"Путин атакует исключительно людей, доставляющих ему неприятности..."

Американский эксперт комментирует борьбу с олигархами в России



Корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин беседует с Маршаллом Голдманом - содиректором Центра российских исследований Гарвардского университета

Юрий Жигалкин:

Как вы восприняли известие о новых шагах российской прокуратуры в истории холдинга "Медиа-Мост", а также заведение дела против Вагита Алекперова и претензии к хозяину "Норильского Никеля" Владимира Потанину?

Маршалл Голдман:

Это очень тревожные шаги. Надо признать, что я готов подписаться под заявлениями Владимира Путина о том, что необходимо положить конец привилегиям, которыми пользовались определенные российские предприниматели и группы. Но его кампания против олигархов выглядит слегка завуалированной атакой на своих критиков. Сильная власть в России всегда означала преследования тех, кто способен бросить вызов правительству. Я опасаюсь, что Путин, вне зависимости от того, какие у него предпосылки, сбился, согласно этой традиции, на борьбу с теми, кто ему кажется личными противниками. Если бы среди проверяемых оказался Борис Березовский, и если бы российские власти заявили: "Таковы наши цели, таковы наши стандарты и мы готовы переправить каждую подозрительную сделку, где предприятия переходили в руки олигархов за бесценок, мы готовы преследовать всех крупных неплательщиков налогов", - и если бы власти занялись этим, действуя на основании закона - тогда можно было бы надеяться на лучшее будущее для России. Но пока, как мне кажется, Путин атакует исключительно людей, доставляющих ему неприятности. У него то ли не достает мужества, то ли нет намерений идти против тех, кто поддерживает его, но кому с легкостью можно инкриминировать такие же проступки.

Юрий Жигалкин:

А, как вы считаете, что могло бы конкретно доказать искренность заявлений российских властей о непредвзятой борьбе с коррупцией. Иными словами, что на месте Владимира Путина должен был бы предпринять лидер, желающий искоренить коррупцию или нейтрализовать прошлые просчеты?

Маршалл Голдман:

Это - важный вопрос. кое-что из предпринятого российскими властями оправданно: например, попытки востребовать с нынешних владельцев предприятий то, что они могли, грубо говоря, прикарманить, покупая эти предприятия на сомнительных аукционах или получая акции в обмен на кредиты. Понятно и то, что такая процедура должна быть четко регламентирована и проводиться в соответствии с законом. Но когда Генеральный Прокурор дает санкцию на изъятие документов в офисе холдинга "Медиа-Мост", а следователи не составляют точных протоколов изъятого, открывая возможности для любых подтасовок со стороны следствия, то это пугает. В любой цивилизованной стране прокуратура имеет право затребовать любые документы, но на законном основании и при соблюдении всех формальностей.

О том, что российская правоохранительная система в ее нынешнем виде может быть не готова к выполнению серьезных задач, свидетельствует хотя бы опыт налоговой полиции, превратившейся в коррумпированную организацию, которая шантажирует даже западных предпринимателей, выплачивающих налоги сполна. Поэтому, я думаю, что прибегнув к знакомому методу - к подавляющей силе в атаках на предпринимателей, Путин продемонстрировал непонимание функционирования процессов демократического государства и его экономики. А, учитывая его профессиональное прошлое, ему было бы лучше понимать это, если он хочет добиться поддержки Запада.