Ольга Захарова

Ведущая Петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович:

Гость нашего часа - художественный руководитель и дирижер Государственного Царскосельского хора "Петербургские серенады" Ольга Захарова. Доброе утро, Ольга Николаевна, ваш хор только что вернулся из Вены, как настроение?

Ольга Захарова:

Замечательное.

Татьяна Валович:

Ольга Николаевна, первый мой вопрос связан с названием - почему такой какой-то диссонанс - Царскосельский хор, но "Петербургские серенады" - как так получилось?

Ольга Захарова:

Царскосельским мы стали только 5 лет назад, так как приобрели государственный статус и относимся административно к городу Пушкину - Царское село. А "Петербургские серенады" - название, возникшее не случайно и гораздо раньше, чем 5 лет назад. Название взято у одноименного цикла Александра Даргомыжского, который, в общем по всем своим музыкальным параметрам как бы характеризует именно камерное музыкальное исполнительство, и кроме того, в этом названии есть наша принадлежность к Петербургу и жанр серенады, который наиболее тонко и гибко выражает все наши чувства, чаяния и музыкальные вкусы, и ощущения.

Татьяна Валович:

Ольга Николаевна, вы сказали, что 5 лет назад стали государственным, а вообще - сколько уже существует хор?

Ольга Захарова:

Хор возник ровно 10 лет назад. И в этом году, вот в октябре конкретно, у нас юбилей - десятилетие, а праздновать мы его будем в четверг в Малом зале филармонии.

Татьяна Валович:

Вот как интересно получилось... Скажите пожалуйста, создавая хор 10 лет назад - это достаточно трудное время было, да и создание хорового коллектива, который, в общем-то, не приносит, скажем так, большой коммерческой выгоды - как родилась идея создать хор?

Ольга Захарова:

Ну, это мягко сказано - что он не приносит коммерческой выгоды. На самом деле этим занимаются фанатики и это в основном энтузиазм. Потому что это действительно, если и кормит, то очень скромно. А идея возникла только потому, что была такая страстная внутренняя потребность реализовать себя все-таки именно как дирижер. Многие дирижеры, отучившись, не реализуют себя в этой области - они сами поют в хорах или вообще занимаются чем-то другим, но вот у меня случилось так, что я все-таки решила эту трудную дорогу осилить, 10 лет уже мучительно осиливаю ее.

Татьяна Валович:

А кто помогал вам создавать, как сложилось ядро сподвижников?

Ольга Захарова:

Вы знаете, изначально не помогал абсолютно никто. Этого хора история такая классически сложная. Он возник в Герценовском университете на музыкальном факультете, где я преподавала, просто возник из тех студентов, что были, что называется, под рукой в тот момент. А вот через 5 лет, когда я уже пыталась сделать - придать государственный статус хору, вот тогда нам действительно помог Валерий Александрович Гаврилин и Владимир Николаевич Минин, который был одним из моих профессоров, у которого я стажировалась после консерватории, оба этих замечательных человека дали рекомендации и это очень помогло, в результате мы стали государственным оркестром.

Татьяна Валович:

А вот статус государственного - он как-то вам помогает?

Ольга Захарова:

Ну, это стало работой, мы получаем какую-то зарплату, символическую, но получаем. То есть, если раньше это было чисто любительское дело, по своим внешним, так сказать, признакам, несмотря на профессионализм участников - ничего не зарабатывали, то сейчас это работа, это зарплата, это стаж трудовой, это государственное учреждение сейчас.

Татьяна Валович:

А еще как-то поддержку вы ощущаете, потому что вот пропаганда хорового искусства - долгое время в России была забыта. Сейчас мы наблюдаем, что появились многие фестивали в России, в частности, в Петербурге - чтобы как-то шире была пропаганда - государство заинтересовано в этом или нет?

Ольга Захарова:

С поддержкой сложно, конечно, обстоит дело. Нужно пытаться завоевывать авторитет максимальный, в том числе у людей, которые имеют возможность оказать такую поддержку, то есть, организаций, которые могут финансово поддержать. Что касается государства, то, к сожалению, очень скромная помощь, которая позволяет держаться на плаву, но не более того, то есть, проблемы, конечно, очень большие - отсутствие костюмов, помещений, техники и так далее, но мы пытаемся привлекать спонсоров...

Татьяна Валович:

Ольга Николаевна, создавая свой коллектив вы, наверное, думали о том, насколько он будет отличаться, хоровых коллективов все-таки достаточно, даже у нас в Петербурге, вот какая-то изюминка, чем ваш коллектив отличается от других?

Ольга Захарова:

Вы совершенно правы. Вот именно 10 лет назад уже такая мысль была - что не создать еще один хор, а создать именно уникальный своеобразный коллектив. Во-первых, хотелось бы, чтобы он был универсальным, чтобы он был высокопрофессиональным, имел репертуар очень широкий, поскольку интересует все, пока очень не хочется ограничиваться каким-то одним жанром или эпохой, а самое главное - отойти от привычного восприятия хора как статического искусства, порой маловыразительного в речевом плане, порой непонятно ни текста, когда поют, ни тем более это невыразительно внешне, а мы пытаемся расширить максимально рамки жанра и даже придать какое-то новое звучание ему. То есть, мы занимаемся такими вещами, как театрализованные композиции, вводим сценическое действие, что не мешает нам также иметь в репертуаре произведения сугубо академического направления, то есть, все-таки универсальность мы пытаемся воплотить в жизнь. И вы знаете, это вызывает огромный интерес публики, за рубежом, в частности, вот эти наши спектакли хоровые, я бы так их назвал.

Татьяна Валович:

А каков репертуар, вот вы упомянули, что присутствуют и разные эпохи, и разные жанры?

Ольга Захарова:

Вы знаете, да. И духовная музыка русская, и зарубежная, и музыка возрождения, и сочинения современных композиторов, в частности, петербургских, и классика, и немецкая романтика, и фольклор, и американские песни, и спиричуэлс, что касается театрализованных наших композиций, то у нас вот есть два, например, спектакля, один называется "Радость-ритм" - он построен на основе американских народных песен спиричуэлс, а второй спектакль - "Посиделки" - он создан на основе русских народных песен.

Татьяна Валович:

А вот с американскими блюзами, американскими спиричуэлс вы выступали в Америке? Как, был такой опыт или нет?

Ольга Захарова:

До Америки мы еще не добрались. Но гастроли этим летом в Германии показали невероятный интерес публики и совершенно неожиданно для них это было, многие те, кто нас приглашал, немножечко сомневались в успехе этой программы, тем более, что многие концерты шли в помещениях церквей, но в итоге это вызывало неизменный интерес и я бы сказала даже восторг просто у публики...

Татьяна Валович:

Ольга Николаевна, одна из тем нашей программы была посвящена СПИДу, потому что 1 декабря будет отмечаться Всемирный день борьбы со СПИДом. Как вы считаете, вообще информированность российского общества в этой области достаточна или нет?

Ольга Захарова:

Я считаю, что нет, и меня это очень пугает, у меня дочь 13 лет растет, я очень волнуюсь, конечно.

Татьяна Валович:

А в школе не преподают каких-то специальных программ, не проводят уроков ознакомления?

Ольга Захарова:

Ну, тут одна женщина говорила, что молодые люди не задумываются над тем, что будет дальше, сколько проживут, "главное - прожить полноценно", - и я думаю, что эта позиция действительно существует. Я смотрю на свою дочь. Хотя она еще маленькая, но что будет дальше - их действительно не очень волнует.

Татьяна Валович:

Вот говорилось, что в Москве будет запущена новая программа, причем финансировать ее будет канадское правительство, что очень интересно... Вот как вы считаете, в России основной упор в борьбе со СПИДом на чем нужно сделать?

Ольга Захарова:

Наверное, на двух вещах - и просвещении, очень подробном, причем, и, конечно, финансировании, лечении.

Татьяна Валович:

Вот за рубежом очень многие известные исполнители, коллективы часто принимают участие в концертах благотворительных, деньги от которых они перечисляют в фонд борьбы со СПИДом. Приходилось ли вам участвовать, вашему коллективу в подобных акциях?

Ольга Захарова:

Конкретно в таких акциях не приходилось участвовать, хотя благотворительностью мы занимаемся сплошь и рядом, что называется. Мы даем концерты очень часто бесплатно для пожилых людей, для детей, в каких-то больницах, санаториях, это часто происходит...

Татьяна Валович:

Скажите пожалуйста, а вот такие благотворительные концерты - как вы считаете, помогают они какой-то просветительской деятельности?

Ольга Захарова:

Да, бесспорно. Просветительской деятельности в области хорового искусства - помогают. Но в то же время и убеждают население в том, что бесплатное искусство - это возможно. А на самом деле, это - величайшая ошибка. Не должно быть бесплатного концерта, не должно быть. Человек должен понимать, что искусство - это огромный труд, он должен идти на концерт, обязательно заплатив хоть какие-то, может быть, символические деньги. А так мы развращаем население, без конца давая бесплатные концерты - это мое убеждение.

Татьяна Валович:

Вчера в Большом зале Филармонии прошел один из таких концертов, который входит в рамки общедоступных, то есть, там запущена программа, которая как раз способствовала тому, чтобы за небольшую плату население могло все-таки посещать концерты хороших исполнителей и приучаться к музыке... Как вы считаете, а вот молодежь интересуется хоровым искусством, или у нее в уме только рок, только джаз и поп-музыка?

Ольга Захарова:

Ну, конечно, процент невелик. Но я могу сказать - как преподать, во-первых. Если молодежь оказывается в зале и концерт происходит интересно, и затрагивает чувства, и какие-то помыслы человека, то он и дальше придет. Друзья моей дочери ходят на наши концерты и не насильно, что называется, они с удовольствием это слушают.

Татьяна Валович:

Ольга Николаевна, вот еще одна из тем нашей программы, тема, которая вчера и сегодня не сходит со страниц многих газет и электронных средств информации - тема клонирования человека, как вы к ней относитесь?

Ольга Захарова:

Не знаю даже, что сказать. Я недостаточно хорошо "подкована" в этом отношении, пожалуй, некомпентентна в этом вопросе.

Татьяна Валович:

А как вы считаете, вообще вот, с моральной точки зрения?

Ольга Захарова:

Не положительно воспринимаю, так скажем.

Татьяна Валович:

Перейдем к темам, которые более близки к вам. Хор - это тоже организм, который постоянно развивается, постоянно меняется, что сейчас происходит в вашем хоре? Численный состав, как происходит замена, если кто-то уходит?

Ольга Захарова:

Да, вы очень точно сказали, это действительно живой организм, и, к счастью, перемены происходят в лучшую сторону. Появляются все более профессиональные, все более артистически оснащенные певцы, это очень радует. А состав очень небольшой, для хора - совсем небольшое количество - до 20 человек, практически состав ансамбля. Но тем интереснее и гибче можно работать с индивидуальностями, не нивелируя их.

Татьяна Валович:

Мы слушали в исполнении вашего хора русскую народную песню, которая была исполнена акапелло - вы поете только акапелло или и в сопровождении музыкальных инструментов, оркестров?

Ольга Захарова:

Как я уже говорила, репертуар очень широк, интересны многие направления и стили, сочинения разных эпох, в том числе мы, конечно, поем с инструментальными составами - и с роялем, и с баяном и с камерным оркестром, в частности, в филармонии мы в четверг будем использовать все свои возможности, показывать их.

Татьяна Валович:

То есть, в четверг у вас такое юбилейное событие, вы будете отмечать свой юбилей 10-летний?

Ольга Захарова:

Да, в четверг у нас очень волнительный день, у нас концерт в Малом зале филармонии, и там мы представим все свои возможности, концерт будет построен по принципу калейдоскопа, там будет и акапелльная музыка, и театрализованные постановки, и сочинения с оркестром, и с органом, и с баяном. Мы постараемся максимально представить...

Татьяна Валович:

Мы говорили о театрализованных постановках, но для этого ведь певцу нужно обладать еще и какими-то театральными навыками, не только вокальными, но еще и навыками сценического действия - у вас как происходит вот эта постановочная часть?:

Ольга Захарова:

Происходит трудный и сложный отбор артистов. Что касается постановочной части, то мы работаем с режиссером. В данном случае это режиссер Ольга Чичеланова, она заканчивает Петербургскую консерваторию по этой специальности, по музыкальной режиссуре, конечно, это профессиональный подход, сценическое действо создается и репетируется.

Татьяна Валович:

Ну и каковы ближайшие планы? Традиционный вопрос, но понятно, что творческий человек всегда ставит себе вперед какие-то установки, чтобы стремиться их выполнить.

Ольга Захарова:

Планы - развивать это направление, чтобы оно было не эпизодическим, а чтобы оно фундаментально уже образовывалось в какой-то жанр свой, хор-театр.

Татьяна Валович:

То есть, какого-то рода даже конкуренция оперному театру у вас получается?

Ольга Захарова:

Нет, ни в коем случае, это должно быть что-то совершенно своеобразное. Хоровой театр - это что-то специфическое должно быть, никакой конкуренции.

Татьяна Валович:

Вы уже наметили какие-то основные пункты программы такого театра? Что будете в первую очередь ставить?

Ольга Захарова:

Я бы не хотела в этом смысле забегать вперед. Я только понимаю, что это должно быть очень фундаментально сделано. Если сейчас, может быть, мы рады и тем успехам, которые мы уже почувствовали на публике, то дальше хочется прорабатывать это детально, чтобы было серьезно, на серьезной основе.