Программу ведет Арслан Саидов. Над темой работала театральный обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева.
Арслан Саидов: 27 марта торжественной церемонией в Московском цирке на Цветном бульваре откроется 10-й российский национальный театральный фестиваль "Золотая Маска". Это де-юре. Де-факто он открылся в среду вечером спектаклем Александринского петербургского театра "Ревизор". Рассказывает театральный обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева:
Марина Тимашева: "Ревизор" прибыл из Петербурга раньше других, потому что отбывает на гастроли в Японию. Его примеру последует Новосибирский театр оперы и балета. Он покажет номинированные на премию спектакли(оперу "Жизнь с идиотом" на музыку Альфреда Шнитке и балет "Дон Кихот") 15 и 16 марта. А дальше все пойдет своим чередом. 27 марта - церемония открытия в Цирке, 12 апреля в Большом театре назовут имена призеров. Между двумя датами - сам фестиваль, включивший в афишу 32 драматических, кукольных и музыкальных спектакля из 10 городов России: от Минусинска до Владикавказа. По традиции параллельно пройдет программа "Russian Case", ориентированная на иностранных импрессарио. Кстати, в этом году именно в Москве в честь юбилея "Золотой Маски" состоится заседание Европейской ассоциации критиков.
Невероятных сюрпризов "Золотая Маска" подготовила много. Ее юбилею мы обязаны обещанными на июнь месяц гастролями Малого Драматического театра Петербурга. Лев Додин привезет 6 спектаклей: от легендарных "Братьев и сестер" до последней премьеры "Дяди Вани". В 2004-м году "Маска" представит лучшие спектакли в Орле, Казани, Перми, Ханты-Мансийске и Петербурге. Причем, в Пермь едет литовский театр "Мено Фортас" со спектаклем по эпосу Донелайтиса в режиссуре Эймунтаса Некрошюса. Спектакль уже объявлен лауреатом в номинации "лучший зарубежный на гастролях в России".
Больше всего организаторы "Маски" боятся в этом году переаншлагов. Так ли они страшны для актеров - спрашиваю я у заместителя председателя Союза театральных деятелей, народного артиста России Георгия Тараторкина:
Георгий Тараторкин: Речь шла про небольшие помещения. Я, как актер, всегда рад, когда к груди припадает критик совсем уже вот так, но персонажную жизнь это может нарушить. Хотелось бы сохранить ту золотую дистанцию, наполненную взаимным интересом и доверием, которая в театре столь необходима.
Марина Тимашева: Увы, в этом году не удалось избежать потерь. И очень значительных. Потеряли Мариинский театр. Эксперты номинировали на премию тетралогию Вагнера "Кольцо Нибелунга" и "Чародейку" Чайковского. Из-за гастрольного графика тетралогия не в состоянии приехать на фестиваль в Москву. Тогда Валерий Гергиев предложил жюри посмотреть Вагнера в Баден-Бадене, но такие расходы "Маске" оказались не по карману. Гергиев снял с афиши фестиваля и "Чародейку". Объясняет директор "Золотой Маски" Эдуард Бояков:
Эдуард Бояков: То, что у нас не получилось в этом году представить Мариинский театр, для нас это, конечно, некое расстройство, и даже, можно сказать, не очень приятная неожиданность, потому что мы очень и очень внимательно согласовывали сроки всех спектаклей кроме Вагнера в Мариинском театре, жюри было готово к тому, чтобы поехать в Петербург, посмотреть и балеты, и оперы, но получилось то, что получилось. Вагнеровская тетралогия действительно мыслится театром как некое главное достижение, и театр посчитал, что не показывая Вагнера, нет смысла участвовать другими спектаклями в конкурсе. Я не могу комментировать такую логику. Мы ее понимаем и уважаем. Это право театра. Даже я не хочу говорить, согласен я с этим или нет.
Марина Тимашева: Во всем есть свои положительные стороны. В отсутствие Валерия Гергиева у других дирижеров становится больше шансов на награду. К тому же, есть и приобретения. Впервые в фестивале примет участие театр "Современник". Прежде его спектакли неоднократно выдвигались на премию, но Галина Волчек - противница театральных конкурсных состязаний. Позиция ее понятна, но в результате долгие годы спектакли "Современника" оставались без заслуженных наград. В этом году лед тронулся: "Современник" участвует в театральном марафоне спектаклем "МАМАПАПАСЫНСОБАКА" с Чулпан Хаматовой в главной роли. Афиша, как всегда, составлена преимущественно классическими названиями: здесь Гоголь и Шекспир, Островский и Чехов, Горький и Ибсен, Лесков и Мариво, Пушкин и Донелайтис. Из современных пьес - написанные Евгением Гришковцом, Иваном Вырыпаевым и братьями Пресняковыми.
Конкурс в этом году очень сильный, особенно в номинации "драматический театр". Жюри возглавит ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский, ему стоит посочувствовать. Я спрашиваю, каково представление о конкурсе этого года председателя экспертного Совета - именно эксперты отбирают спектакли, номинированные на премию - Романа Должанского:
Роман Должанский: Он мне представляется напряженным, он мне представляется репрезентативным, он мне представляется честным, список был сформирован в результате довольно серьезных обсуждений и серьезных несовпадений взглядов, как любой список, это результат арифметики, то есть голосования. Иногда смотришь на список и понимаешь, что это результат сложения разных каких-то вкусов, но есть какие-то вещи, которые нельзя было допустить, чтобы туда попали. Я когда смотрю на это, как критик – там нет таких вещей, против которых бы я возражал по соображениям хотя бы качества, что это не уровень "Золотой Маски".
Марина Тимашева: Было ли что-то новое, необычно новое, что-то, что важно по сравнению с предыдущими годами, какие-то новые имена, названия репертуарные?
Роман Должанский: С этим делом очень тяжело. Вообще-то говоря, в этом году практически нет театров, которые раньше не участвовали в "Золотой Маске", за исключением театра "Современник", который, так скажем, не участвовал не по эстетическим соображениям, а по политическим, а содержательно можно считать, что участвовал. Каких-то неожиданностей не было. Это проблема, и в частности при составлении номинации "Новация" очень хотелось вот привести какой-то спектакль в эту номинацию из России, не только из Москвы и Петербурга... Я не вижу перспектив для того, чтобы это появилось. Потому что "Дядя Ваня", или даже Мариво - за это можно не волноваться, этого всегда будет немного, но 2-3 спектакля на сезон будут, и думаю, что у экспертов не будет проблем. А вот именно что-то новое - Москва успевает высосать это все раньше, чем оно успевает там развиться. Это очень печально. Потому что Иван Вырыпаев - это все-таки человек из Иркутска. Но он вот уже реализовался, вот в том качестве, в котором мы сейчас его видим, уже в Москве. То есть, все эти процессы ускорились, а может, там бы это развивалось более интересно и в другую сторону, но этого не происходит, потому что разная скорость вот этих процессов. Это меня беспокоит, потому что все-таки есть большой потенциал и воля, и какие-то люди за пределами Москвы и Петербурга, которые хотят, умеют, у которых есть душевные силы, но часто нет информации, нет возможностей, нет поля для расширения собственного сознания, для сравнения и конкуренции.
Марина Тимашева: Но ведь так же происходит во всем мире?
Роман Должанский: Нет, не во всем мире так происходит, потому что вот в Германии по-другому. Это, может, так происходит в маленьких странах, но у нас очень большая страна. Поэтому нет, не везде, у нас гораздо большее расслоение. Роль столицы как пылесоса - она гипертрофирована по сравнению с другими странами. Это объективно, чего говорить, понятно, что это экономика, данность. И у меня нет оптимизма по этому поводу, потому что относительно того, что там, в других городах, будут появляться новые бутики, и так далее, я испытываю иногда оптимизм, но культура запаздывает и на пустом месте не появляется, потому что требует почвы, перегноя, а если его снять, то потом так быстро не насыпешь, уже не привезешь, тем более, что это всех заботит в последнюю очередь. Хотя я вот хочу сказать, как рванул Новосибирск в этом смысле. И экономически, и по инфраструктуре, и по включенности, очень современный процесс, он рванул, и как-то и театры стали развиваться. Переход произошел из количества в качество. Там есть жизнь, там театры конкурируют между собой, что редко где встретишь. Поэтому, может, не так все плохо, на самом деле, я не знаю...
Марина Тимашева: Все, кто посмотрит спектакли фестиваля, убедятся: все не то, что не плохо, а просто отлично. Это критикам-экспертам нужны авангардные эксперименты, зрителям нужны хорошие спектакли.
Арслан Саидов: 27 марта торжественной церемонией в Московском цирке на Цветном бульваре откроется 10-й российский национальный театральный фестиваль "Золотая Маска". Это де-юре. Де-факто он открылся в среду вечером спектаклем Александринского петербургского театра "Ревизор". Рассказывает театральный обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева:
Марина Тимашева: "Ревизор" прибыл из Петербурга раньше других, потому что отбывает на гастроли в Японию. Его примеру последует Новосибирский театр оперы и балета. Он покажет номинированные на премию спектакли(оперу "Жизнь с идиотом" на музыку Альфреда Шнитке и балет "Дон Кихот") 15 и 16 марта. А дальше все пойдет своим чередом. 27 марта - церемония открытия в Цирке, 12 апреля в Большом театре назовут имена призеров. Между двумя датами - сам фестиваль, включивший в афишу 32 драматических, кукольных и музыкальных спектакля из 10 городов России: от Минусинска до Владикавказа. По традиции параллельно пройдет программа "Russian Case", ориентированная на иностранных импрессарио. Кстати, в этом году именно в Москве в честь юбилея "Золотой Маски" состоится заседание Европейской ассоциации критиков.
Невероятных сюрпризов "Золотая Маска" подготовила много. Ее юбилею мы обязаны обещанными на июнь месяц гастролями Малого Драматического театра Петербурга. Лев Додин привезет 6 спектаклей: от легендарных "Братьев и сестер" до последней премьеры "Дяди Вани". В 2004-м году "Маска" представит лучшие спектакли в Орле, Казани, Перми, Ханты-Мансийске и Петербурге. Причем, в Пермь едет литовский театр "Мено Фортас" со спектаклем по эпосу Донелайтиса в режиссуре Эймунтаса Некрошюса. Спектакль уже объявлен лауреатом в номинации "лучший зарубежный на гастролях в России".
Больше всего организаторы "Маски" боятся в этом году переаншлагов. Так ли они страшны для актеров - спрашиваю я у заместителя председателя Союза театральных деятелей, народного артиста России Георгия Тараторкина:
Георгий Тараторкин: Речь шла про небольшие помещения. Я, как актер, всегда рад, когда к груди припадает критик совсем уже вот так, но персонажную жизнь это может нарушить. Хотелось бы сохранить ту золотую дистанцию, наполненную взаимным интересом и доверием, которая в театре столь необходима.
Марина Тимашева: Увы, в этом году не удалось избежать потерь. И очень значительных. Потеряли Мариинский театр. Эксперты номинировали на премию тетралогию Вагнера "Кольцо Нибелунга" и "Чародейку" Чайковского. Из-за гастрольного графика тетралогия не в состоянии приехать на фестиваль в Москву. Тогда Валерий Гергиев предложил жюри посмотреть Вагнера в Баден-Бадене, но такие расходы "Маске" оказались не по карману. Гергиев снял с афиши фестиваля и "Чародейку". Объясняет директор "Золотой Маски" Эдуард Бояков:
Эдуард Бояков: То, что у нас не получилось в этом году представить Мариинский театр, для нас это, конечно, некое расстройство, и даже, можно сказать, не очень приятная неожиданность, потому что мы очень и очень внимательно согласовывали сроки всех спектаклей кроме Вагнера в Мариинском театре, жюри было готово к тому, чтобы поехать в Петербург, посмотреть и балеты, и оперы, но получилось то, что получилось. Вагнеровская тетралогия действительно мыслится театром как некое главное достижение, и театр посчитал, что не показывая Вагнера, нет смысла участвовать другими спектаклями в конкурсе. Я не могу комментировать такую логику. Мы ее понимаем и уважаем. Это право театра. Даже я не хочу говорить, согласен я с этим или нет.
Марина Тимашева: Во всем есть свои положительные стороны. В отсутствие Валерия Гергиева у других дирижеров становится больше шансов на награду. К тому же, есть и приобретения. Впервые в фестивале примет участие театр "Современник". Прежде его спектакли неоднократно выдвигались на премию, но Галина Волчек - противница театральных конкурсных состязаний. Позиция ее понятна, но в результате долгие годы спектакли "Современника" оставались без заслуженных наград. В этом году лед тронулся: "Современник" участвует в театральном марафоне спектаклем "МАМАПАПАСЫНСОБАКА" с Чулпан Хаматовой в главной роли. Афиша, как всегда, составлена преимущественно классическими названиями: здесь Гоголь и Шекспир, Островский и Чехов, Горький и Ибсен, Лесков и Мариво, Пушкин и Донелайтис. Из современных пьес - написанные Евгением Гришковцом, Иваном Вырыпаевым и братьями Пресняковыми.
Конкурс в этом году очень сильный, особенно в номинации "драматический театр". Жюри возглавит ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский, ему стоит посочувствовать. Я спрашиваю, каково представление о конкурсе этого года председателя экспертного Совета - именно эксперты отбирают спектакли, номинированные на премию - Романа Должанского:
Роман Должанский: Он мне представляется напряженным, он мне представляется репрезентативным, он мне представляется честным, список был сформирован в результате довольно серьезных обсуждений и серьезных несовпадений взглядов, как любой список, это результат арифметики, то есть голосования. Иногда смотришь на список и понимаешь, что это результат сложения разных каких-то вкусов, но есть какие-то вещи, которые нельзя было допустить, чтобы туда попали. Я когда смотрю на это, как критик – там нет таких вещей, против которых бы я возражал по соображениям хотя бы качества, что это не уровень "Золотой Маски".
Марина Тимашева: Было ли что-то новое, необычно новое, что-то, что важно по сравнению с предыдущими годами, какие-то новые имена, названия репертуарные?
Роман Должанский: С этим делом очень тяжело. Вообще-то говоря, в этом году практически нет театров, которые раньше не участвовали в "Золотой Маске", за исключением театра "Современник", который, так скажем, не участвовал не по эстетическим соображениям, а по политическим, а содержательно можно считать, что участвовал. Каких-то неожиданностей не было. Это проблема, и в частности при составлении номинации "Новация" очень хотелось вот привести какой-то спектакль в эту номинацию из России, не только из Москвы и Петербурга... Я не вижу перспектив для того, чтобы это появилось. Потому что "Дядя Ваня", или даже Мариво - за это можно не волноваться, этого всегда будет немного, но 2-3 спектакля на сезон будут, и думаю, что у экспертов не будет проблем. А вот именно что-то новое - Москва успевает высосать это все раньше, чем оно успевает там развиться. Это очень печально. Потому что Иван Вырыпаев - это все-таки человек из Иркутска. Но он вот уже реализовался, вот в том качестве, в котором мы сейчас его видим, уже в Москве. То есть, все эти процессы ускорились, а может, там бы это развивалось более интересно и в другую сторону, но этого не происходит, потому что разная скорость вот этих процессов. Это меня беспокоит, потому что все-таки есть большой потенциал и воля, и какие-то люди за пределами Москвы и Петербурга, которые хотят, умеют, у которых есть душевные силы, но часто нет информации, нет возможностей, нет поля для расширения собственного сознания, для сравнения и конкуренции.
Марина Тимашева: Но ведь так же происходит во всем мире?
Роман Должанский: Нет, не во всем мире так происходит, потому что вот в Германии по-другому. Это, может, так происходит в маленьких странах, но у нас очень большая страна. Поэтому нет, не везде, у нас гораздо большее расслоение. Роль столицы как пылесоса - она гипертрофирована по сравнению с другими странами. Это объективно, чего говорить, понятно, что это экономика, данность. И у меня нет оптимизма по этому поводу, потому что относительно того, что там, в других городах, будут появляться новые бутики, и так далее, я испытываю иногда оптимизм, но культура запаздывает и на пустом месте не появляется, потому что требует почвы, перегноя, а если его снять, то потом так быстро не насыпешь, уже не привезешь, тем более, что это всех заботит в последнюю очередь. Хотя я вот хочу сказать, как рванул Новосибирск в этом смысле. И экономически, и по инфраструктуре, и по включенности, очень современный процесс, он рванул, и как-то и театры стали развиваться. Переход произошел из количества в качество. Там есть жизнь, там театры конкурируют между собой, что редко где встретишь. Поэтому, может, не так все плохо, на самом деле, я не знаю...
Марина Тимашева: Все, кто посмотрит спектакли фестиваля, убедятся: все не то, что не плохо, а просто отлично. Это критикам-экспертам нужны авангардные эксперименты, зрителям нужны хорошие спектакли.