Перестановка слагаемых в законе "О полиции"

Милиция на страже спокойствия граждан России

Президент России Дмитрий Медведев внес в Государственную думу доработанный - как сообщается, с учетом предложений граждан - законопроект "О полиции". Законопроект оказался довольно сильно поправлен по сравнению с первоначальным вариантом. Поправки коснулись не только содержания работы полицейских, но и их внешнего вида. Новой, отличительной чертой полицейских, кроме удостоверения и жетона с личным номером, станет нагрудный знак на их форме. По нему каждый сможет определить имя и звание полисмена.

В законопроекте, состоящем из 50 с лишним статей, более 20 существенно поправлены или переписаны полностью. Задача полиции теперь – не "предупреждение преступлений и административных правонарушений", а "защита личности, общества, государства от преступных посягательств". У задержанных граждан появится право на один телефонный звонок – в срок не позднее трех часов с момента задержания. Правда, его будут лишены те, кто скрывался от следствия и суда. Охрана права каждого на неприкосновенность жилища теперь также выделена в особую обязанность полицейских: в новой версии законопроекта четко оговорено, что они не могут входить в помещения против воли проживающих там лиц. Значительные поправки касаются отношений правоохранительных органов и бизнеса. Об этом говорит Татьяна Москалькова – член фракции "Справедливой России" в Госдуме, генерал-майор милиции:

– Очень важно, что в самом последнем варианте закона исключено право сотрудников органов внутренних дел запрашивать документы о коммерческих структурах и проводить там проверки, если по этому делу нет заявления о совершенном преступлении, и если данная организация не является фигурантом конкретного уголовного дела. Это – отклик на многочисленные запросы граждан и организаций, которые считали, что эта сфера коррупционна и позволяет сотрудникам подразделений по экономическим преступлениям в сфере коммерческих отношений заниматься злоупотребления...

Впрочем, эта поправка не означает, что коммерсанты избавятся от полицейского контроля. В статье о правах полиции остался пункт 5-й – о том, что полицейские при расследовании административных и уголовных правонарушений и сообщений о них могут беспрепятственно знакомиться с нужными материалами и получать их. Граждане, согласно новой редакции законопроекта, получают более широкие полномочия в контроле деятельности полиции. Будут сформированы общественные советы при полицейских подразделениях, в состав которых войдут правозащитные, религиозные организации, профсоюзы и объединения предпринимателей. Более подробно описана система формирования полиции и ее финансирования.

– Законопроект коренным образом меняет систему подбора и набора сотрудников органов внутренних дел, систему гарантий прав граждан, которые так или иначе сталкиваются с сотрудниками правоохранительных органов. Кроме того, сейчас, как известно, финансирование правоохранительных органов осуществляется из двух источников – из федерального бюджета и из бюджета субъектов Российской Федерации. После вступления закона в силу финансирование будет происходить только из федерального бюджета. Таким образом, у полиции не будет двойного подчинения, как сейчас у милиции, – говорит Татьяна Москалькова.

Одни и те же поправленные статьи законопроекта вызывают разную оценку у наблюдателей. То, о чем уверенно говорит Татьяна Москалькова, вызывает вопросы у Натальи Таубиной, директора фонда "Общественный вердикт":

– Плохо то, что продолжает действовать норма, в соответствие с которой региональные общественные советы формируются, по сути, министром внутренних дел. Мы внесли предложение изменить порядок формирования советов с тем, чтобы они стали максимально независимыми от Министерства внутренних дел и его федеральных или региональных подразделений. Такие советы должны формироваться региональными органами власти. Далее, остается непонятным, какова структура полиции, из каких подразделений она будет состоять, насколько будет "вертикализирована", будет ли у нее какая-то региональная автономия? Более того, судя по имеющимся в законопроекте положениям, полиция не становится какой-то отдельной специализированной службой, а продолжает быть частью министерства внутренних дел. И руководителем этой службы продолжает быть министр внутренних дел, а не какое-то отдельное лицо.

Правозащитники опасаются, что в вопросе создания в России полиции власти поставили телегу впереди лошади. Лидер движения "За права человека" Лев Пономарев убежден, что закон и реформу меняют местами:

– Появление закона о полиции должно было завершать реформу милиции. Сначала надо было немедленно и срочно принимать ряд мер, проводить их жесткой рукой. В частности, выводить из подчинения региональных управлений милиции так называемое управление собственной безопасности, делать его структурой федерального подчинения. По моим сведениям, полученным изнутри милиции, именно это подразделение является основным источником коррупции. На эту тему много говорилось, но ничего не было сделано, этот источник коррупции остается внутри милиции...

Закон о полиции вступит в силу не с 1 января, как планировалось ранее, а с 1 марта следующего года. Человек, близкий к администрации президента, сообщил изданию "Ведомости", что срок вступления в действие закона отодвинут потому, что во время новогодних каникул проведение такой реформы признано опасным. Теперь законопроекту о полиции предстоит процедура прохождения через парламент.