Интеллигенция требует единения

По мнению творческой интеллигенции, оппозиционным силам в Санкт-Петербурге надо объединяться

Творческая интеллигенция Петербурга обратилась к оппозиции с открытым письмом, в котором выражается требование прекратить распри и объединиться для борьбы за гражданские права. Среди подписавших письмо – режиссер Александр Сокуров, писатель Борис Стругацкий, адвокат Юрий Шмидт, историк Яков Гордин, актер Алексей Девотченко, композитор Леонид Десятников, актриса Светлана Крючкова, – всего 20 человек.

"Сограждане! Умонастроение избирателей свидетельствует: 4 марта не закончится политический сезон. Предстоит борьба за справедливую политическую систему, за право самим определять будущее своей страны. Чтобы противостоять давлению и расколу общества, людям самых разных убеждений – хипстерам и пенсионерам, левым и правым, "Гражданскому комитету" и "Лиге избирателей" надо объединяться. Протестная ситуация решительно поменялась. На смену героям 31-го числа, мужественно противостоявшим ОМОНу, на митинги и демонстрации вышли тысячи новых людей, которым не интересны застарелые конфликты сложившихся протестных групп", – говорится в обращении представителей петербургской общественности к лидерам оппозиции и всем горожанам. Среди подписавших обращение – историк Яков Гордин:

– Вся наша история показывает: наша оппозиция не умела отбрасывать тактические разногласия, чтобы объединиться на стратегическом уровне. Объединение – это процесс сложный и опасный: во-первых, можно дообъединяться до потери идентичности, и тогда избиратель откажется голосовать за нечто неопределенное. Во-вторых, в случае победы оппозиции власть далеко не всегда достается достойным. Да, нужно искать пути конструктивного объединения, отсекая любые крайности со всех сторон, но повторяю, процесс это тяжелый, сложный.

Почему все-таки в Москве оппозиционерам удается пройти единой колонной, а в Петербурге она все время дробится? Говорит публицист Даниил Коцюбинский:

– Потому что за годы путинского правления гиперцентрализация страны породила и гиперцентрализацию оппозиционной активности. Мы живем "в провинции у моря", как писал Бродский, и пожинаем плоды своей провинциальности. Если во время перестройки Петербург еще можно было считать городом №2 в рамках советской системы, то сейчас и этот статус утрачен. Для меня смысл письма в том, чтобы предложить лидерам оппозиции сформулировать четкую программу политических перемен. Зачем вы выводите людей протестовать против нечестных выборов, что вы предлагаете им взамен, какую модель? С моей точки зрения, такая модель давно назрела – превращение президентской самодержавной республики в республику парламентскую. Но это должен сказать не я, а вожди оппозиции.

Авторы письма предлагают: "Сделать информацию о работе оргкомитета открытой – публиковать, кто за что отвечает в подготовке акций. Договориться о регламенте акций, количестве выступающих и краткости речей.
– Порвать с теми, кто тянет оппозицию в болото раздоров и ставит личные интересы выше интересов гражданского движения.
– Выработать список спикеров, интересных протестующим горожанам, для чего провести опрос в социальных сетях.
– Создать надпартийное движение "Петербургская линия -2.0", (как продолжение "Петербургской линии", существовавшей в начале 2000-х), в которое войдут граждане нашего города, мнение которых небезразлично как представителям оппозиции, так и всем его жителям.
– "Петербургская линия -2.0" намерена призвать представителей оппозиции к объединению, открытости, бескорыстности, политической порядочности и диалогу с обществом".