Кларнет в джазе. Джимми Роулз и его «Павлины». Энни Росс и французская вокальная группа The Swingle Singers

ДС:- Время от времени, никуда не деться, нужно платить по долгам. Ваших вопросов в окне комментариев хватит, пожалуй, и на два месяца передач. Сегодня я попробую ответить на самые горячие вопросы.
Вряд ли стоит сомневаться: вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на разновеликих частотах «Свободы» или с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

A Stranger In Paradise

ДС: «A Stranger In Paradise», «Чужак в Раю», композиция Роберта Райта и Джорджа Фореста. Кеннет Сидни Дрю – рояль; NHO Педерсен – контрабас и Элберт «Тути» Хис – ударные. 21 мая 74 года, Копенгаген.
«Чужак в Раю» - это популярная песня из мюзикла 53 года «Kismet». Весь мюзикл был, если угодно «выстроен», на музыке… кого бы вы думали? Александра Бородина…
Но сегодняшняя тема – ваши вопросы и ваши запросы. С чего начать? Наверное, с вопроса, который повторяется более, чем часто. Пишет Александр из Москвы:
- Дмитрий, спасибо за интересные передачи. Но вот вопрос: некоторые выпуски можно скачать с сайта в терпимом качестве 128kbs, а некоторые - только в 32kbs и с новостями в середине часа. Например, 80-ый и 82-ой выпуск у меня в 128, а 81 и 83 - в 32. Всё-таки хочется в аудиоколлекции передач сохранять записи в хорошем качестве.
ДС: - Вот ответ из нашего технического отдела. Мне кажется, он раз и навсегда объяснит всё и вся:
- Если человек скачал последнюю программу со страницы джаза, то она - в высоком качестве. Если же попытаться скачать программу прошлой недели - то она уже только в низком качестве. Те, кто в течение недели скачивают и сохраняют себе "последние" программы - имеют высококачественный архив.
ДС: - Александр, я думаю всё ясно! Это – проблема места. Представляете КАКИЕ у нас крутятся винты при общем объеме и разнообразии передач?

Autumn Leaves

ДС: Неизбежные, сезонные - «Autumn Leaves», «Осенние, опавшие листья» Жозефа Косма, музыка и Жака Превера, слова. Оркестр кларнетиста Арти Шо, июль 53 года, Нью-Йорк.
Версия со словами следует. Но сначала еще один вопрос – Бориса Павловича из Новочеркасска:
- Сейчас кларнет очень редкий в джазе инструмент. Он был чрезвычайно популярен в эпоху свинга, ну а диксиленд без кларнета вообще немыслим, так как "заводной" характер жанра придаёт именно он. На вашей джазовой волне были передачи о джазовых стилях и направлениях. Может быть есть смысл рассказать и об инструментах джаза?
ДС: - Борис Павлович, есть две задумки: сделать серию передач про инструменты, само собой, начав с трубы и закончив ударными; и – вторая, на мой взгляд, чрезвычайно заманчивая, о том, что джазмены называют THE BOOK, КНИГА. Это не библия, это репертуар. В каждую эпоху развития джаза оркестры, комбо играли свой репертуар и часто более поздние направления играли репертуар предыдущих стилей дикси, Нового Орлеана или, переходный, канзаской школы.
По сообщению российских сайтов в конце сентября в бельгийском посёлке Йезус-Эйк, пригороде Брюсселя, в помещении общественного центра De Bosuil прошли концерты финальной части ежегодного музыкального конкурса Jazz Hoeilaart International Contest. Музыканты международного трио Евгения Лебедева World Trio — пианист Евгений Лебедев, контрабасист Хаггай Коэн Мило и барабанщик Ли Фиш — с блеском выиграли не только главный, но и все остальные призы конкурса!
Из динамиков вашего ноутбука хлещет упругая волна «Свободы», вы слушаете еженедельное «Время Джаза». У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Кларнет – изобретение 17 века. Любимый джазовый инструмент луизианских креолов. Но прежде, чем продолжить, вот обещанные «Опавшие листья» со словами:

Autumn Leaves

ДС: «Autumn Leaves», оркестр Луи Прима, вокал Кили Смис. 2 января 57 года, Голливуд. Если слова французской песни сочинил Жак Превер, английские lyrics принадлежат Джонни Мерсеру.
«На всех стадиях развития джаза, - писал Йоахим Берендт,- кларнет был символом взаимосвязи. Кларнет в новоорлеанском джазе вился как плющ, заполняя пространство между трубой и тромбоном. И не случайно кларнет был одним из лидирующих инструментов эпохи свинга, потому что свинг и популярная (поп) музыка в ту эпоху сливались в одно.»
Два самых знаменитых кларнетиста Нового Орлеана, можно сказать - основатели джазовой школы игры на кларнете, это Альфонс Пику и Джордж Льюис. Соло Пику в стандарте «High Society» повторяют или копируют до сих пор все кларнетисты. Если известность пришла к Пику в ранние годы джаза (он 1879 года рождения), Льюис прославился гораздо позже. Он начал играть в Новом Орлеане в 16 лет (Льюис ровесник ХХ века), но потом ушел работать портовым грузчиком. Он вновь появился на сцене во второй период новоорлеанского стиля, в так называемый revival, возрождение, в 40 годах. За этой первой парой следует великая троица кларнетистов: Джонни Додс, Джимми Нун и Сидни Беше, которые самым парадоксальным образом начали записываться раньше, чем сам Альфонс Пику.

Lonesome Blues

ДС: «Lonesome Blues», «Одинокий Блюз» стандарт Лил Хардин, второй жены Луи Армстронга. Сидни Беше – кларнет; Тедди Бан – гитара; Попс Фостер – контрабас и Сидни Кэтлет – ударные. Нью-Йорк, 27 марта 40 года.
Сидни Беше был последним представителем ранней новоорлеанской, креольской, школы игры на кларнете. Как мы знаем он перешел на сопрано саксофон, потому что, буквально, он «выжал из кларнета всё, что было можно». И к тому же у сопрано был более объемный звук, хотя мощные вибрато Беше увеличивали звучание кларнета по крайней мере вдвое.

Autumn in New York

ДС: - Еще одна сезонная тема - «Осень в Нью-Йорке», «Autumn in New York», стандарт Вернона Дюка. Бадди де Франко – кларнет; Кенни Дрю – рояль; Милт Хинтон – контрабас и Арт Блейки – ударные. «Верв», 53 год.
Бадди де Франко (оставим в стороне Бенни Гудмена, Джимми Дорси, Пи-Уи Рассела и Ууди Хермена), Бадди де Франко называли «Чарли Паркером кларнета».
Уроженец Санкт-Петербурга, нынешний житель Нью-Йорка, 34-летний альт-саксофонист Дмитрий Байевский только что выступил перед парижской публикой в клубе «Sunset» со свом квартетом, представив новый диск «Down with it!». Дмитрий Байевский очаровал парижский фанов и мастерством, и лиричностью игры. Ученик Геннадия Гольдштейна, он играл и записывался в эти последние годы с такими звездами современного джаза, как Седар Уолтон, Джимми Кобб, Барри Харрис, Луи Хейз, Джон Уеббер, Деннис Эруин, Харри Ален и Джероми Пелт, называя лишь некоторых. Свой первый диск в роли лидера Дмитрий Баевский выпустил 15 лет назад.
В Мурманске и Челябинске, Новосибирске и Саратове, в Архангельске и Вятке, в первопрестольной и в Питере – вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза»: на средних и коротких или же с нашего сайта svobodanes.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.
Денис Баранович из Воронежа пишет (и это не вопрос, а реплика…):
- Хотя, Джимми Роулз так и остался задвинутым пианистом-аккомпаниатором от свинга и прохладного джаза, тем не менее, он обессмертил себя как композитор и исполнитель своего собственного великолепного произведения «The Peacocks» («Павлины»), которое заняло свое достойное место наряду со стандартами «Исфахан» Билли Стрейхорна или монковской «Около полуночи». «Павлины» неоднократно исполнялись саксофонистом Стеном Гетцем, пианистом Биллом Эвансом, гитаристом Джоном МаКлохлиным и певицей Нормой Уинстоун, где на записях первому и последней аккомпанировал сам Джимми.
Но, то, во что превратил эту пьесу дуэт тенор-саксофониста Стена Гетца и пианиста Билла Эванса во время их совместного концерта в Антверпене в 74 году – выше всяких комментариев: европейская публика «рвала и метала» от нахлынувшей рефлексии и от невольно порождаемых образов величественно и неторопливо расхаживающих царственных птиц с огромными распущенными пестрыми хвостами. Оно и не удивительно, что во время записи 93 года с британской певицей Нормой Уинстоун (которая написала слова к «Павлинам») эта пьеса получила другое, вероятно, более «европеизированное» название в духе стилистики ECM – «A Timeless Place» («Место, где отсутствует время»). Кто как не истинный импровизатор сможет еще так обыгрывать названия пьес и передавать настроение момента, что захватывает дух от его музыкального исполнения и, действительно, останавливается время!!!»

ДС- Cher Денис Баранович, вот ваш вариант «Павлинов» :

The Peacocks

ДС: «The Peacocks», «Павлины» Совершенно ужасное определение в «Вики»: «Благодаря пышному, распускаемому веером глазчатому «хвосту», павлин известен как самая красивая птица среди курообразных.»
С Билом Эвансом, рояль, играли: Стен Гетц по кличке «Steamer» - тенор-саксофон; Эдди Гомез – контрабас и Марти Морел – ударные. 16 августа 74 года Антверпен.
Я помню относительно прохладное воскресенье в Дакаре, плюс 35, и в окне: шастающие вокруг бассейна эти курообразные, купленные приятелем послом, на ужин. Так как это семейство фазанов, а ваш ДС повар с многолетним стажем, я не должен как бы возмущаться, ибо фазанчиков в тени Нотр-Дама мы готовим всю зиму, маринуя в соусе из мадеры или порто. Но в тот раз, когда я увидел этих пижонов с их распушенной радугой, я честно говоря, опешил. Это про «The Peacocks» в роли гастрономических жертв. Радуга и изумрудные глаза не спасают их от казни, а по вкусу, они ничем не отличаются от простых куропаток. Рецепт не даю.
Денис, вот Джимми Роулез для вас со второй, вами объявленной темой «Isfahan»:

Isfahan

ДС: -«Isfahan», древний город в долине реки Зайенде-Руд в 340 километрах от Тегерана; город мечетей, побратим Санкт-Петербурга. В наши времена кроме мечетей в Исфахане есть и атомный центр с небольшими китайскими реакторами, построенными в научных, как утверждается, целях. Так что композиция Билли Стрейхорна и Дюка Эллингтона в исполнении Джимми Роулза, игравшего соло, (запись 81 года) звучит с новым оттенком…
Финишная прямая «Времени Джаза», волны «Свободы» и прямой эфир или подкаст с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона – Дмитрий Савицкий.
Вот еще одна реплика, на этот раз Анатолия Николаевича Сапегина из Москвы:
«Огромное спасибо, что не забыли об Энни Росс и поставили "Between The Devil And The Deep Blue Sea". На мой взгляд, лучшее её сольное выступление записано на Джаз-Джэмбори в 64 году на польской фирме "Muza" (аналог нашей "Мелодии"). К тому времени она уже покинула трио Лемберта и в этом выступлении пела за троих в сопровождении Karolak's Rhythm Section. Эта пластинка стоила у спекулянтов в Питере не меньше сорока рублей, несмотря на отстойную пластмассу. Спасибо также и за иллюстрации совместного выступления трио Лемберта, хотя по выбранным Вами для этой цели стандартам, любители джаза, незнакомые с творчеством этой группы, вряд ли разделят мою восторженную любовь к этим непревзойденным с моей точки зрения би-боповым скэт-вокализёрам. Надеюсь, что Вы ещё вернетесь к этим великолепным джазменам эпохи бопа…»

ДС: - Анатолий Николаевич, куда нам деться от би-бопа, хард бопа и пост-бобпа! Как насчет вдохновленных «Trio LHR» – французов? The Swingle Singers?

Fugue in d minor

ДС: Французская вокальная группа «Swingle Singers», Иоганн Себастьян Бах, «Фуга в ре-миноре» из «Искусства Фуги».
Кристиана Легран и Жанет Боком – сопрано; Клодин Мюнье и Анн Жерман – контральто; Клод Жерман и Уард Свингл – теноры; Жан-Клод Бриодан и Жан Кюссак – басы. Пьер Мишло – контрабас и Гас Уолез – ударные. Париж, 63 год.
Вот вопрос от Тони, который, видимо, мой сосед:
- Что бы вы ответили Артемию Троицкому, который недавно на "Эхе Москвы" выразился так:
"Не люблю джаз: слишком много индивидуальных звуков, инструментов: затмевают музыку". Но чаще противники джаза используют слово "какофония"... Как помочь не разделяющим любви собрать звуки и чувства в гармонию, или это неизлечимо?»

ДС: - Я твердо уверен в том, что никому ПОМОГАТЬ не надо. Если человек способен вдруг сделать эдакую внутреннюю стойку, потому что звучит оркестр Гила Эванса или орган Джимми Смиса, глухота сползет с человека, как истлевшая чешуя. Буквально на днях я получил письмо от Михаила из Германии. Он 25 лет проработал в аэропорту Кёлна, обслуживал этих серебряных птичек. Михаил против Си-Ди, звук хуже, чем у винила. Я с ним согласен. Ремастеринг это в общем-то «Фотошоп». И вот он мне написал, что однажды к нему зашел человек и увидел пластинки, и Михаил поставил ему Дезмонда с Брубеком, Монка с Раусом, Фармера с Маллиганом… По ходу прослушивания Михаил пояснял, как развивается тема, как идет импровизация, какие приемы используют музыканты. «После этого «домашнего концерта», - пишет Михаил,- я почувствовал, что молодой человек ошарашен. Он кое-что знал о джазе, но не мог себе представить, что это так великолепно…»
Короче, закончу за Михаила, он ему открыл дверь в стене, родился джаз-фан.
Ну, а Артемию Троицкому стоило бы сказать, что первое, чему учишься, слушая джаз, это слышать все комбо целиком, и каждый инструмент отдельно. Тогда шум просто пропадет. Увы, есть оркестры, которые играют не джаз, а именно – шум…

Chinatown
ДС: -« Chinatown», лейтмотив фильма 74 года Романа Полянского, музыка Джерри Голдсмита.
Квартет трубача Теренса Бланшара; Кенни Кёркланд – рояль; Реджинал Вил – контрабас и Карл Аллен – ударные. Оркестр Стивена Меркюрио. Диск Бланшара «Джаз в кино».
Что ж, на этом время мое истекло, но вопросов ваших и комментариев осталось еще с полтонны. Вот на прощанье одна единственная календарная дата: 13 октября 1909 года родился американский пианист-виртуоз Арт Тейтум. Под его «табунок пальцев», как сказал поэт, мы и расстанемся до следующей недели. Тейтум играет соло стандарт Кёрна и Харбака «Вчера».
Подкаст ждет вас на нашем сайте svobodanews.ru. Всех вам благ, удачной и веселой недели. Чао, бай-бай.

Yesterdays