В российский прокат выходит ''Игла. Ремикс''


Марина Тимашева:16 сентября в российский прокат выйдет фильм Рашида Нугманова ''Игла. Ремикс''. На афишах написано ''В главной роли Виктор Цой''. Однако, все помнят, что лидер группы ''Кино'' погиб в автокатастрофе15 августа 1989 года. Что же все это означает? Какое отношение новый фильм имеет к прежней ''Игле'', в которой Виктор Цой сыграл главную роль (Моро), объясняет режиссер.

Рашид Нугманов: Дело в том, что я всегда мечтал выпустить фильм ''Игла'' в хорошем качестве. Все эти годы выходил он сначала на VHS, потом на DVD, и был такого ужасного качества, что было просто больно смотреть. Вы знаете, человеку смотреть на свое собственное произведение не в том виде, в котором оно замышлялось, очень больно. В конце концов, я провел очень долгую серию переговоров с киностудией ''Казахфильм'' и получил полное добро, все права, эксклюзивное управление для того, чтобы отреставрировать материал и выпустить достойного качества фильм. И начали мы эту работу. Тут же появились предложения и советы выпустить этот фильм повторно на экран, пусть даже небольшим количеством копий. Потому что Виктор Цой остается героем и кумиром уже другого поколения. Многие молодые люди, родившиеся уже после его гибели, по-прежнему считают его своим кумиром и заслуживают, я думаю, того, чтобы увидеть его на экране. Следом за этой мыслью пришла другая мысль: если фильм выпускать, то, наверное, лучшие бы его адаптировать к новому, 21-му веку, а не просто пустить ту работу, которую видели и которая прошла по экранам 20 лет назад. Тем более, ее можно будет теперь увидеть в хорошем качестве на DVD. И вот тут возникла новая проблема: откуда взять этот материал? Я полагал, надеялся заранее, что материал, небольшая часть фильма все-таки сохранилась, могла сохраниться на киностудии ''Казахфильм'', потому что первый вариант монтажа этой картины, рабочий, был более двух часов, то есть огромное количество материала. Но, к сожалению, материал был уничтожен полностью. И той обычной, привычной, традиционной, расширенной версии или, как ее иногда называют, режиссерской версии, которая постоянно выпускается, дополненная теми сценами, которые были вырезаны, ее, в данном случае, не было. И тут меня осенило. В музыке существует такая форма, которая называется ''ремикс''. Она возникла с изобретением магнитной записи. Во времена Моцарта были только ремейки возможны, то есть можно было взять нотную запись и только заново отыграть произведение. Но услышать оригинальное произведение было невозможно. А с возникновением магнитной записи такое стало возможно. Первые опыты делали, конечно, как всегда, первые люди, в том числе конкретные композиторы - Ксенакис и другие. А в конце 60-х произошел взрыв на Ямайке и ди-джеи стали выпускать ремиксы известных хитов. И сегодня мы имеем целую индустрию ремиксов. И я вот подумал: а какие показания против того, чтобы эту форму применить в кинематографе? Никто ее еще не применял, по большому счету. А сейчас весь кинематограф перешел на не линейный монтаж, то есть фильм монтируется на компьютере, и никакой физической разницы между монтажом звука и фильма нет сейчас. И эта форма как-то меня очень сильно увлекла, и мне понадобился дополнительный материал. Ремикс это оригинальный материал, дополненный новым материалом, новыми партиями, новыми линиями. И у меня сложилось такое понимание, что я могу это материал взять из трех источников. Во-первых, я для себя сразу отрицал любую возможность, чтобы Виктора Цоя сыграл какой-либо актер, чтобы мы притворялись, что это Виктор Цой, чтобы зритель претворялся, что он нам верит. Это было неприемлемо. У меня сохранился, слава богу, материал, который я с Виктором внимал до его смерти. И, разложив его, я понял, что он идеально вписывается в драматургическую канву, потому что я не хотел документальный фильм делать из этого или не связанный поток сознания. Для меня была важна драматургическая история — завязка, кульминация, развязка. И этот материал хорошо вписывался, но необходимо было его доснимать с ныне здравствующими актерами. Второй источник материала — досъемки. И третий - где просто невозможно и не было материалов с Виктором Цоем, для меня единственная возможность была включить графику. И я привлек Диму Мишенина и группу ''Doping-Pong'', чтобы они сделали графическую часть этого фильма. Вот так и сложилась ''Игла. Ремикс''. Это тоже не сиквел и не приквел. Хотя в этой версии вы увидите и то, что было до той ''Иглы'', и что будет потом. Это то же самое произведение, но с совершенно новой точки зрения, и так, как будто оно было снято сегодня. Да, и, конечно, я не могу не сказать о музыке. Звуковой ряд полностью новый в этом фильме. Я сразу знал, что у нас будет очень много музыки новой, так же, как и Виктор в свое время мечтал, чтобы в ''Игле'' было очень много музыки. И мы все эти годы поддерживали контакты с группой ''Кино'', даже если я жил в другой стране, это было не так легко делать. Но мы всегда тепло друг к другу относились. Мы с ними поговорили и решили делать новый саундтрек полностью. И вся группа ''Кино'' в полном составе собралась, чтобы, во-первых, сделать аранжировки к старым вещам, которые звучали в ''Игле'', (сохранив голос Виктора, прописать новые партии, новые аранжировки) и сделать новый материал. И в этом им помог замечательный музыкант, композитор, продюсер музыкальный, которого сама же группа ''Кино'' выбрала - Игорь Вдовин. Это вся музыка, которая сопровождает романтическо-героическую линию героя Моро, которого играет Цой. А вторая параллельная линия, которая очень развита в этом фильме, очень подробно - Спартак, которого играет Баширов, и которого в оригинальной ''Игле'' мы иллюстрировали музыкой ретро, типа Магомаев, Пьеха - эту всю часть исполнила группа “Мистер Чупс” (бывший “Нож для Фрау Мюллер”), которая идеально вписалась в этот характер. Она тоже чрезвычайно интересна и составляет такой контрапункт линии Моро. И, конечно, было естественным пригласить всех актеров, которые снимались - Петра Мамонова, Марину Смирнову, Александра Баширова и ребят из его команды - которые сделали всю эту историю, как мне кажется, очень интересной и неожиданной.

Марина Тимашева: Послушаем тех актеров, чьи имена упомянул Рашид Нугманов – Марину Смирнову (в ''Игле'' ее героиню, возлюбленную Моро, зовут Диной) и Петра Мамонова (он играл Артура, подлого наркодилера и хирурга по совместительству)

Петр Мамонов: У Бога мертвых нет, у него все живы. Поэтому то, как слушают сейчас его песни, так он и есть, он уже нишу занял свою.

Марина Смирнова: Я просто не знаю ни одного другого коллектива, кроме группы ''Кино'', популярность которого была бы на протяжении 20 лет и она бы не падала, а, наоборот, с каждым годом бы только нарастала. Причем контингент людей, которые слушают это, абсолютно без возраста, начиная от ребят 15-летних, которые с магнитофонами ходят и уже там группа ''Кино'' звучит, и заканчивая преклонным возрастом.

Петр Мамонов: Вообще, в русской музыке такого рода самое главное - пол дела, а то и больше - тексты. Виктор - очень сильный поэт, а поэзия - она в веках.

Марина Тимашева: Этому высказыванию Петра Мамонова воспротивился барабанщик группы ''Кино'' Георгий (Густав) Гурьянов. Говорить он ничего не стал, но по всему его виду было ясно, что главным он считает не стихи, а музыку. Споры тут бесполезны, рок-музыка – жанр синтетический, хотя, пожалуй, ритм в ''Кино'' был и остается несущей конструкцией.

(Звучит песня)

Как бы то ни было, ''Кино'' - это единственная рок-группа, песни которой в Москве слышны постоянно и повсюду: у стены памяти Цоя на Арбате, у выхода из метро ''Арбатская'', во всех подземных переходах и на бульварах. Поют кустари-одиночки с акустическими гитарами, как мужеского, так и женского пола, исполняют – за деньги – целые вокально-инструментальные ансамбли. Возраст участников и слушателей: от 12-ти и далее везде. О том же говорит Дмитрий Мишенин, глава студии ''Doping-Pong'', которая делала графическую часть новой версии ''Иглы''

Дмитрий Мишенин: Мой ребенок все время спрашивает: ''А что там у тебя с ''Иглой. Ремикс'', что там происходит? Рашид снял фильм? А что там вообще будет? А Виктора нарисовали нового?''. 20 лет прошло, а дети любят эту музыку, она им кружит голову, они ждут ее, они хотят ее.

Марина Смирнова:
Я хотела бы еще добавить по поводу группы ''Кино'', потому что о текстах, о стихах, о поэзии говорили, и тут ни у кого вопросов не возникает, но, помимо всего прочего, эта группа, они были законодателями стиля, и они всегда были впереди времени. Это очень важный момент. А самое главное, что прошло 20 лет и опять они впереди времени. И это какой-то странный парадокс.

Марина Тимашева:
Как вы заметили, к Дмитрию Мишенину присоединилась Марина Смирнова. А еще в ''Игле. Ремикс'' - новый саундтрек, для работы над которым музыканты ''Кино'' собрались вместе. Классические версии композиций Цоя в современных аранжировках соседствуют с новой музыкой группы и с песней Цоя ''Дети минут'' в исполнении Вячеслава Бутусова (надо заметить, что в прошлом лидер рок-группы ''Наутилус-Помпилиус'', а теперь фронтмен группы ''Юпитер'' очень часто заканчивает концерты одной из песен группы ''Кино''). Как вы поняли, Нугманов обещал старому поколению - вернуть любимое кино в формате HD и с супер-звуком, а молодым людям покажет современное кино, в котором старую историю расскажет по-новому. Многие люди считают, что это спекуляция, эксплуатация имени погибшего музыканта, но никто не сомневается, что картина вернет затраченные на нее средства – вернее, не сама картина, а Виктор Цой вернет. Послушаем мнение Петра Мамонова.

Петр Мамонов:
Виктора я помню на пляже, с акустической гитарой за семь рублей, улыбающегося, без всякой черной этой формы, без этого ужаса стадионного, который его и сгубил (мне так кажется, это мое мнение), и очень его люблю тем, таким... вот “Солнечные дни”, вот это все. Не из-за того, что старая сопля такая, ностальгическая, а это было как-то интересно, чисто и ново. Поэтому, ну что про ''Кино''? Я удивился, вот я работал с Лобаном Сережей, там молодые люди, группа человек сто - прекрасные, чистые, хорошие, умненькие все, никакой наркоты, все как следует. Молодые люди русские, будущее наше, прекрасная компания. Вот они все любят песни Виктора Цоя. У них это сейчас один из самых таких вариантов высоких. Вот как интересно: Майк был замечательный, мы, грешные - как-то нас не очень, а вот его песни как-то - раз, и вторую жизнь обрели. Поэтому Рашид Нугманов, наш любимый, мне кажется, очень четко попал и в такую модную струю. В хорошем смысле слова. Не ''кто успел, тот съел'' - вот сейчас я ехал и видел лозунги такие в столице...

Марина Тимашева: Еще - ''Возьми от жизни все''.

Петр Мамонов: "Египет круглый год", Это мы уже проехали. Поэтому, ну что.... Я думаю, хорошо, что увидим еще Витю и песни его услышим. А что плохого? А как фильм? Откуда я знаю.

Марина Тимашева:
А вы помните, там оставалось от вашей роли что-то такое, что не вошло в фильм? Потому что я так поняла, что Рашид будет добавлять какой-то съемочный материал.

Петр Мамонов:
Я не помню совсем. Я был очень плохой киноактер, это была моя первая работа, я выпендриваться там хотел как-то. Поэтому я очень спокойно отношусь к своему там появлению. Мне очень нравятся люди, которые это делали: и Рашид сам, и брат его, и вся эта история. Мы все жили весело, дружно и все было хорошо. Наверное, это все на экране есть, потому что иначе не бывает. Дух творит себе формы - строгая формула, вы же знаете. Поэтому, какого мы духа, такие у нас будут личики, и жизнь такая. А уж тем более - воплощения наших идей и мыслей в наших искусство-художественных делах.

Марина Тимашева: Удивительно, Петя, что когда я говорю, например, критикам, которые мне все время толкуют про ''киногению'', то есть про кино язык, что эта ''гения'' еще должна быть чему-то посвящена, что есть содержание, дух, душа, а потом - форма, то они очень удивляются. Это теперь не модные рассуждения.

Петр Мамонов: Слово одно: ''… и чувства добрые я лирой пробуждал''. Добрые ли или нет - вот и все. Александр Сергеевич, умнейший русский человек, все нам сказал. Вот и все, это очень просто. Эта вся путаница.... Кинокритикам надо деньги получать, как и богословам и всем прочим. Вот они и крутят, вот они и мусолят. А все очень просто: вот он - Бог, вот он - ты. Живи, давай.

Марина Тимашева: Насчет Вити, вот мы сейчас разговариваем здесь, а возле метро ''Арбатская'', прямо на выходе, огромная рок-группа, которая всю первую половину дня играет, немножко аранжировав, песни именно группы ''Кино''. Огромное число людей молодых там стоит. И, самое удивительное, что я сама стояла и думала: почему не Башлачев? Ладно, допустим, сложно. Почему не Майк? Легко. Почему не Кинчев? Мамонова, конечно, сложно.

Петр Мамонов: Никто не знает, почему и знать не надо. Надо жить и делать, воплощать. Такое словечко греческое для критиков - ''логос''. Оно означает не только слово, оно означает идею, мысль, ум — все, что есть у нас. И вот это-то и воплотилось, вот это-то мы все и воплощаем - все, что есть мы. Воплощаем в своих делах, своими ручками, что бы мы не делали. А что мы делаем - не важно совершенно. Копаем ли мы огород или мы делаем кино. Перед личностью это все - или ноль, или плюс, или минус.

Марина Тимашева: Петр Мамонов, когда мы с ним общались, фильм еще не видел, а я посмотрела на фестивале ''Окно в Европу''. От себя скажу, что самое ценное в ремиксе ''Иглы'' – то, что под сурдинку отреставрировали копию фильма 1988 года. К ней добавили музыки и компьютерной графики, но это не принципиально. Все та же история благородного юноши, попробовавшего спасти свою девушку, но не преуспевшего на этом пути.
Однако старый фильм будто бы вставлен в новую оправу, у него появились экспозиция и постскриптум. В экспозиции с помощью материала из фильма Нугманова "Йа-Хха", компьютерной графики и незначительной досъемки Александра Баширова (исполнителя роли Спартака) чуть прояснена история его отношений с героем Цоя – Моро. А в постскриптум перенесена знаменитая сцена в бассейне и добавлена пара кадров нынешнего Петра Мамонова, но смысл меняется: Моро остается в живых и спешит домой к отцу и сестренке. Нугманов говорит, что право зрителя самому выбрать тот финал, который ему больше по душе. Мне кажется, сомнений быть не может: тот, прежний, в котором Виктор Цой уходил от нас по заметенной снегом дороге.