Молчание олигархов

Татьяна Щербина

Жизнь опровергла известное утверждение, что лучше плохая власть, чем никакой. В нынешнем огненном апокалипсисе выяснилось, что "плохая" в мирное время, власть оказывается именно что никакой при форс-мажоре. Ее нет: она не слышит сигналов "снизу", от просто людей, жителей, очевидцев – "загорелось!", она в отпуске, она различает только позывные с самого верха, от кремлевских орлов и звезд. Лидеры (вспоминается сеть французских супермаркетов для бедных "лидер прайс") дышат морским воздухом, пасутся на альпийских лугах, никакой катастрофы не видят, а уж когда сгорело пол-России – начинаются фотосессии и цирковые номера, увольнения лесных начальников и переназначение все тех же, которые проспали пожар. "Никакой власти" оказывается вдруг хорошей новостью. Если б с самого начала ее просто не было, не ждали бы отмашки администраций, не надеялись бы, что прилетит спаситель дядя Шойгу – знать бы, что рассчитывать не на кого, меньше было бы потерь.

Приучили же – вертикаль! "Берет в свои руки всю полноту власти, но ведь и ответственности тоже", – любили разъяснять в первой половине нулевых прокремлевские политологи. А население, мол, сами видите, какое. И вдруг оказалось, что способность никчемного населения к самоорганизации, решению задач любой сложности путем "бросания клича" и мгновенного получения друг от друга необходимой помощи огромна и неистощима: и пожарные рукава достают, и лекарства закупают для пострадавших, и еду, развозят всё на своих машинах, тушат, быстро освоив незнакомое доселе дело. Вместе с пожарными, само собой, но инициатива пошла снизу.

Благотворительность в России латает расползающуюся социальную ткань: у плохой власти всё в дырах, от асфальта до законов. "Плохость" кроется именно что в вертикали: чиновники, от мала до велика, смотрят не окрест себя, а наверх, откуда им идет коррупционная благодать. Не работает система здравоохранения? Появляются волонтеры, ездящие по хосписам, фонды, собирающие с миру по нитке ребеночку на операцию. Мудрецы из "партии власти" приняли негодный Лесной кодекс, лидер прайс подписал, и лидером лесного хозяйства стал красный петух. И опять – добровольцы, жертвователи, просто сочувствующие и настоящие герои бросились спасать родину. Мы – свидетели не анархии, а замещения вакуума власти самоорганизацией общества. В критической ситуации население оказалось по одну сторону, а самоназначенные "элиты" - по другую. И вот вопрос, который мучил меня все это время: а куда подевались пресловутые олигархи?

Миллиардер №1 Лисин и так-то подвергался взысканию за разрушение экологии Липецкой области, где его комбинат, а теперь – что ж не направил копеечку, хотя бы туда, где сам напортачил? Вексельберг за бешеные деньги скупал яйца, чтоб понравиться Путину, отстегнул миллионы на фантасмагорическое Сколково, а вот чтоб купить умирающим от огня и дыма гражданам те самые недостающие пожарные рукава, машины, медикаменты, респираторы, кислородные баллоны, лопаты, ну хоть чем-то помочь? Михаил Прохоров спонсировал, извиняюсь за выражение, Селигер, где молодежь учили, что она объедает Путина, если много ест, а вот отдать сколько-нибудь миллионов на то, чтоб поднять в воздух все возможные самолеты и вертолеты против этого нового страшного дракона – красного петуха?

Или олигархи думали, что Путину не понравилась бы такая трата денег? Они же инвестируют в "престиж России", Абрамович "Челси" купил, православный банкир Пугачев – дорогие французские бутики Hediard, Лебедев скупает британскую прессу, и несть числа этому повсеместному luxury-шоппингу, хотя в самой России нет дорог, медицинского оборудования, систем защиты и безопасности, пожарной, в том числе, ну просто элементарных в XXI веке вещей нет! В мирной жизни (хотя была ли она до этой катастрофы мирной, со всеми терактами, войнами, захватами и масштабными авариями последних десяти лет?) об олигархе не вспоминаешь. Не нужны ему дороги и больницы, никто его за это по голове не погладит, а на благодарность населения он чихал, ну и пусть.

Это во Франции, откуда я только что прилетела, благодарность спонсорам выражается повсеместно в виде табличек: кто-то дал денег на ботанический сад, кто-то на больницу, музей, да и павшим воинам всюду память, поименно и "порайонно", кому жители данного места персонально благодарны. Помимо Триумфальной Арки и прочих торжественных памятников от имени и во славу государства, много всего каждодневного, человеческого. А нашим богатым нужно только одобрение начальства. Так что мы после катастрофического лета-2010 будем благодарны не гибриду олигархов и чиновников, а тем, кто бросился в Рязань и Шатуру, в Орехово-Зуево и Нижний Новгород, кто не спал сутками, рисковал жизнью, отдавал последнее. И не знаю, честно говоря, как потом две неравные половины – "элиты" и общество – будут смотреть друг другу в глаза. Не исключаю, что общество всерьез захочет послать в бессрочный отпуск на Канарские острова, куда отправил ценитель морского воздуха Медведев главного лесничего Московской области, их всех.