"Божественная комедия": Эймунтас Някрошюс и "Сезон Станиславского"

Эмблема театрального фестиваля "Сезон Станиславского"

С 17 октября по 15 ноября в Москве в седьмой раз пройдет театральный фестиваль "Сезон Станиславского". В его афише - 10 спектаклей из России, Бельгии, Австрии, Италии, Великобритании, Германии и Литвы. Фестиваль откроется лабораторией Эймунтаса Някрошюса в Любимовке: бывшее имение Станиславского реконструировано на частные деньги и средства Фонда Станиславского.

В международную программу вошли спектакли "Барышни из Вилко" (поставлен в Италии Алвисом Херманисом и Аллой Сигаловой), "Искусство развлечения" Яна Лауерса ( совместный австрийско-бельгийский проект), "Я, Мальволио" ( из Великобритании , в исполнении Тима Крауча) и "Волны" (инсценировка романа Вирджинии Вульф, выпущенная британским режиссером Кети Митчелл выпустила его в театре Кельна, ), а также - спектакль Эймунтаса Някрошюса и театра "Мено Фортас" "Гамлет", специально восстановленный для такого случая.

Театральные фестивали устроены по-разному. Среди них есть "датские", то есть приуроченные к юбилею того или иного театрального деятеля. Есть фестивали, посвященные одной пьесе (например, спектакли по пьесе Чехова "Чайка") или одному режиссеру (петербургский "Балтийский Дом" в этом году обещает программу спектаклей Римаса Туминаса, сделанных им в Литве и в России). Есть смотры, которые составляют свои афиши из лучших постановок сезона ( региональные или российские, как "Золотая Маска"). Какова художественная идея "Сезонов Станиславского"? На этот вопрос отвечает эксперт фестиваля Елена Груева:

- Изначально "Сезоны..." задумывались как фестиваль лауреатов премии имени Станиславского, которую Фонд вручает ежегодно. Но постепенно возникли новые задачи - например, познакомить зрителей с режиссерами, которые работают в других странах, но при этом опираются на систему Станиславского. Мы ориентируемся на программы больших международных смотров - Авиньона, Эдинбурга, Амстердама, Мадрида, Вены... Мы стараемся увидеть все и выбрать то, что нам подходит

- Значит, эксперты Фонда ездят по разным городам, смотрят там спектакли и формируют свою программу?

- В основном так и происходит. Но есть, конечно, партнерские, давно сложившиеся отношения - как правило, с лауреатами премии имени Станиславского. За их спектаклями мы следим особо. Во всех фестивалях принимал участие Эймунтас Някрошюс. Во-первых, он - великий режиссер. Во-вторых, входить в театр новому поколению режиссеров и актеров, не увидев своими глазами его работ, было бы совершенно неправильно. В этом году у нас будет легендарный "Гамлет" театра "Мено Фортас" с несколько измененным составом актеров, но Гамлета по-прежнему играет Мамонтовас. Начинал он играть совсем юным, сейчас принадлежит уже к среднему поколению и по-новому трактует роль Гамлета. Спектакль будет в самом конце октября, но уже сейчас билеты на него заканчиваются. Мы сначала планировали единственное представление 29 октября, но интерес оказался таким огромным, что Фонд решил показать "Гамлета" второй раз, 30-го октября. И еще мы впервые проведем лабораторию Някрошюса в Любимовке с молодыми выпускниками ГИТИСа (курсы Сергея Женовача и Олега Кудряшова) и СПГАТи (ученики Льва Додина). Нам кажется, что это самые перспективные школы...

На вопрос о том, смогут ли зрители познакомиться с результатами работы лаборатории, Елена Груева отвечает:

- Один из проектов Фонда Станиславского - постановка с Эймунтасом Някрошюсом "Божественной комедии" Данте. А начинать работу над спектаклем Някрошюс будет в лаборатории, с российскими молодыми режиссерами и своей литовской труппой. Дело творческое, что получится - не знаем, но очень надеемся, что 14 сентября какие-то фрагменты покажем в Москве, потому что до Любимовки не все могут добраться.