Брейвик: между подозрительностью и паранойей

Андерс Брейвик

Андерс Брейвик признает ответственность за убийство 77 человек, но не чувствует своей вины. Хроника суда над "норвежским стрелком" – в дневниковых записях корреспондента Радио Свобода в Скандинавии.

На суде "норвежский стрелок" высказывает опасения по поводу захвата мультикультуралистами власти в Норвегии и оккупации Европы мусульманами. Он ненавидит популярную детскую песню, считая её "коммунистической пропагандой", а молодёжный летний лагерь социал-демократов на Утойе клеймит за "марксистское промывание мозгов". Он выступает под несколькими псевдонимами и скрывает свои покупки с помощью 11 различных кредитных карт. Характер высказываний Андерса Брейвика во время заседаний суда в Осло побудил участвующих в судебном процессе психиатров Терье Tёрриссена и Агнара Аспоса информировать Судебно-медицинский совет Норвегии о том, что, по их мнению, террорист является более параноидальной личностью, чем это казалось раньше.

Тем не менее, параноидальный образ мышления не обязательно свидетельствуют о том, что Брейвик невменяем, - считает норвежский судебный психиатр Хеннинг Верой.

- Термин "параноидальный" означает, что человек выказывает по отношению к чему-либо крайнюю степень подозрительности или скепсиса, однако в этом вполне может быть рациональный смысл. Так, например, определённое недоверие вполне оправдано и рационально, когда Брейвик находился в процессе подготовки теракта: он опасается полиции, проявляет осторожность в использовании интернета и проведении банковских операций, а также старается не контактировать с окружающими. Вопрос лишь в том, обусловлено ли поведение Андерса Брейвика рациональным или иррациональным скептицизмом...

Именно на этот вопрос должны найти ответ четверо судебных психиатров, ведущих постоянное наблюдение за поведением обвиняемого на судебном процессе. По словам Хеннинга Вероя, если у Брейвика наличествует лёгкая степень паранойи, то он вполне может попытаться скрыть это на суде. Однако норвежский психиатр не верит, что кому-либо удалось бы скрыть состояние, классифицируемое, как "невменяемость":

- Если бы Брейвик действительно был параноидальным шизофреником, он просто не смог бы выдерживать такое мощное психологическое давление в зале суда, - считает Хеннинг Верой.

Сам Брейвик очень хочет быть признан вменяемым и потому старается вести себя нормально на суде. Тем не менее, в его сознании наличествует искажённая картина "исламской угрозы", представляющей опасность для Норвегии, - и это, по словам Вероя, выглядит, как будто Брейвик постоянно находится в "серой зоне" между подозрительностью и паранойей. Тем не менее по мнению психиатра, это никоим образом не опровергает выводов экспертов Терье Tёрриссена и Агнара Аспоса, признавших террориста вменяемым.

Более того, психологические тесты, проведённые Tёрриссеном и Аспосом позволяют уличить Брейвика во лжи. Находящийся в одиночной камере тюрьмы "Ила" террорист ответил на 600 вопросов объёмного психологического теста: проведённое исследование, в частности, должно было дать ответ на то, пытается ли обвиняемый создать идеальную картину самого себя. И вот здесь Андерс Брейвик набрал наивысшее количество баллов в плане недостоверности высказываемых ответов – террорист постоянно пытался обмануть судебных психиатров, стараясь доказать свою вменяемость и скрыть отрицательные качества своей личности. Тест также показал, что в ответах Брейвика наблюдалось мало противоречащих суждений, а это, согласно заключению экспертизы, свидетельствует о наличии у него сильного самоконтроля.