Эксперты - об отношениях власти с оппозицией

Многие прогнозируют, что в нынешнем году власть усилит давление на оппозицию

Российские оппозиционеры Борис Немцов и Эдуард Лимонов, задержанные 31 декабря прошлого года после событий на Триумфальной площади и приговоренные к 15 суткам ареста за "неповиновение милиции", остаются за решеткой. Накануне из СИЗО были освобождены активист "Левого фронта" Константин Косякин и глава московского совета Движения против нелегальной миграции Владимир Тор, а также один из лидеров движения "Солидарность" Илья Яшин. Представители оппозиции называют аресты своих соратников "акцией устрашения" и прогнозируют, что в этом году российская власть ужесточит давление на участников протестных мероприятий.

Задержанный 31 декабря после событий на Триумфальной площади в Москве оппозиционер Борис Немцов направил жалобу в Европейский суд по правам человека на решение мирового суда российской столицы, признавшего его виновным в неповиновении законным требованиям сотрудника милиции и осудившего на 15 суток ареста. За решеткой остается лидер "Другой России" Эдуард Лимонов. Получивший 5 суток ареста и уже вышедший из СИЗО один из лидеров движения "Солидарность" Илья Яшин рассказал об отвратительных условиях, в которых содержался: "тараканы ходят строем, вместо туалета – дыра в полу". Милицейское начальство проверяло, чтобы у оппозиционеров не было возможности общаться и пользоваться мобильными телефонами. Задержание Илья Яшин называет "акцией устрашения" и "черной меткой" активистам оппозиции:

– Это был очевидная, демонстративная акция запугивания и лидеров оппозиции, и рядовых участников протестных митингов. Таким образом, власти пытались оказаться на нас психологическое давление, сломить наш дух. Все-таки, это не самое приятное ощущение – встречать Новый год в камере отделения милиции. Но на практике это только закалило нас. По моим ощущениям, сторонников у оппозиции после этих возмутительных арестов заметно прибавилось. Предновогодние аресты оппозиционеров из политических организаций самого разного спектра говорят о том, что власти готовы к усилению давления на несогласных. Причем это, видимо, связано с началом большого избирательного цикла. Владимир Путин явно демонстрирует, что не собирается никому отдавать власть, будет защищать статус-кво с помощью силы, с помощью ОМОНа, с помощью полицейских дубинок. Путин ментально очень близок Лукашенко, и я думаю, что на него произвело впечатление то, как лихо с помощью силы Лукашенко разобрался со своей оппозицией. Путин, видимо, планирует использовать такие же методы.

Глава партии "Яблоко" Сергей Митрохин считает, что арест оппозиционеров 31 декабря – это своеобразный сигнал российских властей всем несогласным с их политикой: с вами будет то же самое. Сергей Митрохин предполагает, что в этом году давление власти на оппозицию может усилиться:

– Причиной этих арестов является некоторая растерянность властей, неспособность адекватно оценивать политическую ситуацию и понимать угрозы. Я не думаю, что это пролог к каким-то очередным репрессиям, потому что реакция мирового сообщества на события 31 декабря была достаточно жесткой, но я не исключаю, что такие сроки впредь будут получать участники самых разных мероприятий, в том числе общественных, например, экологических. Сейчас готовится акция по Химкинскому лесу, и уже можно говорить о том, что создан очень опасный прецедент. Чтобы отбить у людей желание заниматься политической и общественной деятельностью, и впредь могут применяться вот такие наказания.

Между тем российские СМИ обсуждают политическое будущее Бориса Немцова: в интервью "Независимой газете" прокремлевский политолог Глеб Павловский сказал, что за "продвижение Немцова как кандидата на президентских выборах 2012 года работают определенные круги на Западе и в России". О том, насколько правдоподобна эта версия, и усилит ли российская власть давление на оппозицию в новом году, размышляет эксперт центр Карнеги Николай Петров:

– Мне кажется, сейчас еще рано судить, но можно предполагать как вариант ужесточения позиции власти по отношению к оппозиции вообще (и, как следствие этого, сбрасывание маски либеральной и говорящей о модернизации власти), так и вариант того, что власть не хочет менять свой имидж. Она готова даже сделать какой-то демонстративный шаг, например, слегка уменьшить срок, который дали Ходорковскому, и сделать какой-то шаг в направлении политической оппозиции.

Что же касается возможно выдвижения Бориса Немцова одним из кандидатов в президенты в 2012 году, то, я думаю, что ничего совсем уж фантастического вообразить в России невозможно. Участие Бориса Немцова в президентских выборах на любом их этапе, скорее, возможно в рамках того соглашения, к которому пришли четыре оппозиционных лидера, договорившись через какое-то время собрать людей и решить, кто из них станет единым кандидатом от оппозиции. Выдвинуть такого кандидата, наверное, возможно, но зарегистрировать гораздо сложнее. Однако и здесь все будет зависеть от политического расклада: если он будет в значительной мере таким же как сейчас, то кандидату в президенты Владимиру Владимировичу Путину будет нужен какой-нибудь демократический оппонент, для того чтобы выборы выглядели вполне нормальными и демократичными. И тогда может быть востребован и Григорий Явлинский, и Борис Немцов. Но в случае серьезного изменения ситуации, можно предположить, что участие в выборах такого кандидата, как Борис Немцов окажется вполне реальным.

В этом случае власти, скорее всего, усилят давление на оппозицию уже в этом году. Будет вестись игра с какими-то сегментами оппозиции, но с той ее частью, которая противостоит власти реально, а не на словах, власть может обойтись довольно сурово. Однако в случае усиления социальных протестов, власти, вполне возможно, придется пойти на какие-то соглашения с оппозицией, чтобы не дестабилизировать ситуацию.