2 августа – 80-я годовщина формирования в Советском Союзе воздушно-десантных войск. Первый в советской истории отряд парашютистов был десантирован под Воронежем, через год, в 1931-м, было сформировано первое постоянное десантное подразделение – в Ленинградском военном округе. В 1941 году создано командование воздушно-десантных войск.
При всех режимах ВДВ считались одним из самых боеспособных родов войск, а потому десантников использовали при проведении сложных операций, в том числе военно-политического характера, вроде подавления "пражской весны" в 1968 году или вторжения в Афганистан. О нынешнем состоянии и реформе ВДВ Радио Свобода рассказал военный эксперт Александр Гольц:
–Нынешняя военная реформа, которая уже благополучно сделала круг, началась с 76-й воздушно-штурмовой псковской дивизии. Это было первое соединение, которое перевели на контракт. Но и сейчас псковская дивизия, как и остальные три дивизии ВДВ, формируется призывниками, что значительно снижает боеспособность этих соединений. С другой стороны, генерал Шаманов, который ныне командует ВДВ, сформировал пять батальонов из контрактников. Эти пять батальонов – это и есть настоящая часть постоянной готовности -– то, что имеет Россия на сегодняшний день.
– Хорошей готовности?
– Они постоянно тренируются. И живут в режиме, когда четыре батальона в полной готовности, а один в отпуске.
– Почему несколько лет назад ходили разговоры о том, что ВДВ будут расформированы? С чем это было связано?
– С их особым статусом. Элитность ВДВ – это всегда бельмо в глазу у сухопутных начальников, которые по определению всегда занимали высшие командные должности в российской армии. Однажды было исключение в лице Павла Грачева. И все разговоры о реформе ВДВ начались ровно с того момента, как он был уволен. Сейчас, должен сказать, позиции десантного клана в армии довольно сильны.
– Судя по всему, десантные войска 80 лет назад замышлялись как подразделения для диверсионных операций. С той поры сфера их применения заметно расширилась.
– Изменилась концепция. Теперь считается , что победа зависит не только от того, как много войск удастся выдвинуть на какой-то рубеж, а от того, как быстро вы это сделаете. Здесь ВДВ играют первостепенную роль.
– Сколько сейчас воинов-десантников в России?
– Около 30 тысяч.
– Реформа этих войск может стать удачным примером для всей российской армии?
– К сожалению, нынешняя реформа не ведет к профессионализации российских вооруженных сил.
– С точки зрения особенности подготовки или особенности их применения, десантные войска чем-то серьезно отличаются от других специальных элитных подразделений в российской армии?
– К элитным подразделениям мы можем отнести бригады спецназа ГРУ, их подготовка, в принципе, ничем кардинально не отличается от подготовки ВДВ. Забавно, эти люди из бригад спецназа ГРУ носят голубые береты.
– Есть какие-то прямые аналоги ВДВ российским в зарубежных армиях?
– Разумеется. Это 75-й воздушно-десантный корпус США, который включает в себя 87-ю воздушно-десантную дивизию и 101-ю воздушно-штурмовую дивизию. До некоторой степени ВДВ, хотя ни один десантник это не признает, когда они по новой создавались в 1950 году, косили взглядом в сторону американцев. Уж очень эффективно американские десантные войска показали себя во время корейской войны. В Советском Союзе особенно удачных десантных операций до 50-х годов не было. После десантники участвовали во всех операциях советской, а потом и российской армии. Вспомним захват Чехословакии. Можно по-разному к этому относится с политической точки зрения, но именно десантники захватывали аэродромы. Победой это не закончилось, потому что закончиться и не могло, но десантники очень активно участвовали и в афганских событиях. А потом во всех местных конфликтах, начиная от Нагорного Карабаха.
День ВДВ в России – это, помимо всего, еще и военно-фольклорный праздник, связанный не только с официальными мероприятиями, но и с встречами бывших десантников в городских парках, купанием в фонтанах и приемом алкогольных напитков. О своем опыте службы в ВДВ рассказывает предприниматель из города Переяславль-Залесский Вячеслав Медушинский:
– Служил с 1979 по 1981 год в городе Киров. Тогда было очень тяжело попасть в ВДВ, проводился серьезный отбор. И все мы стремились туда, в элиту войск. Даже когда служили, почему-то День десантника больше отмечали те, кто был на кухне или на подсобных работах. А те, кто служим по-настоящему, отмечает более скромно. У нас в городе фонтанов нет, но мы регулярно собираемся, посещаем кладбище друзей, которые служили в Афганистане. У нас есть прекрасное озеро, пляж, и вот сюда приходят люди в беретах, в тельняшках. Говоришь им, ты же не служил там! И начинаются драки…
О философии фольклора воздушно-десантных войск Радио Свобода рассказал петербургский исследователь, антрополог Михаил Лурье:
– Никаких корней в традиционном русском фольклоре у современного фольклора армейского нет. Связь на уровне типологическом. Армейский фольклор ХХ века имеет известный или неизвестный литературные источники. Часть современных армейских песен – это переделки из кинофильмов. Тот самый случай, когда массовая культура предоставляет материал, сырье, из которого фольклор что-то отбирает, что-то лепит свое – нужное той или иной субкультуре. И выдает результат.
Фольклор советской, а потом и российской армии имеет источники в городском песенном фольклоре. Например, одна из ВДВешных песен начинается строфой "Снова вы увидите, как летом на полях тюльпаны расцветут. Только нас с тобою в это время на прыжки, наверное, увезут". Вот эта формула – снова увидите, как цветочки расцветут, а нас куда-то повезут – это формула, восходящая к песенному тюремному фольклору еще конца XIX века: "Придет весна, настанет лето, в полях цветочки расцветут. А нам с тобою в это время железом ноги закуют". Эта формула постепенно перешла из того, более старого фольклора в фольклор современный. В частности, в армейский, для которого вообще актуальны тюремные мотивы, поскольку есть ситуация несвободы. У десантников есть даже такая шуточная поговорка: десантник человек свободный – куда пошлют, туда и захочет.
– Почему в общем армейском фольклоре есть традиции более сильные и менее сильные? И почему именно у десантников эта традиция выражена ярче, чем у других?
– Это связано с тем, при решении сложных боевых задач, часто груз ложился на плечи десантных войск. И это очень сильно подняло самооценку, выработало самоощущение того, именно ВДВешники – это элита армии. Очень большую роль сыграл конкретно Афганистан. Война, длившаяся десять лет, породила большой пласт фольклора и создала почву для формирования традиции. Афганская культура – это культура десантников.
При всех режимах ВДВ считались одним из самых боеспособных родов войск, а потому десантников использовали при проведении сложных операций, в том числе военно-политического характера, вроде подавления "пражской весны" в 1968 году или вторжения в Афганистан. О нынешнем состоянии и реформе ВДВ Радио Свобода рассказал военный эксперт Александр Гольц:
–Нынешняя военная реформа, которая уже благополучно сделала круг, началась с 76-й воздушно-штурмовой псковской дивизии. Это было первое соединение, которое перевели на контракт. Но и сейчас псковская дивизия, как и остальные три дивизии ВДВ, формируется призывниками, что значительно снижает боеспособность этих соединений. С другой стороны, генерал Шаманов, который ныне командует ВДВ, сформировал пять батальонов из контрактников. Эти пять батальонов – это и есть настоящая часть постоянной готовности -– то, что имеет Россия на сегодняшний день.
– Хорошей готовности?
– Они постоянно тренируются. И живут в режиме, когда четыре батальона в полной готовности, а один в отпуске.
– Почему несколько лет назад ходили разговоры о том, что ВДВ будут расформированы? С чем это было связано?
– С их особым статусом. Элитность ВДВ – это всегда бельмо в глазу у сухопутных начальников, которые по определению всегда занимали высшие командные должности в российской армии. Однажды было исключение в лице Павла Грачева. И все разговоры о реформе ВДВ начались ровно с того момента, как он был уволен. Сейчас, должен сказать, позиции десантного клана в армии довольно сильны.
– Судя по всему, десантные войска 80 лет назад замышлялись как подразделения для диверсионных операций. С той поры сфера их применения заметно расширилась.
– Изменилась концепция. Теперь считается , что победа зависит не только от того, как много войск удастся выдвинуть на какой-то рубеж, а от того, как быстро вы это сделаете. Здесь ВДВ играют первостепенную роль.
– Сколько сейчас воинов-десантников в России?
– Около 30 тысяч.
– Реформа этих войск может стать удачным примером для всей российской армии?
– К сожалению, нынешняя реформа не ведет к профессионализации российских вооруженных сил.
– С точки зрения особенности подготовки или особенности их применения, десантные войска чем-то серьезно отличаются от других специальных элитных подразделений в российской армии?
– К элитным подразделениям мы можем отнести бригады спецназа ГРУ, их подготовка, в принципе, ничем кардинально не отличается от подготовки ВДВ. Забавно, эти люди из бригад спецназа ГРУ носят голубые береты.
– Есть какие-то прямые аналоги ВДВ российским в зарубежных армиях?
– Разумеется. Это 75-й воздушно-десантный корпус США, который включает в себя 87-ю воздушно-десантную дивизию и 101-ю воздушно-штурмовую дивизию. До некоторой степени ВДВ, хотя ни один десантник это не признает, когда они по новой создавались в 1950 году, косили взглядом в сторону американцев. Уж очень эффективно американские десантные войска показали себя во время корейской войны. В Советском Союзе особенно удачных десантных операций до 50-х годов не было. После десантники участвовали во всех операциях советской, а потом и российской армии. Вспомним захват Чехословакии. Можно по-разному к этому относится с политической точки зрения, но именно десантники захватывали аэродромы. Победой это не закончилось, потому что закончиться и не могло, но десантники очень активно участвовали и в афганских событиях. А потом во всех местных конфликтах, начиная от Нагорного Карабаха.
День ВДВ в России – это, помимо всего, еще и военно-фольклорный праздник, связанный не только с официальными мероприятиями, но и с встречами бывших десантников в городских парках, купанием в фонтанах и приемом алкогольных напитков. О своем опыте службы в ВДВ рассказывает предприниматель из города Переяславль-Залесский Вячеслав Медушинский:
– Служил с 1979 по 1981 год в городе Киров. Тогда было очень тяжело попасть в ВДВ, проводился серьезный отбор. И все мы стремились туда, в элиту войск. Даже когда служили, почему-то День десантника больше отмечали те, кто был на кухне или на подсобных работах. А те, кто служим по-настоящему, отмечает более скромно. У нас в городе фонтанов нет, но мы регулярно собираемся, посещаем кладбище друзей, которые служили в Афганистане. У нас есть прекрасное озеро, пляж, и вот сюда приходят люди в беретах, в тельняшках. Говоришь им, ты же не служил там! И начинаются драки…
О философии фольклора воздушно-десантных войск Радио Свобода рассказал петербургский исследователь, антрополог Михаил Лурье:
– Никаких корней в традиционном русском фольклоре у современного фольклора армейского нет. Связь на уровне типологическом. Армейский фольклор ХХ века имеет известный или неизвестный литературные источники. Часть современных армейских песен – это переделки из кинофильмов. Тот самый случай, когда массовая культура предоставляет материал, сырье, из которого фольклор что-то отбирает, что-то лепит свое – нужное той или иной субкультуре. И выдает результат.
Фольклор советской, а потом и российской армии имеет источники в городском песенном фольклоре. Например, одна из ВДВешных песен начинается строфой "Снова вы увидите, как летом на полях тюльпаны расцветут. Только нас с тобою в это время на прыжки, наверное, увезут". Вот эта формула – снова увидите, как цветочки расцветут, а нас куда-то повезут – это формула, восходящая к песенному тюремному фольклору еще конца XIX века: "Придет весна, настанет лето, в полях цветочки расцветут. А нам с тобою в это время железом ноги закуют". Эта формула постепенно перешла из того, более старого фольклора в фольклор современный. В частности, в армейский, для которого вообще актуальны тюремные мотивы, поскольку есть ситуация несвободы. У десантников есть даже такая шуточная поговорка: десантник человек свободный – куда пошлют, туда и захочет.
– Почему в общем армейском фольклоре есть традиции более сильные и менее сильные? И почему именно у десантников эта традиция выражена ярче, чем у других?
– Это связано с тем, при решении сложных боевых задач, часто груз ложился на плечи десантных войск. И это очень сильно подняло самооценку, выработало самоощущение того, именно ВДВешники – это элита армии. Очень большую роль сыграл конкретно Афганистан. Война, длившаяся десять лет, породила большой пласт фольклора и создала почву для формирования традиции. Афганская культура – это культура десантников.