Победившая грузинская оппозиция выдвинула единого кандидата в президенты республики – сохранится ли при этом Грузинская Федерация?

Программу ведет Владимир Бабурин. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Георгий Кобаладзе, Карен Агамиров и Олег Кусов.

Владимир Бабурин: На 4 января в Грузии объявлены президентские выборы, а в среду Михаил Саакашвили стал единым кандидатом в президенты от двух политических блоков - "Национальное движение" и "Бурджанадзе - демократы". Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Георгий Кобаладзе:

Георгий Кобаладзе: Лидеры так называемой бархатной революции Михаил Саакашвили, Зураб Жвания и Нино Бурджанадзе провели в среду совместный брифинг и заявили, что кандидатом от демократических сил на январских президентских выборах станет руководитель "Национального движения" Михаил Саакашвили. Исполняющая обязанности президента Нино Бурджанадзе заявила, что в стране будут осуществлены радикальные экономические и структурные реформы. По словам Михаила Саакашвили, его главная цель - урегулировать отношения с соседними странами, в первую очередь, с Россией. Очень болезненной проблемой он назвал ситуацию в Аджарии. Как известно, руководство автономии ввело на территории республики чрезвычайное положение и объявило о мобилизации резервистов. "Революция продолжается", - воскликнул Саакашвили, однако, с ним не согласился Зураб Жвания. "Революция завершилась, - сказал он, - сейчас надо кропотливо работать, чтобы уже через несколько месяцев Грузия стала кандидатом в члены НАТО и ЕС".

Владимир Бабурин: Лидеры сразу нескольких грузинских автономий приехали в Москву. Один из них - Аслан Абашидзе, президент Аджарии, заявил, что не намерен баллотироваться на выборах президента Грузии, поскольку убежден, что их результаты будут подтасованы. Аслан Абашидзе считался наследником и сторонником ушедшего в отставку президента Эдуарда Шеварднадзе. На встрече с Асланом Абашидзе побывал наш корреспондент Карен Агамиров:

Карен Агамиров: Президент Эдуард Шеварднадзе легитимен и его отстранение от власти антиконституционно - убежден Аслан Абашидзе. К власти пришли националисты, а сам лидер Аджарии принимать участие в выборах президента Грузии не намерен:

Аслан Абашидзе: Лицо, которое мы видим сейчас, и нутро очень беспокоит. Помню я первую гражданскую войну, и начало, и конец, и как она отразилась на нас. Но тогда был лозунг все кроме одного, то есть, это было направлено против президента Гамсахурдиа. Что касается выдвижения на пост президента сейчас - это абсурдно, ибо сейчас пришли ультра-националисты, которые свергли законного президента. Я уверен, что они именно по той форме, как вы говорите, подтасуют выборы, как и подтасовывали во все времена, на всех выборах, местных и республиканских.

Карен Агамиров: И все-таки готов ли Аслан Абашидзе вести переговоры с новым руководством страны и кандидатом в президенты от оппозиции Михаилом Саакашвили?

Аслан Абашидзе: Я готов к диалогу с любым человеком, даже с преступником с разбитой бутылкой в руке, тем более с оружием. Но это не значит, что я разделяю их помыслы. Эти люди никогда ничего кроме разрухи не приносили стране. Удивительно, почему поддерживаются люди, которые довели страну до полного коллапса. Я поражался, когда журналисты, ваши коллеги, не только из СНГ, но и с Запада, называли их молодыми реформаторами. Я знаю реформаторство, и знаю, что это изменение от плохого к лучшему. Они уже свыклись с этим именем и действительно выставляли себя как реформаторов.

Карен Агамиров: Примет ли Аджария участие в выборах президента Грузии?

Аслан Абашидзе: Вы знаете, я пока в недоумении. С главных зданий страны сняты государственные флаги. Сейчас Грузия без символики. Я знаю, что есть территория Грузии со своим населением, а какое государство - по флагу не узнаешь. А взамен государственного флага - флаги националистов...

Карен Агамиров: На вопрос, рассматривает ли Аджария возможность вхождения в состав России, лидер автономии отреагировал так:

Аслан Абашидзе: Удивительный вопрос. Откуда берете такие вопросы? Интересно.

Владимир Бабурин: Сейчас на линии прямого эфира наш специальный корреспондент в столице Грузии Олег Кусов. Олег, по избирательному закону Грузии до четверга кандидаты в президенты должны собрать по 50 тысяч подписей избирателей в свою поддержку. Буквально насколько часов дается. Поэтому трудно не согласиться с господином Абашидзе по поводу оценки предстоящих выборов.

Олег Кусов: Действительно, положение о необходимости представить в Центральную избирательную комиссию 50 тысяч подписей в поддержку кандидата настораживает политиков, многие политики, в том числе сторонники Михаила Саакашвили, Нино Бурджанадзе и Зураба Жвания, говорят о том, что эта ситуация делает выборы довольно-таки формальными, придает им формальный характер, поскольку понятно, что Михаил Саакашвили находится в выигрышной ситуации.

Владимир Бабурин: Может ли возникнуть ситуация, что он будет единственным претендентом на президентский пост?

Олег Кусов: Нет, такой ситуации, видимо, не будет, потому что уже в Центральную избирательную комиссию поступили заявления о регистрации от 5-ти человек, не считая Михаила Саакашвили. О своем желании стать кандидатом в президенты заявил Игорь Георгадзе, экс-министр госбезопасности Грузии, а за ним стоят влиятельные силы, и я думаю, что они предпримут какие-то шаги, чтобы Георгадзе попал в этот список. Джумбер Патиашвили тоже имеет немало сторонников в Грузии, так что, я думаю, в списках будет немало кандидатов помимо Михаила Саакашвили, но в этой ситуации все-таки Саакашвили имеет преимущество.

Владимир Бабурин: Что говорят грузинские наблюдатели о судьбе Грузинской Федерации? Ведь лидеры ее субъектов – лидер Аджарии в Москве, Южной Осетии тоже, отношения с Абхазией, которая давно уже де-факто не считает себя частью Грузии, хорошо известны...

Олег Кусов: В среду примерно в три часа местного времени мы, группа иностранных журналистов, были в кабинете Михаила Саакашвили, и первый наш вопрос был о ситуации в Аджарии. Михаил Саакашвили довольно уверенно ответил, что эта проблема не является сегодня главной для руководства Грузии, но по тону и дальнейшим комментариям стало понятно, что именно этой проблемы он сейчас больше всего и боится. Потому что лидеры Абхазии, Аджарии и Южной Осетии уже, в общем, открыто заявляли о том, что не воспринимают власть Грузии как легитимную. Более того, Эдуард Кокойты, лидер Южной Осетии, говорит о необходимости вхождения в состав России... Заявление Михаила Саакашвили, которое сегодня он сделал на этой встрече, я записал дословно: "Тбилиси может сыграть положительную роль в укреплении стабильности приграничных северокавказских регионов России". Мне кажется, что в этой фразе он напомнил России о том, что Панкисское ущелье и Чечня являются фактором, который тоже может стать рычагом воздействия, только уже Грузии на Россию, если Россия будет воздействовать на Грузию через свои "клапаны" - через Южную Осетию, Абхазию и Аджарию.