Среди ваших заявок «Настоящие Послы» Айолы и Дейва Брубеков

ДС: Где бы вы ни были и на чем бы вы нас ни слушали, добро пожаловать на частоты «Свободы» и на наш сайт svobodanews.ru. В изрядно прогретом эфире ваше еженедельное «Время Джаза». У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.
Сегодня ваши заявки, ваши вопросы – самые последние или же по следам ваших комментариев. Начнем с Игоря Горбачева из Краснодара. Игорь попросил исполнить вот эту песню:

Ella Fitzgerald - The Man I Love – 3:49 (Ella Fitzgerald Sings the George and Ira Gershwin Songbook - Verve)

ДС: - «The Man I Love», «Человек, которого я люблю» - так называемая «песня надежды» Джорджа и Айры Гершвинов. Это один из их самых крупных хитов, хотя от песни трижды отказывались постановщики мюзиклов. В первом варианте текст Айры Гершвина был подогнан под музыкальный спектакль на филадельфийской сцене, но то был не «Человек, которого я люблю», а «Девушка, которую я люблю». Но и это не помогло. И, как это часто случалось в ту эпоху (песня была написана братьями в 24 году), «The Man I Love» сначала завоевала сердца лондонцев, а затем, изданная нотным издательством, стала популярной американской песней. Среди доброй сотни исполнителей: Сара Вон, Пегги Ли, Лайза Миннели, покинувшая нас Донна Саммэр, Хэлен Морган, Лина Хорн, Билли Холидей и Барбара Стрейзанд.
Элле Фитцджеральд аккомпанировал оркестр Нелсона Ридла. Запись была сделана между январем и мартом 59 года в Лос-Анджелесе.
Вот, Игорь, еще одна достойная восторга версия:

Sarah Vaughan - The Man I Love – 4:05 (The Complete Roulette Sarah Vaughan Studio Sessions)

ДС: «The Man I Love» - Сара Вон и оркестр Куинси Джонса. Июль 63 года. И последняя на сегодня версия этой песни для Игоря Горбачева из Краснодара это чудесное соло саксофона Дона Баеса с его парижского диска «Лора»:

Don Byas - The Man I Love – 2:43 (Don Byas - Jazz in Paris Laura – Gitanes)

ДС: ««Человек, которого я люблю» - Дон Байес – тенор-саксофон; Морис Вандер – фортепьяно; Жан-Пьер Сассон – гитара; Жак «Попоф» Медведко – контрабас и Бенни Беннет – ударные. 19 апреля 51 года, Париж.


ДС - Самые невероятные фаны «Джаза на Свободе» обнаружились в свое время в Южной Корее и на Филиппинах. Ближнее зарубежье от Армении, Украины, Белоруссии и Грузии так же балует нас имейлами. Польша, Финляндия, само собой Германия, Франция и Сербия – не отстают. Во Франции и Бельгии нас слушают преподаватели русского языка. Ну, а в Штатах, Израиле, Аргентине, Австралии – русские диаспоры. Тем более, что «Свободу» теперь без проблем можно слушать через Интернет. Уточню, однако, для случайных прохожих эфира, заскочивших на огонек «Времени Джаза» - это еженедельная программа, посвященная истории американской музыки и ее героям. Вы можете слушать нас на коротких и длинных, через спутники Hotbird и ASIASAT-3, а так же с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.
Уан-Зо-Ли, живущий в Бобруйске, как он называет городок Бивертон, что в Орегоне, заказал вот эту пьеску:

Michel Petrucciani - September Second - 5:19 (Michel Petrucciani - Trio in Tokyo – Dreyfus Jazz)

ДС: - «September Second», «Второе сентября» - концерт Трио пианиста Мишеля Петруччиани в токийском клубе «Blue Note» в ноябре 97 года. Энтони Джэксон играл на контрабасе и Стив Гэдд – на ударных. Композиция «September Second» - сочинение самого Петручча. Для Уан-Зо-Ли из американского Бобруйска.
Питерский джазовый пианист Юрий Руденко, создатель оркестра «Нью-Орлеан», и великий знаток джаза, и организатор (в советский времена) джазовых концертов Владимир Гринберг, сделали запрос на весьма редкую тему. Вот, как она звучит вне исторического контекста, чисто музыкально. Квартет Дейва Брубека. Запись была сделана в Амстердаме, 3 апреля 1963 года:

The Dave Brubeck Quartet - The Real Ambassador – 7:13 (The Dave Brubeck Quartet - The Great Concerts – CBS)

ДС: «The Real Ambassador», «Настоящий Посол» - это заглавная тема социального мюзикла, задуманного Айолой и Дейвом Брубеками. Мюзикл никогда не был поставлен на Бродвее, но он был в сокращенном виде показан на фестивале в Монтерее в 62 году и записан продюсером фирмы «Columbia Records» Тео Масеро в 61-м (винил). «The Real Ambassadors», «Настоящие Послы», название мюзикла говорит о послах, а не о после, был переиздан на си-ди в 94 году «Sony Legacy».

ДС - Чета Брубеков, Айола и Дейв, задумали свой уникальный по идее и жанру социальный мюзикл в конце пятидесятых начале шестидесятых годов. В каком-то смысле мюзикл был детищем Холодной Войны. Государственный департамент США в середине пятидесятых начал отправлять за границу лучших американских джазменов в роли послов культуры. Диззи Гиллеспи, Бенни Гудмен, Луи Армстронг, Дюк Эллингтон и квартет Дейва Брубека были первыми культурными послами Америки. Когда в 56 году греческие студенты начали забрасывать американское посольство в Афинах камнями, в столицу прибыл оркестр Гиллеспи и мятежные студенты оставили в покое булыжник мостовой и отправились слушать отца би-бопа. Луи Армстронг в том же 56 году был личным гостем премьер-министра Ганы Кофи Кваме Нкрума. Но «культурные послы» выполняли дипломатические миссии и дома, в США. Так тот же Сатчмо обратился к президенту США Дуа́йту Эйзенхауэру в 57 году в дни расистского кризиса в Литл Роке, Арканзас, с просьбой как можно быстрее покончить со взрывом расизма .
Брубеки построили свой мюзикл, отталкиваясь от этих реальных событий и идя дальше.
Но пора напомнить: вы слушаете еженедельное «Время Джаза», упруго свингующее на волнах «Свободы», на коротких и средних, а так же с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в официально летнем городке на Сене – ваш ДС.

Dave Brubeck - The Real Ambassadors – 3:08 (Dave Brubeck - The Real Ambassadors – Legacy Jazz)

ДС: - «The Real Ambassadors», «Настоящие, действительные послы» - музыка Дейва Брубека, слова Айолы Брубек. Дейв Лемберт, Джон Хендрикс, Анни Росс и Луи Армстронг – вокал. Дейв Брубек – рояль, Джин Райт – контрабас и Джо Морелло – ударные. Декабрь 61 года, студия звукозаписи «Коламбия», Нью-Йорк.
Слова мюзикла, написанные Айолой, которые зеркально отражали не только роль творцов американской культуры на мировой сцене, но в первую очередь проблемы расовой сегрегации в стране, положенные на музыку Дейва, заставили весь персонал студии звукозаписи «Коламбия», звукооператоров, продюсеров, гостей – сдерживать слезы бесполезными носовыми платками. Такого социального шоу в исполнении таких звезд в американской студии звукозаписи еще не было. Пожалуй, до вьетнамской войны и мюзикла совсем иного жанра, рок-мюзикла «Hair», никто в Америке так мощно не озвучил социальные и политические проблемы.

Louis Armstrong - They Say I Look Like God – 5:26 (Dave Brubeck - The Real Ambassadors – Legacy Jazz)

ДС: - «They Say I Look Like God», «Они говорят, что я божье подобие…» - музыка и слова Айолы и Дейва Брубеков.

«Они говорят, что я создан по божьему подобию.
Но может ли Бог быть черным? О, боже!
Если все созданы по его подобию,
Возможно ли, что он – зебра?»

Вокальное трио Лемберт, Хендрикс, Росс выстраивают для Сатчмо нечто церковное – хорал. А Армстронг заканчивает свою крамолу словами: «Говорят, что я настоящий посол. Говорят, что я выгляжу, как Бог!»
Айола Брубек собиралась написать нечто легкое, смешное, чтобы облегчить тяжесть расовой проблемы. Но Сатчмо считал, что «The Real Ambassadors» это редчайшая оказия сказать все, что он думает о расовой несправедливости, сегрегации и о прошлом афроамериканских рабов.
Во время исполнения сокращенной версии «Послов» на монтерейском фестивале 62 года Айола Брубек читала тексты мюзикла на соседней с музыкантами сцене. Успех был колоссальным и Дейв Брубек многие годы сожалел о том, что у него в кармане не было 750 долларов наличными, которые заломили кинооператоры за съемку шоу. Это уникальное представление мюзикла не стало достоянием истории…

ДС - Он был велик, он был большой, он был щедр и он был опасен. При этом он играл в теннис, был хорош в драках и знал джаз. Он до сих пор большой, щедрый и опасный. Он больше не живет на Маяке, в Москве, где сходились знатоки Монка, Питерсона, Хаббарда, а то и просто – Синатры. В его просторной квартире, выходившей окнами на Садовое кольцо, перегретый, как Стаханов на трудовой вахте, магнитофон, работал без корпуса – в голом виде. Пленка «басф» покупалась по блату, как и винил с Ширингом или же с Гарнером. Короче, это был Маяк шестидесятых, разноэтажное подполье знатоков джаза, сохранившее любовь к Дюку, Бейси, Диззи и MJQ и, но уже как к антиквариату, к «баттендаунам» или же, по эпохе, к ракеткам «максплей» - аж до наших дней!
Финишная прямая «Времени джаза». Как вы понимаете, ваши заявки займут по крайней мере еще две передачи. Так что подстраивайте ваши «грюндики» или же ловите нас, что легко, на сайте «Свободы» (я бы сказал на сайтах – таблеток, смартфонов и ноутбуков) по адресу нашей прописки: svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
О ком шел разговор? О Василии Худякове! Для него и для Игоря Матисова не совсем обычное танго:

Gil Evans - Las Vegas Tango – 6:35 (Gil Evans - The Individualism of Gil Evans – PolyGram)

ДС: - «Las Vegas Tango», «Танго Лас-Вегаса», этой мировой столицы игрового бизнеса, построенной в песках пустыни Мохаве. Композиция Гила Эванса. Большой оркестр Эванса, записанный 6 апреля 64 года в Уэбстер-Холле, Нью-Йорк. Сам Гил – за роялем во всех девяти композициях этого чудесного диска «Индивидуализм Гила Эванса». Для Василия Худякова и Игоря Матисова из Москвы.
И под наш звездный занавес заявка Руслана-Марата из города Октябрьский, что в Башкортостане. Его заявка возвращает нас к истокам джазового радиовещания, потому что это «Take the A Train», «Поедем на поезде «Эй» Билли Стрейхорна. Запись была сделана во Франции во время фестиваля на Лазурном берегу в Антибе 26 июля 66 года. Итак, поезд уже готов к отправлению и мне не совсем понятно, как из Антиба он доберется до Сахарного Холма, что в Гарлеме!

Duke Ellington - Take the A Train -5:47 (Duke Ellington & Ella Fitzgerald - Côte d'Azur Concerts on Verve)

ДС: - «Take the A Train», оркестр Эллингтона и легкий летний бриз Лазурного берега. Отметим в составе большого оркестра Дюка (рояль) Рея Нэнса, Херби Джонса, Кэта Эндерсона, Мерсера Эллингтона, Кути Уильямса и Дада Баскомба в секции труб; трех тромбонистов: Бастера Купера, Лоренса Брауна и Чака Конорса; Рассела Прокопа среди альт-саксофонистов и кларнетистов; Джонни Ходжеса – альт-саксофон; Джимми Хамильтона, Пола Гонзалвеса и Бена Уебстера – тенор-саксофоны; Хари Карни – баритон-саксофон; Джона Лэмба на контрабасе, и Сэма Вудярда – на ударных.
На этом наше время истекло, но не ваши заявки. Так что я продолжу в ближайшие недели. Не стесняйтесь, присылайте новые на наш адрес svobodanews.ru и на адрес вашего ДС, который вы найдете на сайте «Свободы». Всех вам благ, веселого уикенда и удачной недели. Чао, бай-бай!