Ольга Драмарецкая

  • Ольга Писпанен

Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Ольга Писпанен: Вот, отшумели торжества, посвященные юбилею Петербурга. Гости разъехались, хозяева убирают грязную посуду и подсчитывают убытки, однако, официальные власти до сих пор не берутся назвать точную сумму потраченных на юбилей бюджетных средств, но грозятся масштабными проверками. Немало предприятий и организаций было причастно к бюджетным средствам. Одна из них - Международный пресс-центр, специально созданный для освещения юбилея и ныне уже закрытый, но на этом его история не кончается. Сегодня у нас в гостях Ольга Драмарецкая, исполнительный директор Международного пресс-центра.

Ольга, вчера средства массовой информации распространили сообщение, что сотрудники международного пресс-центра собираются подать в суд на руководство МПЦ и фонд содействия подготовки к юбилею. Расскажите пожалуйста подробнее о сути конфликта и причинах подачи исков?

Ольга Драмарецкая: Как такового конфликта - это трудно назвать конфликтом, это внутренний спор, который возник на предприятии обыкновенном, трудовой спор: по завершении работы у предприятия не осталось денег, чтобы заплатить людям зарплату. Люди честно отработали, и в результате вынуждены по итогам работы уйти летом домой неизвестно куда, не имея никакой работы, без денег. Задолженность по зарплате - два месяца, не считая компенсации за отпуск. Ситуация неблагоприятная, но надеюсь, что она будет благополучно разрешена, другое дело – непонятно, когда, и, конечно, бы не хотелось, чтобы такие ситуации возникали, поскольку мы работали там фактически круглосуточно, люди в прямом смысле слова ночевали на диванчиках в пресс-центре.

Ольга Писпанен: То есть получается, за самое горячее время как раз вам и не заплатили?

Ольга Драмарецкая: Да, получается, что за это время нам не заплатили. И здесь мы решили не ждать милости, в данном случае от своих "благодетелей", а обратиться в суд с тем, чтобы уже наверняка суд вынес какое-то решение, и оно было обязательно к исполнению.

Ольга Писпанен: Вы предупреждали "благодетелей", как вы их называете, о том, что вы собираетесь подавать в суд?

Ольга Драмарецкая: Естественно, об этом разговор шел неоднократно, но, я насколько понимала настроение, как генерального директора пресс-центра, так и руководителей "Фонда Санкт-Петербурга" - они к этому спокойно относились – "ну, подадите в суд, и подадите, сколько таких ситуаций было". Обыкновенная ситуация для Петербурга. Всем известно, как в Петербурге не так давно журналистские коллективы "кидали", в прямом смысле слова, по зарплате. Люди работали, причем самое интересное - надо отдать должное, что в Петербурге в основной своей массе в журналистике работают честные, порядочные люди, которые, несмотря на отношение руководства изданий СМИ к ним, продолжают честно работать, ходить на пресс-конференции, отписывать материалы, готовить какие-то большие публикации или репортажи, но вот так складывается.

Ольга Писпанен: Но это все-таки не совсем обычная история для Петербурга, потому что такого масштабного пресс-центра здесь никогда не было, это впервые было создано, и, в общем-то, вас курировал сам Сергей Ястржембский, относитесь вы к полпредству, и неужели на таком уровне могут не платить зарплату?

Ольга Драмарецкая: Там ситуация не так однозначно выглядит. Пресс-центр создавался при участии всех политических сил, представленных в городе. В совет руководства пресс-центра входили представители Смольного, представители полпредства и представители информуправления президента, и учредителем пресс-центра является Фонд Санкт-Петербург, структура сугубо городская, которая по уставу учреждения должна финансировать пресс-центр. И я хочу сказать, что если бы в этом случае не "рука Москвы", мы бы, может, закрылись еще раньше. Как ни странно - в Питере обычно "руку Москвы" ругают, здесь я хочу сказать, что нам повезло, что она нас поддерживала.

Ольга Писпанен: Раньше? То есть вы бы еще до юбилея закрылись?

Ольга Драмарецкая: Да, мы закрылись бы до юбилея, потому что проблемы финансирования возникали на протяжении всего года. За весь год сотрудники получали зарплату вовремя только два раза.

Ольга Писпанен: То есть, это такой грандиозный мыльный пузырь был создан, как это часто бывает - к какому-то большому торжеству быстренько собираются подрядчики, быстренько что-то делают, и ради чего тогда?

Ольга Драмарецкая: На самом деле, мыльным пузырем это трудно назвать, потому что среди организаторов пресс-центра оказались те, кто попросту потихонечку решил попробовать не выполнить свои обязательства, вот и все.

Ольга Писпанен: Хорошо. Международный пресс-центр начал работу 22 мая 2002-го года и, получается, закончил ее 2 июня 2003-го. Как говорилось в СМИ, он был создан по инициативе госкомиссии по подготовке к празднованию юбилея, курировал пресс-центр Сергей Ястржембский, но вот руководители главного городского пресс-центра на то время как-то не задерживались в своих креслах, что часто являлось поводом к скандалам, к каким-то публикациям, обсуждению в средствах массовой информации, за столь короткое время, почему это происходило так часто?

Ольга Драмарецкая: Ситуация внутри пресс-центра столь же неоднозначна, как и снаружи. Действительно за год работы у пресс-центра сменилось три генеральных директора. Надо сказать, что генеральный директор в пресс-центре отвечал только за финансово-хозяйственную часть. За всю информационную политику отвечал исполнительный директор, собственно кем я и являлась. Собственно за весь год, видите, я никуда и не делась, и это является доказательством тому, что никаких претензий со стороны, так скажем, представителей, может быть... Нет, естественно претензии были, естественно, были недовольства, но здесь информационный блок остался как бы нетронутым. У меня за год работы уволился только один человек.

Ольга Писпанен: Даже несмотря на то, что не платили.

Ольга Драмарецкая: Несмотря на то, что нам не платили. Всего у нас информацией занималось 12 человек, плюс 4 технических сотрудника, благодаря которым пресс-центр держался, обеспечивал проведение телемостов, видеоконференций и Интернет-вещания.

Ольга Писпанен: Наблюдатели отмечали, что все-таки там была и коммерческая составляющая этого скандала, то есть постоянная смена руководства - что это было? Схлестывались интересы Потехина и Запесоцкого?

Ольга Драмарецкая: Здесь - первый генеральный директор ушел, или, точнее, его сняли в июле прошлого года. Причиной для снятия послужил результат аудиторской проверки, согласно которой выявилось, что финансовая деятельность, мягко сказать, ведется не очень хорошо. Пресс-центр в мае создался, в июле уже погряз в долгах. Потом появился другой генеральный директор, это абсолютно независимый человек, не принадлежащий ни к каким кланам. И когда назначали Татьяну Корс генеральным директором, поскольку она чистый финансист, далека абсолютно от политики, дело доходило до смешного, когда нам казалось, что такие имена, как Кудрин, Матвиенко, просто знают все, и когда к нам приезжали , она спрашивала: а кто это? Человек был настолько далек от политики,но при этом полный спец по финансам – такой человек тоже не устроил.

Ольга Писпанен: Ольга, это был не последний скандал, связанный с международным пресс-центром - чехарда со сменой руководства, еще один раз когда международный пресс-центр привлек к себе внимание СМИ, это был лично ваш конфликт с Александром Запесоцким как это описывается в средствах информации – почему это случилось?

Ольга Драмарецкая: Во-первых, у меня не было никакого личного конфликта с Александром Сергеевичем Запесоцким, поэтому не могу привести ни одного примера из СМИ, где бы об этом рассказывалось. Было, так скажем, недопонимание со стороны Александра Сергеевича Запесоцкого, когда он руководил фондом и нами. Потому что, как он объяснял, впрочем, как и до сих пор объясняет, руководство фонда, что, "непонятно за что платить деньги".

Ольга Писпанен: Вам?

Ольга Драмарецкая: Пресс-центру.

Ольга Писпанен: Понятно. Но международный пресс-центр выступал с критикой деятельности Запесоцкого – что именно вы критиковали?

Ольга Драмарецкая: Там была одна история: мы выпускали сайт, надеемся, что он будет продолжать существовать - официальный сайт пресс-центра, и чтобы его как-то оживить, мы там создали рубрику "Между прочим". Мы в этой рубрике просили известных питерских журналистов высказываться о том, что они думают о юбилее. И Дмитрий Циликин, известный, так скажем, литературный и культурный критик, написал замечательную статью, посвященную юбилею, где он поставил вопрос: давайте сыграем в блеф-клуб - верите ли вы в то, что Александр Запесоцкий соберет деньги на юбилей? С этого все началось. Дальше пошли обсуждения, на самом деле, в этой статье абсолютно не было никакого оскорбления, тем не менее, вот эта статья стала поводом для, скажем так, конфликта, который закончился в нашу пользу, потому что Александр Сергеевич Запесоцкий в результате ушел. Конечно, может, он ушел не из за того, что мы выступили и стали причиной, там, может, были свои причины, но эта ситуация имела место.

Ольга Писпанен: Вы сказали, что надеетесь, что сайт будет существовать и дальше – зачем? Все закончилось, пресс-центр был создан специально к юбилею, который в общем уже отгремел. Вас уже закрыли?

Ольга Драмарецкая: Проходят какие-то события, закрываются двери, но остаются люди и события продолжаются, жизнь-то на этом не заканчивается

Ольга Писпанен: То есть, вы хотите и дальше продолжать работать?

Ольга Драмарецкая: Да, мы хотим дальше продолжать работать, потому что в пресс-центре образовалась команда, и нам не хочется разбегаться по городу, расходиться в те СМИ и структуры, из которых мы пришли, хочется искать новые, тем более, в Питере грядут большие интересные события, даже и юбилейные, например.

Ольга Писпанен: Попробовать именно в рамках такого международного пресс-центра, или создать какую-то новую структуру?

Ольга Драмарецкая: Такого же пресс-центра вряд ли получится, хотя бы по той простой причине, что необходимо помещение. В городе пресс-центр был единственной большой площадкой, где можно было проводить крупномасштабные информационные мероприятия. Площадка была абсолютно готова для любых видов информационных мероприятий. Если раньше финансирование на себя частично брал фонд, частично привлеченные спонсоры, которых не мы искали, то теперь надо естественно жить по средствам.

Ольга Писпанен: А куда пойдет все обеспечение? Потому что заявлялось о том, что центр оснащен удивительными совершенно технологиями, которых еще нет практически нигде в мире, и это поможет как можно более полно и открыто освещать все, что происходит в городе во время юбилея. Куда это все теперь денется?

Ольга Драмарецкая: Хозяином имущества является Фонд Санкт-Петербург, который, надеюсь, с умом распорядится тем имуществом, которым мы оснастили пресс-центр.

Ольга Писпанен: Была ли какая-то цензура, так скажем, в освещении юбилейных торжеств?

Ольга Драмарецкая: Надо сказать, что год прошел, работа была настолько интересной и благоприятной, может, поэтому люди не разошлись, и до сих пор мы встречаемся, пытаемся какие-то идеи обсуждать, и это произошло благодаря тому, что была полная свобода деятельности. У нас не было никаких установок - вот тех пускать на площадку, а этих нет, то писать, а это не писать на сайте. Была единственная установка - не превратить площадку в поле для политических столкновений, потому что когда мы открывались, впереди были выборы в Законодательное собрание, и, мне кажется, политический нейтралитет мы выдержали.

Ольга Писпанен: А как вы прокомментируете вчерашнее заявление Анны Марковой о желании баллотироваться на пост губернатора?

Ольга Драмарецкая: Честно говоря, я еще не думала на эту тему, потому что еще не успела отойти от 300-летияч. В принципе, могу сказать, что заявление это было предсказуемое, его ждали, что так или иначе появится вторая женщина, и если Валентина Ивановна Матвиенко выдвинется кандидатом в губернаторы Санкт-Петербурга, ей обязательно противопоставят женщину, они будут бороться, и в ходе этой борьбы появится тот самый, кто возглавит город.

Ольга Писпанен: Вернемся к нашей беседе о международном пресс-центре. Создание его в Петербурге еще в предюбилейный год, в общем, было благое дело. Задача его была - продвигать позитивный имидж России в Европе, Санкт-Петербурга, естественно, так как это все-таки юбилей города – вы справились с этой задачей?

Ольга Драмарецкая: Поскольку не только мы живем в Санкт-Петербурге, и не только мы занимаемся продвижением этого города, я не могу отвечать за всех. Наш сектор - работа с журналистами. Я думаю, что нам удалось создать максимально комфортные условия для работы журналистов, и когда мы проводили последний брифинг по итогам работы пресс-центра, это было 1 июня вечером, мы сами не ожидали такого количества теплых и трогательных слов в наш адрес. Поэтому я думаю, что со своей работой мы справились. Ведь всю информацию доносят журналисты, так или иначе, и как к ним относиться, такую информацию они и донесут, соответственно.