Заседание 26-е: в Брейвике искали человека

Арийский нос "норвежского стрелка"

На процессе по делу Андерса Беринга Брейвика, проходящем в Осло, показания дают его бывшие друзья.

29 мая четверо бывших друзей "норвежского стрелка", личность которых не разглашается, попытались дать суду картину того, каким человеком был Андерс Брейвик до того, как стать самым жестоким серийным убийцей в истории Норвегии. Ранее этих людей уже допрашивала полиция и, судя по всему, их восприятие Брейвика во многом совпадает.

Первым на суде давал показания школьный друг Андерса Брейвика. Этот свидетель работает пожарным в Осло и ему пришлось принимать участие в расчистке места, где была взорвана изготовленная террористом бомба. По его словам, Брейвик ещё с юных лет был весьма нарциссической личностью:

– Андерс был всегда озабочен тем, как выглядит и во что одет. А в возрасте 20 лет он сделал пластическую операцию по изменению формы носа, который, по его мнению, выглядел "арабским" чтобы приобрести, как он выражался, более "арийский вид"…

По словам свидетеля, друзья Брейвика восприняли с юмором его решение обзавестись "арийским" носом, сочтя такой шаг несколько декадентским. Ранее Андерс Брейвик заявлял, что решился на операцию после того, как его избил некий пакистанец, однако его школьный друг сказал в суде, что не помнит такого случая. Этот же свидетель рассказал суду, что Брейвик постоянно приглаживал волосы и пудрил лицо, что не могло остаться незамеченным товарищеской компанией:

– Мы считали, что это выглядело очень смешно. И он вынужден был от нас это слышать…

Тем не менее, по словам свидетеля, Брейвик терпеливо сносил подшучивания друзей и порой даже выказывал самоиронию по поводу собственного нарциссизма.

Бывший школьный друг Андерса Брейвика сообщил суду, что у него были добрые отношения с обвиняемым, и что последний всегда отличался умом и смекалкой. "Я получал удовольствие от общения с ним, – сообщил суду свидетель. – Если бы его присутствие было нам неприятно, мы бы с ним не общались". По словам свидетеля, в школьные годы у Брейвика был весьма общительный характер, он любил проводить время с друзьями, а также "проявлял терпимость и никогда не ввязывался в неприятности".

Тем не менее, друзья отмечали у Брейвика своеобразную манеру поведения:

– Он был не такой, как все. С некоторыми странностями – но я затрудняюсь точно указать, что именно в его поведении было странным. Он нередко мог с одобрением отзываться о чём-то, хотя окружающие совершенно не разделяли его мнения. Так, например, он носил солнечные очки ночью, а мы заявили ему, что это совершенно не "круто".

В общем и целом, бывшие друзья Брейвика описывают его как тихого аутсайдера, чудака со странными, а порой и экстремальными политическими взглядами. У него никогда не было широкого круга друзей, а за последние пять лет, он все больше и больше изолировался от внешнего мира.

По словам другого близкого друга Андерса Брейвика, с которым он сдружился во время учёбы в бизнес-школе, тот всегда был "внимательным, милым и добрым" к своим близким: "Он никогда не наступал людям на больные мозоли, и у него был высокий уровень толерантности по отношению к окружающим". Однако в описании бывшей девушки друга Брейвика последний уже выглядит, как человек, разочарованный жизнью:

– Брейвик пережил серьёзную транформацию – из энергичного бизнесмена, владельца собственной компании, он превратился в человека, внезапно обнаружившего, что все начало разваливаться. Казалось, что из него ушла жизнь, – рассказала 27-летняя женщина.

Друзья пытались помочь Андерсу Брейвику. "Я думал, что он душевно деградировал", –говорит один из старых его друзей. Другой свидетель рассказал судьям, что встревожился, когда Брейвик начал окончательно обрывать дружеские связи. На момент, когда Брейвику исполнилось 30 лет, его друзья не виделись с ним уже полтора года – он даже не брал телефон, когда они пытались дозвониться до него. Тогда друзья решили съездить к нему домой, чтобы поздравить с днём рождения:

– Мы позвонили в дверь и нам открыла мать Брейвика, которая была крайне удивлена нашим визитом. Мы разговаривали с ней в коридоре и она дала нам ясно понять, что, хотя это и был день рождения Андерса, он не станет общаться с нами, – говорит один из бывших друзей Брейвика, свидетельствующий на суде.

Друзья Андерса Брейвика были уверены, что тот впал в глубокую депрессию и именно поэтому стремится изолироваться от них. Высказывалась даже идея, что, вероятно, Брейвик является геем, но не рискует сказать об этом открыто. По словам свидетелей, они не оставляли попыток наладить контакты с их бывшим товарищем, даже несмотря на нежелание последнего встречаться. Тем не менее, редкие встречи всё же происходили: во время одной из них друзья даже попытались объяснить Брейвику, что нет ничего постыдного, если он испытывает депрессию.

Выступления свидетелей заслушивались в отсутствие Андерса Брейвика – все четверо его бывших друзей попросили, чтобы террориста не было в зале суда, когда они будут давать показания. Сам Брейвик находился в соседней комнате и следил за показаниями свидетелей по видеосвязи. В то же самое время двое судебных психиатров находились в комнате с обвиняемым, чтобы наблюдать за его реакциями.