Дума шестого созыва как дом отдыха

Расклад сил в новой Госдуме поменялся: теперь вместо законотворцев в парламенте будет все больше шахтеров и пенсионеров

В Государственной думе шестого созыва, как и в пятой думе, четыре фракции: "Единая Россия", получившая на выборах 238 мест, на втором месте Коммунистическая партия, у которой 92 кресла, на третьем "Справедливая Россия" с 64 местами, и на четвертом ЛПДР, которой досталось 56 мест в парламенте. Вместе с разговорами о необходимости пересмотра результатов выборов, обсуждается и кадровый состав новой Госдумы. Больше всего изменений в депутатском составе у "Единой России".

Эксперты указывают на то, что эти изменения ожидались, и руководство единороссов не раз об этом заявляло. Но есть и новые тенденции.
Обозреватель отдела политики "Независимой газеты" Иван Родин считает, что формирование шестого состава Госдумы фактически началось еще весной:

– В пятой, уходящей Думе, возникло неожиданное явление, которое старожилы в Охотном ряду назвали "массовый падеж депутатов". Весной этого года вдруг одно за другим стали появляться заявления депутатов о досрочном сложении полномочий. Эта тенденция стала нарастать, особенно после того, как Путин в начале мая объявил о создании своего Народного фронта. Безусловно, это было связано с анонсированным обновлением состава Думы. Но некоторые уходящие депутаты говорили при этом о том, что они с трудом представляют себе профессиональный состав будущей Думы. То есть с точки зрения представительности, говорили они, все будет хорошо: будут шахтеры, рабочие, бюджетники, пенсионеры, военные, но кто будет работать в комитетах? Кто будет писать законы, кто будет проводить доработку законов, присылаемых из правительства и администрации президента? Такое ощущение, что исчезла необходимость в опытных людях, профессионалах, разбирающихся в системе государственного строительства, подготовки законов, проблемах отраслей.

– А почему чиновники потянулись в Думу?

– Потому что такая Дума окончательно становится "домом отдыха". Туда, в основном, идут чиновники, которым надо пересидеть какое-то время до нового назначения, или отдохнуть от старого. Для этого они идут в депутаты – получать будут такую же примерно министерскую зарплату, сидеть в более-менее приличных кабинетах в центре города, иметь автомобиль. То есть в их жизни мало что изменится, кроме, конечно, того, что меньше будет ответственности, зато больше денежных потоков.

– Что можно сказать об изменениях в других фракциях?

– Конечно, туда тоже придут новые люди, но не в таких количествах, как в "Единой России", которая обновилась процентов на 60-70. Жириновский традиционно каждый созыв меняет состав фракции. Состав "Справедливой России" также претерпел определенные изменения, но это, скорее всего, связано с некими удачами и неудачами избирательной кампании. У коммунистов нет серьезных изменений. Так что кардинальное обновление демонстрирует только "Единая Россия". Мне трудно себе представить, как эти новые люди вообще смогут вести парламентскую полемику. В Думе пятого созыва у "Единой России" было около трех десятков так называемых "медиа-персон", а сейчас людей, которые смогут на равных вести дискуссию, будет около десятка. Все остальные будут нажимать на кнопки.

Несмотря на объявленную президентом дату первого заседания Государственной думы (21 декабря), работать депутаты начнут, скорее всего, лишь после новогодних праздников, – говорит профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, политолог Владимир Гельман. Как и Иван Родин, политолог считает, что реальной работы в Госдуме шестого созыва будет меньше:

– Дума, конечно, в гораздо большей степени может стать местом для дискуссий, поскольку в ней не столь явное доминирование "Единой России". Но парламент по-прежнему является зависимым законодательным придатком исполнительной власти, и в этом вопросе вряд ли что изменится, особенно с учетом того, что "Единая Россия" обладает достаточным большинством, чтобы проводить практически все необходимые ее хозяевам законы. У "Единой России" очень ограниченное количество людей, которые что-то из себя представляют как самостоятельные политические величины, а не как функционеры, которые голосуют по указаниям администрации президента.

– Некоторые члены "Единой России" отказываются от мандатов и уходят на другую работу. И, наоборот – на днях стало известно, что Ресин, например, увольняется из московского правительства и переходит на работу в Госдуму. Такие переходы представляют собой чисто персональный интерес?

– Да, тот же Ресин или Швецова из правительства Москвы – это, в общем, ветераны, много лет работавшие в исполнительной власти. И для них должность в парламенте – это хорошая, почетная отставка. И наоборот, те политики, которые пытаются каким-то образом продвинуться по карьерной лестнице, используют кресло думского депутата как трамплин для попадания в исполнительную власть. Это лишний раз свидетельствует в пользу того, что Дума – это не то место, где принимаются значимые решения. Для кого-то это тихая гавань, а для кого-то промежуточный шаг на пути к карьере в исполнительной власти.