Радость и счастье сталинизма

Портрет Героя Социалистического труда Лолы Ирбутаевой, 1949

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка под названием "Радость труда и счастье жизни". 20 скульптур, вынутых по этому случаю из запасников галереи, дают представление о том, как возникали главные мифологемы сталинской эпохи

В 30-е годы прошлого века в скульптуре только-только начал складываться новый канон прославления так называемого "человека труда", канон, опирающийся не на авангард 1910-20-х годов, а на эстетику глубоко консервативную, имперскую, ту, что потом получила название "сталинский ампир". Черты канона окостенели к 50-м, потому на выставке особое внимание уделено начальному этапу становления нормативного художественного метода «социалистического реализма».

Заместитель директора по выставочной деятельности Третьяковской галереи Андрей Воробьев рассказывает о задачах выставки:

- Мы относимся к этим скульптурам как к историческому материалу. Среди прочего, это еще и часть нашей художественной истории. Большинство этих героев либо забыты, либо к ним сейчас неоднозначное отношение, но, запечатленные в произведениях искусства, если это было сделано качественно, они навсегда в историю этого искусства вошли. В Третьяковской галерее хранится много оригиналов или авторских вариантов тех скульптур, которые зачастую потом тиражировались до неприличия, как та же "Девушка с веслом". Но есть все же признанные шедевры. Так на выставке мы показываем бронзовую скульптуру "Металлург" Георгия Мотовилова. Эта работа выполнена для Всемирной выставки в Париже и демонстрировалась в павильоне, украшенном "Рабочим и колхозницей" Мухиной. "Металлург" - безусловно один из шедевров советского искусства.

Рындзюнская М.Д. Юная стахановка хлопковых полей Мамлакат Нахангова. 1940. Гранит.

Те идеологические цели, которые тогда преследовались, уходят на второй план. На первом же – стремление совместить классический античный канон красоты с образом рядового труженика. Это направление впоследствии возобладало. Но только впоследствии, а в 30-е годы скульпторы еще были относительно свободны в поиске. В этой связи очень интересна работа, в которой соединяются советские представления о прекрасном и какие-то совсем уж архаические формы, - ассирийские, вавилонские, древнеегипетские. Мы выставляем скульптуру, которая изображает некогда знаменитую стахановку Мамлакат Нахангову. Это абсолютный шедевр, а история, которая с ней связана, вовсе не так великолепна. То, как достигался результат, в стахановском движении не было главным. Обычно хлопок собирают, естественным способом одной рукой держа мешок, а другой рукой туда кладут коробочки. Мамлакат Нахангова придумала новый способ. Она шла, отрывая коробочки хлопка двумя руками и бросая их за собой, а затем целая бригада шла за ней и подбирала этот урожай. Неудивительно, что у самой героини труда показатели были колоссальными

- Поэтому у нее руки вытянуты вперед в откровенно ритуальном жесте?

-- Конечно. Кроме естественного, это еще и ритуальный жест. Как к произведению искусства к ней претензий нет, а вот к стахановке, наверное, должны были быть


Андрей Воробьев считает, что это важнейшее произведение сталинского ампира навеяно древнеассирийской скульптурой.