На ММКФ представлены три картины конкурсной программы (из Китая, Хорватии и Великобритании), а также фильм Тимура Бекмамбетова "Авраам Линкольн: Охотник на вампиров".
"Вишенка на гранатовом дереве" посвящена бурной жизни китайского поселка накануне выборов, а также проблеме планирования семьи (по закону в ней не может быть больше двух детей, а по традиции – нежелательно рожать девочек). Коллизии драматические, зато сам фильм монотонный и заунывный. Единственное, что может удержать зрителя у экрана – этнографическая составляющая: где живут, как одеты, что едят.
Если некоторые китаянки (так – в кино) пробуют обмануть власть и родить побольше детей, то в Хорватии, как следует из фильма "Людоед-вегетарианец", женщины регулярно обращаются к услугам врача, чтобы от детей избавиться. Гинеколог, отъявленный интриган и негодяй, промышляет нелегальными абортами. Причем, одну из этих "операций" он проводит на семи месяцах беременности. И ничто не мешает его стремительной карьере. Многие вещи показаны подробно и реалистично, но страшны не пинцеты, не шприцы и не кровь. Страшна сама будничность происходящего, и то, что в этом враче не заподозрить "убийцу в белом халате".
"Отбросы" (картина из Великобитании) позволяют нам перебраться в мир привычного криминала. Прелестная девушка, которая, конечно же, сама ни в чем не виновата, просто безудержно влюблена в подонка-наркоторговца и, ради светлого своего чувства, не только ворует и убивает, но заодно подрабатывает приманкой. На нее-то и попадается одинокий алкоголик. Бывший солдат привязывается к ней, как к родной дочери. Сражаться с ее дружками он не способен, а потому его квартира быстро превращается в наркопритон, и события развиваются, как в народной сказке про зайчика с лубяной избушкой и лисичку – с ледяной. Отчасти – как в "Елене" Звягинцева. Отчасти – как в комедии "Кококо" Авдотьи Смирновой. Но тут, как и в сказке, финал оптимистичный. Героиня опамятуется, приведет себя в порядок и даже отыщет настоящую дочь своего благодетеля.
Душещипательная история души не щиплет – и не потому, что выполнена в сдержанных английских тонах, а потому, что банальна, политкорректна и не внушает доверия.
Вот Тимур Бекмамбетов – режиссер внеконкурсного фильма "Авраам Линкольн: охотник на вампиров" – верить в то, что он насочинял, и не просит. Он накромсал из разных жанров (мелодрамы, вестерна, боевика) буйнопомешанный винегрет, главные ингредиенты в котором – байопик и вампирская сага. Продолжая линию "Ночного" и "Дневного" дозоров и перебравшись в Америку, Бекмамбетов добрался до Авраама Линкольна. И получилось у него, что Линкольн – один из благороднейших персонажей американской истории – был душевнобольным человеком. Его преследовали галлюцинации.
По логике сценаристов, в раннем детстве у будущего президента США возникла стойкая ассоциация: плантаторы-рабовладельцы – это вампиры. С тех пор по ночам он рубится (да так, что "Матрица" отдыхает) с полчищами кровососов. В этом благородном деле ему помогают: чернокожий друг детства, владелец небольшого магазинчика, а также человеколюбивый вурдалак Генри ("некоторым вампирам можно доверять", как сказано в фильме). Война Севера и Юга представлена битвой обычных людей с вампирами, которую выиграть можно, только переплавив все серебро на пули. Заметим, что отца всех вампиров зовут Адам, героя – Авраам, и бежать от библейских параллелей не дает эпиграф : "И будет тебе имя Авраам... и будешь ты отцом народов".
Верный товарищ в борьбе Линкольна с нечистью – топор с серебряным лезвием – не из Достоевского ли? А уж бал у Адама и его разглагольствования про историю рода человеческого – точно из Булгакова. Президент, попавший в мистический переплет, тоже уже где-то был: Улисс Грант сражался с пауком-машиной, созданным недобитыми рабовладельцами, и помогал ему в этом тоже чернокожий друг. Единственная реплика, оживившая зрителей, в слегка измененном виде пришла из "Брата-2" Балабанова: " Настоящую силу дает не ненависть, а правда". Но есть еще несколько нравоучительных фраз: "Упрись и стой твердо, главное – найти место, где стоять" или "Нельзя спасти и весь мир, и тех, кого любишь". Это, значит, Генри призывает Авраама по-буддистски отсекать привязанности.
Ко всей этой стрелялке, трещалке и страшилке приделан патриотический финал – речь Линкольна про то, что все рождены равными, и то, что "Америка – страна живых, страна свободных людей". А все вампиры перебрались – так в фильме – в другие части света. Все это снято в 3Д и, по части владения технологиями, вменить Бекмамбетову решительно нечего.
А так: если хочется переосмыслить исторический сюжет в духе сказки, то желательно придумать хоть что-нибудь оригинальное, а не вдохновляться чужими фильмами, прошедшими по экранам всего мира и штампами, которые давно набили оскомину.
"Вишенка на гранатовом дереве" посвящена бурной жизни китайского поселка накануне выборов, а также проблеме планирования семьи (по закону в ней не может быть больше двух детей, а по традиции – нежелательно рожать девочек). Коллизии драматические, зато сам фильм монотонный и заунывный. Единственное, что может удержать зрителя у экрана – этнографическая составляющая: где живут, как одеты, что едят.
Если некоторые китаянки (так – в кино) пробуют обмануть власть и родить побольше детей, то в Хорватии, как следует из фильма "Людоед-вегетарианец", женщины регулярно обращаются к услугам врача, чтобы от детей избавиться. Гинеколог, отъявленный интриган и негодяй, промышляет нелегальными абортами. Причем, одну из этих "операций" он проводит на семи месяцах беременности. И ничто не мешает его стремительной карьере. Многие вещи показаны подробно и реалистично, но страшны не пинцеты, не шприцы и не кровь. Страшна сама будничность происходящего, и то, что в этом враче не заподозрить "убийцу в белом халате".
"Отбросы" (картина из Великобитании) позволяют нам перебраться в мир привычного криминала. Прелестная девушка, которая, конечно же, сама ни в чем не виновата, просто безудержно влюблена в подонка-наркоторговца и, ради светлого своего чувства, не только ворует и убивает, но заодно подрабатывает приманкой. На нее-то и попадается одинокий алкоголик. Бывший солдат привязывается к ней, как к родной дочери. Сражаться с ее дружками он не способен, а потому его квартира быстро превращается в наркопритон, и события развиваются, как в народной сказке про зайчика с лубяной избушкой и лисичку – с ледяной. Отчасти – как в "Елене" Звягинцева. Отчасти – как в комедии "Кококо" Авдотьи Смирновой. Но тут, как и в сказке, финал оптимистичный. Героиня опамятуется, приведет себя в порядок и даже отыщет настоящую дочь своего благодетеля.
Душещипательная история души не щиплет – и не потому, что выполнена в сдержанных английских тонах, а потому, что банальна, политкорректна и не внушает доверия.
Вот Тимур Бекмамбетов – режиссер внеконкурсного фильма "Авраам Линкольн: охотник на вампиров" – верить в то, что он насочинял, и не просит. Он накромсал из разных жанров (мелодрамы, вестерна, боевика) буйнопомешанный винегрет, главные ингредиенты в котором – байопик и вампирская сага. Продолжая линию "Ночного" и "Дневного" дозоров и перебравшись в Америку, Бекмамбетов добрался до Авраама Линкольна. И получилось у него, что Линкольн – один из благороднейших персонажей американской истории – был душевнобольным человеком. Его преследовали галлюцинации.
По логике сценаристов, в раннем детстве у будущего президента США возникла стойкая ассоциация: плантаторы-рабовладельцы – это вампиры. С тех пор по ночам он рубится (да так, что "Матрица" отдыхает) с полчищами кровососов. В этом благородном деле ему помогают: чернокожий друг детства, владелец небольшого магазинчика, а также человеколюбивый вурдалак Генри ("некоторым вампирам можно доверять", как сказано в фильме). Война Севера и Юга представлена битвой обычных людей с вампирами, которую выиграть можно, только переплавив все серебро на пули. Заметим, что отца всех вампиров зовут Адам, героя – Авраам, и бежать от библейских параллелей не дает эпиграф : "И будет тебе имя Авраам... и будешь ты отцом народов".
Верный товарищ в борьбе Линкольна с нечистью – топор с серебряным лезвием – не из Достоевского ли? А уж бал у Адама и его разглагольствования про историю рода человеческого – точно из Булгакова. Президент, попавший в мистический переплет, тоже уже где-то был: Улисс Грант сражался с пауком-машиной, созданным недобитыми рабовладельцами, и помогал ему в этом тоже чернокожий друг. Единственная реплика, оживившая зрителей, в слегка измененном виде пришла из "Брата-2" Балабанова: " Настоящую силу дает не ненависть, а правда". Но есть еще несколько нравоучительных фраз: "Упрись и стой твердо, главное – найти место, где стоять" или "Нельзя спасти и весь мир, и тех, кого любишь". Это, значит, Генри призывает Авраама по-буддистски отсекать привязанности.
Ко всей этой стрелялке, трещалке и страшилке приделан патриотический финал – речь Линкольна про то, что все рождены равными, и то, что "Америка – страна живых, страна свободных людей". А все вампиры перебрались – так в фильме – в другие части света. Все это снято в 3Д и, по части владения технологиями, вменить Бекмамбетову решительно нечего.
А так: если хочется переосмыслить исторический сюжет в духе сказки, то желательно придумать хоть что-нибудь оригинальное, а не вдохновляться чужими фильмами, прошедшими по экранам всего мира и штампами, которые давно набили оскомину.