Сара, Билли и Элла

Все три, столь великие, столь уникальные, столь по-разному гениальные, родились весной: Сара Вон 27 марта 1924 года, Билли Холидей 7 апреля 1915 года, Элла Фитцджеральд 25 апреля 1918 года. Сара – в Ньюарке, в Нью-Джерси, Билли в Балтиморе, Мериленде, а Элла в Ньюпорте, штат Вирджиния. Все они завоевали нью-йоркскую сцену, затем – всеамериканскую, затем – мировую.

В чем их разница и в чем их сходство?

Билли была светлокожей; её подчас "подкрашивали", ибо в те времена на юге США "почти белой" певице негоже было петь с оркестром черных музыкантов. Сара, пожалуй, единственная из трех, выросшая в относительной стабильности, без ужасов бедности и насилия (как Билли) или настоящего клошарства (как Элла).
Билли звали "Леди Дей", Сару – "Божественная Сара Вон", Эллу – "Первой леди джаза" или просто – "Леди Элла".
http://www.youtube.com/embed/IkkMJo0P408
Сара Вон, в отличие от Эллы, которая создает только ей свойственную глубокую и душевную лиричность, более feline, как сказали бы французы, в ее любовных балладах есть нечто кошачье, но если она мяукает, (что она любит делать), то, вторя саксофону. Среди трех джазовых див Билли Холидей занимает особое место. Ее детство и юность были кошмаром: мытье полов у белых хозяев, изнасилование, колония для малолеток, переезд в Нью-Йорк, проституция, тюрьма и, наконец, работа за чаевые певицей в Log Cabin в Гарлеме, где ее и заметил продюсер и охотник за талантами Джон Хэммонд.
http://www.youtube.com/embed/bWtUzdI5hlE
Билли была первой певицей, как пишет Йохаим Берендт, "понявшей, хоть и подсознательно, что не только голос – инструмент, но и микрофон. Она была первой вокалисткой, сообразившей, что микрофон требует совершенно иной техники самовыражения".Вокалисты, не постигшие этот секрет, совершенно впустую использовали личные вокальные приемы, микрофон их просто не брал.
http://www.youtube.com/embed/5G7UIeYGq0k
Джон Хэммонд организовал первую запись Леди Дей, как прозвал её позже Лестер Янг. Билли пела с комбо Бенни Гудмена. С 38 года она была солисткой в белом оркестре Арти Шо и была вынуждена входить в клуб, где пела, через черный ход. Позже, когда она стала солисткой черного оркестра Каунта Бейси, ситуация превратилась, как я уже упоминал, в противоположную: она была слишком светлокожей для афроамериканского оркестра. В обоих случаях это было унизительно, но в Детройте, выступая с Бейси, Билли должна была использовать грим, чтобы стать "смуглее".

В последние годы жизни, а Билли умерла в возрасте 44 лет, голос ее потерял силу, надтреснул, стал ближе к речитативу. Но, как ни странно, сила эмоционального выражения и пронзительная человечность не исчезли. Она все еще была великой. Большинство историков джаза ставят Билли в центр или на самую вершину джазового вокала.

Подробно - в очередной программе "Время джаза", которая выйдет в радиоэфир 8 апреля в 23:00 мск.

Слушайте "Радио Свобода"