. Здесь он выступает не декоратором, а обычным художником".
Необходимо отметить, что многие критики того времени называли этот цикл пафосным националистическим анахронизмом, появившимся на сто лет позже эпохи европейского романтизма в искусстве. Однако полотна исправно возникали на протяжении почти двадцати лет и передавались в дар Праге постепенно. По этой причине они отличаются как по тону, так и по стилю. Первые картины огромны: 6 на 8 метров, последующие - меньше. Холст для них специально заказывали в Бельгии, а рисунок наносился яичной темперой.
Над созданием "Славянской эпопеи" Альфонс Муха закончил работать в 1928 году. Тогда же состоялась и единственная пражская выставка цикла. Все 20 работ были подарены Праге, однако при этом художник поставил одно условие: для экспозиции должна была быть построена отдельная галерея. В 30-х годах прошлого века сооружение отдельного здания отложили, а впоследствии картины спрятали в депозитарий.
С тех пор средств на возведение отдельного музея так и не нашли. В 60-х годах прошлого века картины предложили перевезти в замок города Моравски-Крумлов. Чтобы получить возможность выставлять эти полотна, городу пришлось их полностью отреставрировать. В Моравском-Крумлове картины находятся и поныне, однако власти Праги решили все-таки вернуть цикл в столицу. С одной стороны, чтобы все-таки исполнить волю художника, а с другой - отпраздновать 150 лет со дня рождения Альфонса Мухи и организовать выставку.
Вопрос возвращения полотен в столицу Чехии обсуждается уже пять лет. Наследники художника не согласны с тем, чтобы "Славянская эпопея" выставлялась в Праге до тех пор, пока столичные власти не построят подходящие помещение для картин, по сути, выполнят условие, о котором говорится в завещании. Чтобы исполнить волю деда, внук Альфонса Мухи Джон организовал фонд, который собирает средства на строительство галереи. Говорит Джон Муха:
"Славянская эпопея" - это самое лучшее, что создал мой дед, но одновременно это и культурное сокровище не только Чехии, но и всего мира. Если бы магистрат, скажем, завтра, решил создать музей в пражском районе Летна, у нас уже есть инвестор, который бы оплатил все необходимые работы".
Власти Праги пока не знают, в каком месте будет создан музей Альфонса Мухи. Тем не менее, спустя более чем 80 лет, истекших после первой выставки, картины снова будут выставляться Праге. Предполагается, что это произойдет в конце 2010 года. Сотрудники мэрии надеются, что выставка привлечет в столицу тех, кому интересно творчество одного из самых ярких представителей стиля модерн в искусстве.
(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск")
Идею изобразить на полотне историю славянских народов Альфонс Муха, по воспоминаниям современников, вынашивал около десяти лет. Первым импульсом стала его работа над павильоном Боснии и Герцеговины для парижской Всемирной выставки в 1900 году. Интерьер павильона он придумал, вдохновившись культурными традициями южных славян. Рассказывает Мирослав Гоушть, исследователь творчества Альфонса Мухи:
"В Париже Муха впервые задумал создать как бы единый образ славян, отобразить их историю, их мифологию, передать особенности философии и мышления славянских народов. Слово "эпопея" в данном случае было свидетельством монументальности. В то время Муха хотел указать славянам на их общность. Сегодня, конечно, эта тема не так актуальна".
На двадцати полотнах изображаются важные, с точки зрения автора, вехи истории славянских народов, общественные, религиозные, культурные и военные события: отмена крепостного права на Руси, проповедь Яна Гуса в Вифлеемской капелле, правление в Болгарии царя Симеона I Великого, учение чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского и так далее. Например, с историей Гуситской церкви, одной из самых многочисленных по количеству последователей в Чехословакии, связано четыре полотна. Картина "Братская школа в Иванчицах", на которой изображен процесс печатания первой Библии на чешском языке, посвящена городу, в котором Муха родился. Рассказывает Мирослав Гоушть:
"Эта картина интересна тем, что при работе над ней художник не использует декоративные элементы - в отличие от других полотен цикла. Здесь он выступает не декоратором, а обычным художником".
Необходимо отметить, что многие критики того времени называли этот цикл пафосным националистическим анахронизмом, появившимся на сто лет позже эпохи европейского романтизма в искусстве. Однако полотна исправно возникали на протяжении почти двадцати лет и передавались в дар Праге постепенно. По этой причине они отличаются как по тону, так и по стилю. Первые картины огромны: 6 на 8 метров, последующие - меньше. Холст для них специально заказывали в Бельгии, а рисунок наносился яичной темперой.
Над созданием "Славянской эпопеи" Альфонс Муха закончил работать в 1928 году. Тогда же состоялась и единственная пражская выставка цикла. Все 20 работ были подарены Праге, однако при этом художник поставил одно условие: для экспозиции должна была быть построена отдельная галерея. В 30-х годах прошлого века сооружение отдельного здания отложили, а впоследствии картины спрятали в депозитарий.
С тех пор средств на возведение отдельного музея так и не нашли. В 60-х годах прошлого века картины предложили перевезти в замок города Моравски-Крумлов. Чтобы получить возможность выставлять эти полотна, городу пришлось их полностью отреставрировать. В Моравском-Крумлове картины находятся и поныне, однако власти Праги решили все-таки вернуть цикл в столицу. С одной стороны, чтобы все-таки исполнить волю художника, а с другой - отпраздновать 150 лет со дня рождения Альфонса Мухи и организовать выставку.
Вопрос возвращения полотен в столицу Чехии обсуждается уже пять лет. Наследники художника не согласны с тем, чтобы "Славянская эпопея" выставлялась в Праге до тех пор, пока столичные власти не построят подходящие помещение для картин, по сути, выполнят условие, о котором говорится в завещании. Чтобы исполнить волю деда, внук Альфонса Мухи Джон организовал фонд, который собирает средства на строительство галереи. Говорит Джон Муха:
"Славянская эпопея" - это самое лучшее, что создал мой дед, но одновременно это и культурное сокровище не только Чехии, но и всего мира. Если бы магистрат, скажем, завтра, решил создать музей в пражском районе Летна, у нас уже есть инвестор, который бы оплатил все необходимые работы".
Власти Праги пока не знают, в каком месте будет создан музей Альфонса Мухи. Тем не менее, спустя более чем 80 лет, истекших после первой выставки, картины снова будут выставляться Праге. Предполагается, что это произойдет в конце 2010 года. Сотрудники мэрии надеются, что выставка привлечет в столицу тех, кому интересно творчество одного из самых ярких представителей стиля модерн в искусстве.
(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск")