Что ждут американцы от года 2012

Ирина Лагунина: Перед приходом 2011-го большинство американских экономистов предсказывали, что это будет благополучный год. Но оказалось, что он ничего хорошего не принес ни инвесторам на бирже, ни рынку недвижимости, ни безработным. Теперь, в начале 2012-го эксперты утверждают, что есть все предпосылки для того, чтобы этот год был гораздо лучше предыдущего. Хочется надеяться, что эти их предсказания сбудутся с большей точностью. Подробнее о том, что американцы ожидают от 2012 года расскажет наш вашингтонский корреспондент Эмма Тополь.

Эмма Тополь: Основные надежды американцев на 2012 год связаны с экономикой, которая, как уверяют эксперты, наконец, даст более ощутимые признаки оживления. Информационное агентство Ассошиэйтед Пресс провело опрос ведущих американских экономистов и выяснило: они полностью единодушны в том, что в новом году в Соединенных Штатах ВВП увеличится приблизительно на два и четырех десятых процента (для сравнения, в 2011 году это было два процента ровно). Если это предсказание окажется верным, то такого подъема будет достаточно для того, чтобы нынешние показатели безработицы – 8 и шесть десятых процента, самые низкие за последние три года – опустились еще ниже. Эксперты-оптимисты идут дальше, утверждая, что к лету частный сектор окрепнет и начнет нанимать на работу приблизительно по 225 тысяч человек в месяц. Но пессимисты предупреждают, что кризис в Европе будет углубляться, китайская экономика замедлит рост, и в результате, в Соединенных Штатах снова наступит рецессия. Последние показатели предпраздничной покупательной активности американцев, правда, вселили надежды на то, что будущий год все-таки ознаменуется экономическим подъемом, медленным, но ощутимым. На это указывает Карен Динан, со-директор программы экономических исследований института Брукингса.

Карен Динан: Мы надеемся, что более высокие показатели продаж в праздничный сезон – это только начальная ступень в процессе оздоровления экономики. К сожалению, есть несколько достаточно серьезных препятствий к тому, чтобы экономический рост набрал более энергичный ход. Первое – это то, что потребительские траты, на которые опирается в большой степени экономика страны, увеличились прежде, чем начали расти доходы американцев. В результате, суммы личных сбережений людей снизились приблизительно на пять процентов. Так что, если доходы населения не начнут в ближайшие несколько месяцев подниматься, можно будет с уверенностью сказать, что траты резко пойдут вниз. Следующее препятствие – это то, что экономика сейчас очень чутко реагирует на любые социальные или политические перемены, или даже угрозы перемен. Мы наблюдали это в течение последних нескольких лет, когда экономика, казалось бы, постепенно восстанавливалась, и вдруг, происходило что-то неожиданное: поднимались цены на нефть, или землетрясение в Японии, которое повлекло за собой сокращение импорта и вызвало дополнительные увольнения у нас в стране. Сейчас все больше растет страх, что грядет европейский кризис. Мы видим, как малейшее неожиданное событие больно ударяет по уверенности американских потребителей, они перестают тратить деньги, а частный сектор либо начинает лихорадочно увольнять, либо замораживает все операции и не решается принимать на работу. Поэтому ситуация пока не очень понятная.

Эмма Тополь: Эксперты единодушны еще и в том, что трудно предполагать ход развития экономики в 2012 году из-за непредсказуемости политической ситуации в Соединенных Штатах и во многих странах мира. В 2011 году правительственный дефицит, бюджетные проблемы и вопрос о налогах вызывали почти кризисную ситуацию в Конгрессе, а биржа реагировала на это резким падением цен на акции. 2012-й – год президентских выборов, и это может так же парализовать работу законодателей.
Скотт Расмусен, основатель и президент «Расмусен Репортс» - организации, исследующей общественное мнение, считает, что Конгресс США нуждается в фундаментальных изменениях.

Скотт Расмусен: Я могу предположить несколько неприятных сценариев на будущее, основываясь на проведенных нами опросах населения. Если, скажем, в 2012 победят республиканцы и не проведут серьезных изменений, нас по дороге к 2016 году будет довольно серьезно трясти. Если выиграют демократы и все оставят по-прежнему, республиканцам придется разбираться, что произошло и почему. Возможно, они решат поменять руководство своей партии. Что касается избирателя, то тут как раз лично для меня есть огромный повод для оптимизма. Когда идет обсуждение проблем по существу, а не интриги в правительстве или в политических партиях, американцы считают, что можно многого добиться. Например, в спорах о реформе системы здравоохранения люди с интересом обсуждают альтернативы, которые дает в этом вопросе свободный рынок. Многие хотят, чтобы все граждане, например, могли получать при необходимости неотложную помощь в больницах. Расходы на нее составляют всего две десятых процента от общих затрат на медицинское обслуживание. То есть такого рода исключения из предложенных Обамой реформ население приветствует, а это значит, что американцы говорят: дайте возможность свободному рынку работать.

Эмма Тополь: Согласно исследованиям Пью Центра, недовольство американцев деятельностью Конгресса достигло рекордного уровня. Двое из троих избирателей говорят, что большую часть законодателей необходимо в 2012 году распустить. Это самый высокий показатель за всю историю исследования политических настроений американцев. А число тех, кто настаивает на смене их собственного представителя на Капитолийском холме, соответствует рекорду 2010 года, когда 58 членов нижней палаты представителей потеряли свои места – с 1948 года это было самое высокое число проигравших на выборах. На Республиканскую партию при этом накладывают больше вины в бездействии Конгресса, чем на Демократическую. Опять же, рекордное число – 50 процентов американцев говорят, что нынешний Конгресс сделал значительно меньше, чем Конгресс предыдущего созыва, и каждый второй опрошенный считает, что в этом виноваты в основном законодатели-республиканцы. В значительном большинстве американцы уверены, что если сравнивать две партии, то республиканцы придерживаются более экстремальных взглядов, а демократы оцениваются
как более честные и этичные. Впервые за последние два года, мнение населения о Демократической партии в оценке работы правительства поднялось.
Скотт Расмусен из «Расмусен репортс» говорит о разрыве между политическими лидерами и населением.

Скотт Расмусен: Сегодня основной политический раскол в обществе происходит не между республиканцами и демократами, а между простыми американцами и политиками. Причина, почему у нас такие серьезные финансовые проблемы, в том, что наши политические лидеры на протяжении последних сорока лет занимаются решением своих личных проблем и игнорируют нужды американцев. И это, конечно же, порождает цинизм и скептицизм, когда трое из четырех американцев говорят: они там, в правительстве, ничего не будут делать, пока не пройдут выборы 2012 года. Это очень распространенные ожидания.

Эмма Тополь: На прошлой неделе «Расмусен репортс» выпустил последние данные опросов общественного мнения, согласно которым 77 процентов избирателей хотят, чтобы правительство в новом году снизило бюджетный дефицит, 71 процент настаивает на том, чтобы были сокращены правительственные расходы и 59 процентов считают необходимым понизить налоги. Скотт Расмусен, приводя пример возможных бюджетных сокращений, говорит, что здесь тоже прослеживаются разногласия между законодателями и населением:

Скотт Расмусен: Должны ли мы увеличить расходы на военную промышленность или сократить – сегодня это очень важный вопрос для американцев. Республиканцы считают, что необходимо увеличить военный бюджет, демократы уверены в противоположном. Избиратель же считает, что то, что тратится сейчас, – вполне достаточно. И задает вопрос: а должны ли мы выделять на оборону в три раза больше, чем любая другая страна? Только каждый четвертый говорит: да, мы должны столько тратить. Но сейчас у нас на военные нужды уходит в шесть раз больше, чем где бы то ни было в мире. И здесь возникает еще один вопрос. Соединенные Штаты имеют обязательства в случае нападения защищать пятьдесят четыре страны, но согласно опросам, американцы готовы делать это только для одиннадцати из них. Мы теперь лучше, чем когда бы то ни было, понимаем, что из-за союзников подвергаемся огромному риску, но в то же время не можем рассчитывать на их помощь и защиту, за исключением нескольких стран. Большинство американцев хотели бы вывести войска из Западной Европы и из Японии. Никто не говорит об уходе из Южной Кореи. Если посмотреть внимательно, то становится понятно, что мнения в вопросе о национальной безопасности – тоже полярно расходятся. Международная политика Рональда Рейгана сегодня рассматривается как менее авантюрная по сравнению с теми президентами, которые пришли в Белый дом после него. Сейчас американцы полностью поддерживают Рейгана, который говорил, что подвергать опасности наших солдат можно в крайне редких случаях, только когда что-то действительно угрожает национальной безопасности США. Но никто не думает, что нам грозит опасность в Ливии, в Афганистане или Ираке.

Эмма Тополь: Политические ожидания американцев на 2012 год варьируются в зависимости от их партийных принадлежностей. Республиканцы, например, надеются, что им удастстя в наступившем году удержать большинство в палате представителей, хотя высока вероятность, что какие-то из 25 мест, обеспечивающих республиканским конгрессменам большинство, перейдут к оппонентам. Более того, однопартийцы Рональда Рейгана уверены, что будущий год даст им возможность завоевать большинство и в Сенате. Эксперты предполагают, что у демократов вместо бывшего спикера Палаты представителей Нэнси Пелози и лидера сенатского большинства Герри Рида появятся новые политики. В мнениях относительно окончательной победы на президентских выборах единства нет, хотя в подавляющем большинстве политологи уверены, что номинацию от республиканцев после жестких боев завоюет Митт Ромни. Есть предположения, что в Белом доме произойдут перестановки, и Госсекретарь Хиллари Клинтон поменяется местом с вице-президентом Джо Байденом, который уже давно мечтает заняться международной политикой. Более того, этот шаг сделает бывшую первую леди серьезным кандидатом от демократов на выборах в 2016 году, и тогда они смогут удерживать Белый дом 12 лет. Такое удалось республиканцам в 1980-е годы - Рональду Рейгану с двумя президентскими сроками и Джорджу Бушу старшему, находившемуся в Белом доме один срок. Согласно опросам института Галлоп, американцы признали, что Барак Обама и Хиллари Клинтон в ушедшем году были самыми популярными в стране среди политиков мужчиной и женщиной. Обама удерживает этот титул четвертый год, а для Клинтон это уже десятый год подряд.
И, конечно же, американцы обсуждают конец света, который согласно календарю майя должен наступить в декабре 2012 года. В этом вопросе среди экспертов тоже наблюдается удивительное единодушие – никто не верит, что человеческий род прекратит свое существование, и все предсказывают американцам светлое будущее.