Парад интеллектуалов

Александр Генис, Нью-Йорк:

Американский ученый Ричард Познер, проанализировав всевозможные индексы цитируемости, в первую очередь - Интернет, составил список 100 живых и умерших интеллектуалов, оказывающих, судя по частоте упоминания, наибольшее влияние на нашу жизнь. Понять логику этого списка еще труднее, чем в него попасть. Открывает его, скажем, давно удалившийся от дел Генри Киссинджер. И это при том, что политиков в перечне не так уж много, а президент вообще один - Вацлав Гавел (11 место). Возможно, он оказался здесь, потому что сам пишет свои речи. Сравнительно мало в списке и профессиональных мыслителей - философов. Даже Сартру достался всего лишь 64-й номер. Поэты представлены, но странно - Оден (на 31 месте), Эзра Паунд (на 60-м), Аллен Гинсберг (79-й) и Йетс (97-й). Зато писателей более, чем достаточно. Это и Рушди (номер 9), Орвелл - 11-й, Тони Моррисон - 13-ая. А за ними - Норман Мэйлер, Бернард Шоу, Воннегут, Уэллс, Стейнбек, Маркес, Томас Манн и, наконец, на 72-м месте единственный представитель России - Александр Солженицын.

Пестрая компания мало в чем согласных людей (интересно бы представить маоиста Сартра и антикоммуниста Солженицына за одним столом), заставляет задуматься о ненадежности людской молвы, нашедшей выражение в слепой статистике. Что прячут за собой безразличные к содержанию цифры? Закономерность или случай? Громкий скандал или глубокую мысль? Умное дело или удачный момент? Мы этого никогда не узнаем. Однако и бесполезным этот парад интеллектуалов не назовешь. Он вскрывает механизм нашей рациональной цивилизации, которая привыкла учитывать только то, что способна подсчитать. В сущности, это все равно, что искать часы не там, где потерял, а под фонарем, где светлее.

Так что не стоит удивляться, что среди тех, кто, как говорит составитель списка, сформировал нашу духовную жизнь, вы не найдете Христа, Будды или Магомета.