Господин Гилязов из Татарстана прислал нам свои предложения президенту России. "95 процентов собственности должны быть в руках государства. Долой заводчиков, фабрикантов, хозяев на рудники, на транспорт, связь! Немедленно повысить зарплату в 10-15 раз, пенсии - в 8-10 раз, а цены оставить на прежнем уровне. При условии обеспечения трудоспособного населения постоянной работой, жизнь будет лучше, чем сейчас", - полагает он. Что бы ни говорили о Путине, даже о Зюганове, - сегодня не видно на горизонте человека, который мог бы стать правителем России и всерьёз попытался бы устроить под видом рая такой ад. Последний раз что-то похожее сделали в Никарагуа сандинисты, и страна всё ещё приходит в себя.
Письмо из Англии: "Я успел застать как прелести брежневского Советского Союза, так и эмиграции, пройдя путь от уборщика в Швеции до специалиста по рынкам капитала в Лондонском Сити. Поражает ваша, как и других "просто демократов" в России, наивность в мечтаниях и пропаганде построения в России "обыкновенной демократической страны вроде Польши". Вы так и остались жить в Советском Союзе, из головы в голову выстраивая туристско-демократические схемы, на секунду не столкнувшись с силами, реально движущими этими самыми "просто демократическими странами". Сергей Добриневский".
Автор не пишет, что это за силы, но поскольку он не первый, кто разочаровался в жизни на такой манер, можно без труда представить себе, какие силы, управляющие Польшами втайне от дурачков-туристов, он имеет в виду. Деньги, конечно, большие деньги, алчность толстосумов...
Пишет бездомный из Краснодарского края: "Пять братьев моей матери и её отец, красный партизан, погибли за власть советов, а она и её мать погибли в большевистских лагерях. Моего отца в городе Лабинске убил начальник ГПУ Мишин. Забрали дом и всё имущество. Нас, четверых малолетних детей, вывезли в зимнее время за город на свалку. Приказ был расстрелять нас и засыпать мусором, но палачи, видно, пожалели патроны, берегли их для взрослых лабинцев. Моего старшего брата в 19 лет расстреляли по суду за то, что он якобы боролся с коммунистами. Я получил 6 лет лагерей, поскольку суд решил, что оставлять на свободе такого малолетку нельзя, - он может навредить советской власти. Я проработал 40 лет за кусок хлеба и всю жизнь просил коммунистов: верните мне хотя бы материнский дом, писал во все суды, в правительство. Я благодарен радиостанции "Свобода" за то, что она считает, что надо вернуть людям украденные у них дома, имущество, вклады. Молодцы латыши, молодцы эстонцы, которые вернули собственность домовладельцам. Краснодарский край, Черноморское побережье Кавказа, бездомный бродяга".
Мы редко обсуждаем затронутый этим слушателем вопрос. Почти не обсуждаем... Но он прав: у нас нет двух мнений о том, нужно ли вернуть людям собственность, отнятую советской властью. Здесь тот случай, когда жажду справедливости нельзя назвать проявлением скрытой зависти. Так и должны народы воспитывать себя.
Своё письмо жительница Москвы Людмила Южина назвала воззванием. "На станции метро Курская, - пишет она, - я столкнулась с пожилым человеком, который стоял с плакатом: "Помогите детям моего приюта". Я спросила, где этот приют. "Да нигде, - говорит. - Я кормлю детей, которые живут тут, на Курском вокзале. Собираю деньги, покупаю еду и приношу им сюда. Живу не в Москве, у меня только пенсия, но у детей положение еще хуже". Зовут его Алексей Дмитриевич. Спросил, нет ли у меня земли, чтобы на лето вывезти туда этих детей, вырастить там с ними овощей. Проговорила я с ним минут десять. Он и в Молдавии пытался помогать детям, и в Ростовской области. Пытался делать это через городские власти, но товсюду его гнали как ненормального. Я спросила, где его можно найти, чтобы что-то передать детям. Спросила без задней мысли, не для проверки. Ответ его исключает всякие подозрения: "Зачем вам я? Помогайте прямо детям. Их много бегает на вокзале, они заметны. Что бы вы им ни принесли: еду ли, одежду - все им крайне необходимо. Да, все они, мягко говоря, трудные, все курят, все нюхают клей. Время от времени их отлавливают в детприемник, из которого они тут же сбегают. Власти для них не делают ничего. Вокзал и метро - их дом". Первый мой призыв к москвичам: подкармливайте этих детей! Если, выходя из дома, вы сунете в сумку бутерброд, вам наверняка представится случай накормить им голодного. А если у вас есть лишняя одежда, принесите ее на первый этаж Курского вокзала, налево от входа в закуток под названием "ветродув". Их вожак (а вожаки есть в любом сообществе) сказал мне, что ребята делятся друг с другом. Второй мой призыв - к владельцам платных туалетов: пускайте этих детей бесплатно. Вожак мне время от времени говорил: "Пить жутко хочу!" На совет попить из крана аж взвыл - 5 рублей вход! Третий мой призыв - к медикам. Попробуйте выполнять клятву Гиппократа хотя бы в отношении этих детей. В медпункт Курского вокзала обратился мальчик с пораненым животом. Знаете, что сказал ему врач? "Купи какой-нибудь мази и помажь". Людмила Южина, среднестатистическая моквичка".
Пишет господин Соколовский: "Услышал по радио "Свобода" примечательную информацию: главной статьёй экспорта США является интеллектуальная собственность. Обидно, конечно, нам тратить средства на такое их интеллектуальное добро, как джаз. Могли бы и сами нашлёпать, а уж африканцам - тем сам Бог велел: музыкальный народ, испокон веков только этим и занимается. Теперь понятней становится политика радио "Свобода". Я всё ломал голову: зачем "Свобода" передаёт джаз и прочую "культуру" вместе со "спортом"? Оказывается, всё рассчитано. Готовите потребителей американской "интеллектуальной" собственности".
Знает, конечно, этот слушатель, что интеллектуальная собственность, на которой американцы сегодня больше всего зарабатывают, - не джаз и не телевизионный ширпотреб, а труды учёных, изобретателей, исследователей, но ему, подобно многим подросткам разного возраста, хочется дразнить больших. Свобода, трудолюбие и предприимчивость американцев делают своё дело. Америка очень быстро идёт вперёд, сверх всяких ожиданий быстро. Многим в мире это портит настроение.
Нина Николаевна Миронова пишет: " Пишет вам не молодая (61 год) и не грамотная (7 классов). Фамилия и адрес мои подлинные. Конечно, моё письмо в эфир вы не зачитаете, но может быть - какие-то фрагменты, на которые можно выплеснуть ушат яда. На то вы и грамотный. Конечно, от ваших выступлений зла исходит меньше, чем от могильщиков Доренко, Киселёва и Сванидзе, но они не занимаются почтой, а то я бы и им написала. Сама я родом с Украины, Запорожской области. Но я очень люблю русский народ. Мне очень жаль, что гибнет лучший генофонд русского народа и не без помощи могильщиков как Доренко, Сванидзе, Киселёв и вы. За свои 40 лет жизни в Латвии я заработала статус оккупанта и минимальную пенсию. Почему русский народ страдает? Потому что он доверчивый, бескорыстный. К власти приходят инородцы и руками русского народа загребают жар. И теперь Путину ничего не удастся сделать для России и народа".
С этим я, пожалуй, спорить не стану... По-моему, один из упомянутых тележурналистов служит на государственном телевидении. Говорят, он постоянно хвалит Путина и не хотел бы оказаться в компании с остальными. Но зрителю, вернее, зрительнице Нине Николаевне, оказывается, виднее. У неё свой - классовый - подход.
Пишет господин Левшин: "Во время коллективизации у моих родителей отобрали лошадей со всей упряжкой и принадлежащий им участок земли в коллективное хозяйство. Сейчас всё это не возвращают - разграбили в свои преступные, уголовные карманы перевёртыши-предатели, враги народа, не думая о том, что в коллективном хозяйстве было наше кровное. За это вы наших врагов защищаете? Наших врагов нужно не защищать - их всех нужно привлекать к уголовной ответственности - судить и отобрать всё награбленное. Согласные вы с этим или не согласные - а, Стреляный А.И. и всё радио "Свобода"?
Я прочитаю ещё одно письмо, потом что-то скажу.
"Пишет вам постоянный слушатель радио "Свобода", малограмотный раб российский Даниил Иванович Чубак. Я не проговорился этим унизительным словом, если бы не арест в США российского бедного чиновника Бородина П.П. Бурю возмущения депутаты Госдумы, МИД, посольство подняли в его защиту. Предложили в залог огромную сумму, чтобы он был освобождён. Послушал я козлиный бред в его защиту и задал себе вопрос: а сколько стоит в России раб - раб-кормилец страны, такой, как я, к примеру? Какой залог предложили бы за моё освобождение, если бы я оказался в Америке и там меня посадили? За свою долгую жизнь я был свидетелем многих страшных событий и периодов. Я не верю, что Россия и её рабы скоро будут жить, как в Германии, как в Финляндии. Ни один руководитель не хочет понять смысл жизни, что старость и смерть никого не минуют - ни богатого, ни бедного... Жизнь стала несправедлива. Кто не сеет и не жнёт, тот богато живёт, коньяк пьёт, икру жрёт и не понимает, что умрёт. Свергли ненавистный царский режим - стала советская власть, народная, и опять голод, убийства, войны, и опять одни живут, других в дугу гнут. Распался СССР - ещё хуже стало трудовому народу. Ещё не один раз будет меняться государственный строй, а класс угнетателей и класс угнетаемых в России останутся. Так ведь, Анатолий Иванович!"
Автор этого письма, Даниил Иванович Чубак из Дедовска Московской области, настойчиво просит меня высказаться. "Прав ли я?" - несколько раз встречается в его письме. Не люблю я высказываться в таких случаях. Скажут, что выгораживаю угнетателей, оправдываю воровство, взяточничество. Никого я не выгораживаю и никого не оправдываю, кроме, пожалуй, таких людей, как Даниил Иванович. Если бы разговоры о богатстве и бедности - как гадко богатство и как чиста бедность, о том, что в бедности одних виновато богатство других, если бы эти разговоры хоть чуть-чуть уменьшали бедность, я бы поддерживал их в любое время дня и ночи. Если бы попытки ущемить богатство приводили к тому же, я бы только тем и занимался, что изобретал бы и пробивал в жизнь меры против богатства и богатых. Но во всей истории человечества не было такого. Положение маленького человека улучшается с ростом общего богатства, а общее богатство растёт, конечно, от общего труда, но больше всего - от труда самых способных, деятельных и подкованных: учёных, инженеров, предпринимателей. В этом и трудность. Общее благополучие создаётся творческим меньшинством, прямо сказать - единицами, им для этого требуется время, много времени, а большинству не терпится.
"Сначала это заведение казалось мне Империей зла, в которой правят только деньги и власть, - пишет студент Московского государственного университета. - Мне было очень страшно. Первые полгода я учился в экстернате при МГУ. Все мои друзья ещё учатся в школе. Самое ужасное то, что независимо от факультета, на который они будут поступать, они обязаны зубрить полдня в школе, а потом идти на курсы или к преподавателю, так как без этого поступить почти невозможно. Человека "с улицы" просто не возьмут. В моей группе большинство поступили без взяток, но всё - через преподавателей или курсы. Я, слава Богу, живу нормально, а кому-то приходится ежедневно тратить 6 часов на дорогу из Электростали и назад из-за нехватки денег на общежитие. Жизнь в общежитии сложная.Я с сожалением смотрю на девочку из Симферополя, которая каждый день ходит на занятия, как в поход: всё своё носит на себе, на шее - сумочка со всеми документами и остатками стипендии. В общежити даже нельзя посмотреть телевизор, но с другой стороны это сосредоточивает на учебе. Я не могу сказать, что мои однокурсники сильно заняты состоянием страны, политической ситуацией. Глядя в целом на современную молодёжь, на её убогость, я испытываю двоякое чувство. Грустно, что придётся жить с этими людьми в одной стране, но есть и другая сторона: чем больше вокруг идиотов, тем больше шансов у меня реализоваться в жизни", - пишет студент из "вундеркиндов".
В известном возрасте это свойственно многим - придирчиво смотреть на окружающих и видеть перед собою сплошное убожество, страдать от этого, но и втайне гордиться собою. Полезно время от времени напоминать себе, что так смотрят и те, кого ты считаешь убогими. Хуже, когда недовольство окружающим человеческим месивом сохраняется надолго, навсегда, становится чуть ли не смыслом жизни - ничего скучнее такого человека на свете нет.
Пишет господин Гручковский: "Осенью прошлого года я ехал домой. На Белорусском вокзале сдал вещи в камеру хранения и, проходя через зал, где вдоль стен находятся витрины с разными безделушками, услышал окрик милиционера. Он был увешан ремнями, маленький и - сержант. Рядом с ним стоял охранник этих витрин. Сержант мне говорит: "Вы пьяны". Я отвечаю, что вообще не пью. Тогда он говорит, что сейчас поведёт меня в участок, где сделают анализ на алкоголь, но там мне придётся дорого заплатить, поэтому они с охранником возьмут мне билет на нужный мне поезд и скажут, сколько я должен дать им денег. Я отказался. Тогда маленький сержант сказал, что у меня блестят глаза, что я возбуждён, и спросил, есть ли у меня доллары: лучше сказать правду, а то обыщут и всё заберут. Я сказал, что в кошельке у меня 107 долларов и 90 рублей. Они меня обыскали, не стесняясь, посреди зала с витринами. Пришлось отдать им 90 рублей и 7 долларов, чтобы отвязались. Напоследок мне сказали: "Можешь идти и береги себя". Зимой я опять ехал через Москву и опять оказался на Белорусском вокзале. Сел в зале ожидания и взглянул на милиционера, который стоял поодаль. Это был маленький сержант. Он встрепенулся и пошёл прочь. Прочитайте это по радио, чтобы люди знали. Гручковский Владимир".
Судя по нашей почте, та часть московского уголовного мира, которая называется милицией, как выражается один наш слушатель, не делается осторожнее. Грабят, унижают, избивают. Но этого маленького сержанта мне стало жалко. Рано или поздно он окажется за колючей проволокой. А там свирепствует туберкулёз, я всё время это помню - туберкулёз и содомия - содомия, какой никогда не было. Не знаю, на чём он попадётся, но думаю, что сдадут его товарищи по оружию. Чуть ли не каждый второй уголовник, как известно, доносит на своих, иначе большинство преступлений не раскрывались бы никогда. Так и в милицейской среде, тем более, что там существует особая служба слежки за своими - служба собственной безопасности, так она называется. Ей приходится показывать свою работу - то есть, волей-неволей сажать известное число таких, как этот маленький сержант.
Пишет госпожа Выходцева: "Я отвергаю рыночную экономику. Моя зарплата - 900 рублей, но я не перестроюсь под требования современной рыночной экономики. Считаю, что винды нам просто навязаны. Но доказывать это юзерам и чайникам бесполезно, потому что чайники хотят такой юзабельный софт, чтобы щёлкать крысой по иконкам и не знать, как устроена файловая система и не набирать в командной строке имена файлов. Юзерам нужна, видите ли, наглядность, а не знания... Вот и рождаются экзэшники по 5, а то и по 7 мегов. И ползают программы, как черепахи, заставляя юзеров разоряться на более быстрое железо... ".
Для тех, кто не знает, на каком это языке написано и о чём: на языке современного русскоязычного программиста о компьютерах.
"Тогда я чуточку усложнила программку, добавила несколько кнопочек и декоративностей и снова запустила на компиляцию. 25 минут шумел винт, после чего наступил полный виндец... Нажимая на Reset я жутко ругалась в адрес Microsoft, Borland, Windows, Delphi. Затем снесла к чёртовой матери с винта весь этот бинарный мусор и вернулась в родную DOSю с наслаждением Одиссея, вернувшегося на Итаку".
Да, пишет эта молодая противница свободного рынка об изделиях (в одно из них влюблена), которые без свободного рынка не могли бы возникнуть, - без конкуренции, без погони за прибылью, без стремления людей к удобствам.
" Я за такую систему, чтобы работал программист на государство, получал оклад, эквивалентный разумным потребностям и работал на благо государству и людям... Подавляющему большинству юзеров Windows была бы не по карману, и они пользовались бы Linus и OpenDos. Ещё лучше было бы! И фигу получил бы Гейтс. Что он так заботится о прибыли? У него и так столько, что он в жизни не истратит! А кто-то в это время умирает с голоду. Бедность и нищета как раз и происходят оттого, что кто-то жадный стремится захапать больше, чем у других".
Это не мешает ей, как мы слышали, выступать против того, чтобы компьютерные программы по-американски, по-капиталистически приспосабливались к простому человеку, она хочет, чтобы они были доступны только избранным, требовали особых знаний и способностей. Такие вот теперь молодые коммунистки встречаются в России. Всё смешалось в доме Облонских...
" Не понимаю я умных людей, которые уезжают на Запад. Ну, сколотите вы своё благополучие, а как же благополучие страны? И термин „работодатель" считаю абсурдным. Не он мне что-то даёт, а я ему свой труд даю! Вывод - рыночная экономика неэффективна и нуждается в замене социалистической, при которой обеспечивается гармоничное развитие каждого на благо всему обществу. На этой оптимистической ноте заканчиваю. Светлана Выходцева, 26 лет. Московская область".
Кажется, достаточно ей сделать только один шаг, шажок, чтобы произошёл перворот в её умственной жизни. Кажется, ей, человеку такого сложного умственного труда, ничего не стоит сделать этот шажок: всего-навсего допустить, что общественное устройство, как и компьютерное, требует исследовательского подхода, что причины нищиеты и богатства не лежат на поверхности, что знакомства с любыми, самыми священными, писаниями мало, - нужно читать и труды тех же статистиков. Но вряд ли она сделает этот шаг. Ей нравится быть „красной". Вот что мы часто забываем. Нравится человеку быть таким - и всё. Лев Толстой тоже объяснял причину богатства и нищеты тем, что жадные однажды решили ограбить нежадных, так, мол, и деньги появились. Мне кажется, он понимал, что грешит против истины, но ему нравилось против неё грешить.
Письмо из Англии: "Я успел застать как прелести брежневского Советского Союза, так и эмиграции, пройдя путь от уборщика в Швеции до специалиста по рынкам капитала в Лондонском Сити. Поражает ваша, как и других "просто демократов" в России, наивность в мечтаниях и пропаганде построения в России "обыкновенной демократической страны вроде Польши". Вы так и остались жить в Советском Союзе, из головы в голову выстраивая туристско-демократические схемы, на секунду не столкнувшись с силами, реально движущими этими самыми "просто демократическими странами". Сергей Добриневский".
Автор не пишет, что это за силы, но поскольку он не первый, кто разочаровался в жизни на такой манер, можно без труда представить себе, какие силы, управляющие Польшами втайне от дурачков-туристов, он имеет в виду. Деньги, конечно, большие деньги, алчность толстосумов...
Пишет бездомный из Краснодарского края: "Пять братьев моей матери и её отец, красный партизан, погибли за власть советов, а она и её мать погибли в большевистских лагерях. Моего отца в городе Лабинске убил начальник ГПУ Мишин. Забрали дом и всё имущество. Нас, четверых малолетних детей, вывезли в зимнее время за город на свалку. Приказ был расстрелять нас и засыпать мусором, но палачи, видно, пожалели патроны, берегли их для взрослых лабинцев. Моего старшего брата в 19 лет расстреляли по суду за то, что он якобы боролся с коммунистами. Я получил 6 лет лагерей, поскольку суд решил, что оставлять на свободе такого малолетку нельзя, - он может навредить советской власти. Я проработал 40 лет за кусок хлеба и всю жизнь просил коммунистов: верните мне хотя бы материнский дом, писал во все суды, в правительство. Я благодарен радиостанции "Свобода" за то, что она считает, что надо вернуть людям украденные у них дома, имущество, вклады. Молодцы латыши, молодцы эстонцы, которые вернули собственность домовладельцам. Краснодарский край, Черноморское побережье Кавказа, бездомный бродяга".
Мы редко обсуждаем затронутый этим слушателем вопрос. Почти не обсуждаем... Но он прав: у нас нет двух мнений о том, нужно ли вернуть людям собственность, отнятую советской властью. Здесь тот случай, когда жажду справедливости нельзя назвать проявлением скрытой зависти. Так и должны народы воспитывать себя.
Своё письмо жительница Москвы Людмила Южина назвала воззванием. "На станции метро Курская, - пишет она, - я столкнулась с пожилым человеком, который стоял с плакатом: "Помогите детям моего приюта". Я спросила, где этот приют. "Да нигде, - говорит. - Я кормлю детей, которые живут тут, на Курском вокзале. Собираю деньги, покупаю еду и приношу им сюда. Живу не в Москве, у меня только пенсия, но у детей положение еще хуже". Зовут его Алексей Дмитриевич. Спросил, нет ли у меня земли, чтобы на лето вывезти туда этих детей, вырастить там с ними овощей. Проговорила я с ним минут десять. Он и в Молдавии пытался помогать детям, и в Ростовской области. Пытался делать это через городские власти, но товсюду его гнали как ненормального. Я спросила, где его можно найти, чтобы что-то передать детям. Спросила без задней мысли, не для проверки. Ответ его исключает всякие подозрения: "Зачем вам я? Помогайте прямо детям. Их много бегает на вокзале, они заметны. Что бы вы им ни принесли: еду ли, одежду - все им крайне необходимо. Да, все они, мягко говоря, трудные, все курят, все нюхают клей. Время от времени их отлавливают в детприемник, из которого они тут же сбегают. Власти для них не делают ничего. Вокзал и метро - их дом". Первый мой призыв к москвичам: подкармливайте этих детей! Если, выходя из дома, вы сунете в сумку бутерброд, вам наверняка представится случай накормить им голодного. А если у вас есть лишняя одежда, принесите ее на первый этаж Курского вокзала, налево от входа в закуток под названием "ветродув". Их вожак (а вожаки есть в любом сообществе) сказал мне, что ребята делятся друг с другом. Второй мой призыв - к владельцам платных туалетов: пускайте этих детей бесплатно. Вожак мне время от времени говорил: "Пить жутко хочу!" На совет попить из крана аж взвыл - 5 рублей вход! Третий мой призыв - к медикам. Попробуйте выполнять клятву Гиппократа хотя бы в отношении этих детей. В медпункт Курского вокзала обратился мальчик с пораненым животом. Знаете, что сказал ему врач? "Купи какой-нибудь мази и помажь". Людмила Южина, среднестатистическая моквичка".
Пишет господин Соколовский: "Услышал по радио "Свобода" примечательную информацию: главной статьёй экспорта США является интеллектуальная собственность. Обидно, конечно, нам тратить средства на такое их интеллектуальное добро, как джаз. Могли бы и сами нашлёпать, а уж африканцам - тем сам Бог велел: музыкальный народ, испокон веков только этим и занимается. Теперь понятней становится политика радио "Свобода". Я всё ломал голову: зачем "Свобода" передаёт джаз и прочую "культуру" вместе со "спортом"? Оказывается, всё рассчитано. Готовите потребителей американской "интеллектуальной" собственности".
Знает, конечно, этот слушатель, что интеллектуальная собственность, на которой американцы сегодня больше всего зарабатывают, - не джаз и не телевизионный ширпотреб, а труды учёных, изобретателей, исследователей, но ему, подобно многим подросткам разного возраста, хочется дразнить больших. Свобода, трудолюбие и предприимчивость американцев делают своё дело. Америка очень быстро идёт вперёд, сверх всяких ожиданий быстро. Многим в мире это портит настроение.
Нина Николаевна Миронова пишет: " Пишет вам не молодая (61 год) и не грамотная (7 классов). Фамилия и адрес мои подлинные. Конечно, моё письмо в эфир вы не зачитаете, но может быть - какие-то фрагменты, на которые можно выплеснуть ушат яда. На то вы и грамотный. Конечно, от ваших выступлений зла исходит меньше, чем от могильщиков Доренко, Киселёва и Сванидзе, но они не занимаются почтой, а то я бы и им написала. Сама я родом с Украины, Запорожской области. Но я очень люблю русский народ. Мне очень жаль, что гибнет лучший генофонд русского народа и не без помощи могильщиков как Доренко, Сванидзе, Киселёв и вы. За свои 40 лет жизни в Латвии я заработала статус оккупанта и минимальную пенсию. Почему русский народ страдает? Потому что он доверчивый, бескорыстный. К власти приходят инородцы и руками русского народа загребают жар. И теперь Путину ничего не удастся сделать для России и народа".
С этим я, пожалуй, спорить не стану... По-моему, один из упомянутых тележурналистов служит на государственном телевидении. Говорят, он постоянно хвалит Путина и не хотел бы оказаться в компании с остальными. Но зрителю, вернее, зрительнице Нине Николаевне, оказывается, виднее. У неё свой - классовый - подход.
Пишет господин Левшин: "Во время коллективизации у моих родителей отобрали лошадей со всей упряжкой и принадлежащий им участок земли в коллективное хозяйство. Сейчас всё это не возвращают - разграбили в свои преступные, уголовные карманы перевёртыши-предатели, враги народа, не думая о том, что в коллективном хозяйстве было наше кровное. За это вы наших врагов защищаете? Наших врагов нужно не защищать - их всех нужно привлекать к уголовной ответственности - судить и отобрать всё награбленное. Согласные вы с этим или не согласные - а, Стреляный А.И. и всё радио "Свобода"?
Я прочитаю ещё одно письмо, потом что-то скажу.
"Пишет вам постоянный слушатель радио "Свобода", малограмотный раб российский Даниил Иванович Чубак. Я не проговорился этим унизительным словом, если бы не арест в США российского бедного чиновника Бородина П.П. Бурю возмущения депутаты Госдумы, МИД, посольство подняли в его защиту. Предложили в залог огромную сумму, чтобы он был освобождён. Послушал я козлиный бред в его защиту и задал себе вопрос: а сколько стоит в России раб - раб-кормилец страны, такой, как я, к примеру? Какой залог предложили бы за моё освобождение, если бы я оказался в Америке и там меня посадили? За свою долгую жизнь я был свидетелем многих страшных событий и периодов. Я не верю, что Россия и её рабы скоро будут жить, как в Германии, как в Финляндии. Ни один руководитель не хочет понять смысл жизни, что старость и смерть никого не минуют - ни богатого, ни бедного... Жизнь стала несправедлива. Кто не сеет и не жнёт, тот богато живёт, коньяк пьёт, икру жрёт и не понимает, что умрёт. Свергли ненавистный царский режим - стала советская власть, народная, и опять голод, убийства, войны, и опять одни живут, других в дугу гнут. Распался СССР - ещё хуже стало трудовому народу. Ещё не один раз будет меняться государственный строй, а класс угнетателей и класс угнетаемых в России останутся. Так ведь, Анатолий Иванович!"
Автор этого письма, Даниил Иванович Чубак из Дедовска Московской области, настойчиво просит меня высказаться. "Прав ли я?" - несколько раз встречается в его письме. Не люблю я высказываться в таких случаях. Скажут, что выгораживаю угнетателей, оправдываю воровство, взяточничество. Никого я не выгораживаю и никого не оправдываю, кроме, пожалуй, таких людей, как Даниил Иванович. Если бы разговоры о богатстве и бедности - как гадко богатство и как чиста бедность, о том, что в бедности одних виновато богатство других, если бы эти разговоры хоть чуть-чуть уменьшали бедность, я бы поддерживал их в любое время дня и ночи. Если бы попытки ущемить богатство приводили к тому же, я бы только тем и занимался, что изобретал бы и пробивал в жизнь меры против богатства и богатых. Но во всей истории человечества не было такого. Положение маленького человека улучшается с ростом общего богатства, а общее богатство растёт, конечно, от общего труда, но больше всего - от труда самых способных, деятельных и подкованных: учёных, инженеров, предпринимателей. В этом и трудность. Общее благополучие создаётся творческим меньшинством, прямо сказать - единицами, им для этого требуется время, много времени, а большинству не терпится.
"Сначала это заведение казалось мне Империей зла, в которой правят только деньги и власть, - пишет студент Московского государственного университета. - Мне было очень страшно. Первые полгода я учился в экстернате при МГУ. Все мои друзья ещё учатся в школе. Самое ужасное то, что независимо от факультета, на который они будут поступать, они обязаны зубрить полдня в школе, а потом идти на курсы или к преподавателю, так как без этого поступить почти невозможно. Человека "с улицы" просто не возьмут. В моей группе большинство поступили без взяток, но всё - через преподавателей или курсы. Я, слава Богу, живу нормально, а кому-то приходится ежедневно тратить 6 часов на дорогу из Электростали и назад из-за нехватки денег на общежитие. Жизнь в общежитии сложная.Я с сожалением смотрю на девочку из Симферополя, которая каждый день ходит на занятия, как в поход: всё своё носит на себе, на шее - сумочка со всеми документами и остатками стипендии. В общежити даже нельзя посмотреть телевизор, но с другой стороны это сосредоточивает на учебе. Я не могу сказать, что мои однокурсники сильно заняты состоянием страны, политической ситуацией. Глядя в целом на современную молодёжь, на её убогость, я испытываю двоякое чувство. Грустно, что придётся жить с этими людьми в одной стране, но есть и другая сторона: чем больше вокруг идиотов, тем больше шансов у меня реализоваться в жизни", - пишет студент из "вундеркиндов".
В известном возрасте это свойственно многим - придирчиво смотреть на окружающих и видеть перед собою сплошное убожество, страдать от этого, но и втайне гордиться собою. Полезно время от времени напоминать себе, что так смотрят и те, кого ты считаешь убогими. Хуже, когда недовольство окружающим человеческим месивом сохраняется надолго, навсегда, становится чуть ли не смыслом жизни - ничего скучнее такого человека на свете нет.
Пишет господин Гручковский: "Осенью прошлого года я ехал домой. На Белорусском вокзале сдал вещи в камеру хранения и, проходя через зал, где вдоль стен находятся витрины с разными безделушками, услышал окрик милиционера. Он был увешан ремнями, маленький и - сержант. Рядом с ним стоял охранник этих витрин. Сержант мне говорит: "Вы пьяны". Я отвечаю, что вообще не пью. Тогда он говорит, что сейчас поведёт меня в участок, где сделают анализ на алкоголь, но там мне придётся дорого заплатить, поэтому они с охранником возьмут мне билет на нужный мне поезд и скажут, сколько я должен дать им денег. Я отказался. Тогда маленький сержант сказал, что у меня блестят глаза, что я возбуждён, и спросил, есть ли у меня доллары: лучше сказать правду, а то обыщут и всё заберут. Я сказал, что в кошельке у меня 107 долларов и 90 рублей. Они меня обыскали, не стесняясь, посреди зала с витринами. Пришлось отдать им 90 рублей и 7 долларов, чтобы отвязались. Напоследок мне сказали: "Можешь идти и береги себя". Зимой я опять ехал через Москву и опять оказался на Белорусском вокзале. Сел в зале ожидания и взглянул на милиционера, который стоял поодаль. Это был маленький сержант. Он встрепенулся и пошёл прочь. Прочитайте это по радио, чтобы люди знали. Гручковский Владимир".
Судя по нашей почте, та часть московского уголовного мира, которая называется милицией, как выражается один наш слушатель, не делается осторожнее. Грабят, унижают, избивают. Но этого маленького сержанта мне стало жалко. Рано или поздно он окажется за колючей проволокой. А там свирепствует туберкулёз, я всё время это помню - туберкулёз и содомия - содомия, какой никогда не было. Не знаю, на чём он попадётся, но думаю, что сдадут его товарищи по оружию. Чуть ли не каждый второй уголовник, как известно, доносит на своих, иначе большинство преступлений не раскрывались бы никогда. Так и в милицейской среде, тем более, что там существует особая служба слежки за своими - служба собственной безопасности, так она называется. Ей приходится показывать свою работу - то есть, волей-неволей сажать известное число таких, как этот маленький сержант.
Пишет госпожа Выходцева: "Я отвергаю рыночную экономику. Моя зарплата - 900 рублей, но я не перестроюсь под требования современной рыночной экономики. Считаю, что винды нам просто навязаны. Но доказывать это юзерам и чайникам бесполезно, потому что чайники хотят такой юзабельный софт, чтобы щёлкать крысой по иконкам и не знать, как устроена файловая система и не набирать в командной строке имена файлов. Юзерам нужна, видите ли, наглядность, а не знания... Вот и рождаются экзэшники по 5, а то и по 7 мегов. И ползают программы, как черепахи, заставляя юзеров разоряться на более быстрое железо... ".
Для тех, кто не знает, на каком это языке написано и о чём: на языке современного русскоязычного программиста о компьютерах.
"Тогда я чуточку усложнила программку, добавила несколько кнопочек и декоративностей и снова запустила на компиляцию. 25 минут шумел винт, после чего наступил полный виндец... Нажимая на Reset я жутко ругалась в адрес Microsoft, Borland, Windows, Delphi. Затем снесла к чёртовой матери с винта весь этот бинарный мусор и вернулась в родную DOSю с наслаждением Одиссея, вернувшегося на Итаку".
Да, пишет эта молодая противница свободного рынка об изделиях (в одно из них влюблена), которые без свободного рынка не могли бы возникнуть, - без конкуренции, без погони за прибылью, без стремления людей к удобствам.
" Я за такую систему, чтобы работал программист на государство, получал оклад, эквивалентный разумным потребностям и работал на благо государству и людям... Подавляющему большинству юзеров Windows была бы не по карману, и они пользовались бы Linus и OpenDos. Ещё лучше было бы! И фигу получил бы Гейтс. Что он так заботится о прибыли? У него и так столько, что он в жизни не истратит! А кто-то в это время умирает с голоду. Бедность и нищета как раз и происходят оттого, что кто-то жадный стремится захапать больше, чем у других".
Это не мешает ей, как мы слышали, выступать против того, чтобы компьютерные программы по-американски, по-капиталистически приспосабливались к простому человеку, она хочет, чтобы они были доступны только избранным, требовали особых знаний и способностей. Такие вот теперь молодые коммунистки встречаются в России. Всё смешалось в доме Облонских...
" Не понимаю я умных людей, которые уезжают на Запад. Ну, сколотите вы своё благополучие, а как же благополучие страны? И термин „работодатель" считаю абсурдным. Не он мне что-то даёт, а я ему свой труд даю! Вывод - рыночная экономика неэффективна и нуждается в замене социалистической, при которой обеспечивается гармоничное развитие каждого на благо всему обществу. На этой оптимистической ноте заканчиваю. Светлана Выходцева, 26 лет. Московская область".
Кажется, достаточно ей сделать только один шаг, шажок, чтобы произошёл перворот в её умственной жизни. Кажется, ей, человеку такого сложного умственного труда, ничего не стоит сделать этот шажок: всего-навсего допустить, что общественное устройство, как и компьютерное, требует исследовательского подхода, что причины нищиеты и богатства не лежат на поверхности, что знакомства с любыми, самыми священными, писаниями мало, - нужно читать и труды тех же статистиков. Но вряд ли она сделает этот шаг. Ей нравится быть „красной". Вот что мы часто забываем. Нравится человеку быть таким - и всё. Лев Толстой тоже объяснял причину богатства и нищеты тем, что жадные однажды решили ограбить нежадных, так, мол, и деньги появились. Мне кажется, он понимал, что грешит против истины, но ему нравилось против неё грешить.