Как сирийская освободительная армия формируется на территории Турции

Ефим Фиштейн: Наш корреспондент в Турции Елена Солнцева продолжает репортажи о том, как формируется сирийская освободительная армия на территории соседней Турции.

Елена Солнцева: Лейтенант Свободной сирийской армии Муса аль Кадип из города Алеппо. Абу Каласс из Дамаска. Месет аль Сунни из Итлиба. Ежедневная перекличка бойцов свободной Сирийской армии заканчивается присягой верности. Ради будущего Сирии каждый клянется отдать свою жизнь и стать "шехидом", мучеником. Под звуки военного гимна поднимается флаг - зелено -белое полотнище, символизирующее свободу в исламской стране. Будет ли Сирия свободной светской демократической страной?
О будущем задумываются мало. Говорят, что сначала нужно уничтожить старую власть. Их вряд ли можно назвать солдатами регулярной армии - нет единой формы, выучки, дисциплины. Скорее, это народные ополченцы. Рядом с военными сражаются обычные граждане - учителя, фермеры, инженеры, врачи, потерявшие своих близких. Бывший солдат армии Асада на условиях анонимности говорит турецким журналистам, что дезертировал после того, как расстрелял группу крестьян.

Солдат: Военные прибывают вместе с обычными беженцами, вместе с семьями, женами и детьми. Турецкие пограничники требуют удостоверение личности, отделяют их от гражданских , после медицинского освидетельствования отправляют в палаточный лагерь в провинции Хатай, в тридцати километрах от сирийской границы.

Елена Солнцева: На юго-востоке Турции, в приграничной провинции Хатай, в трех километрах от деревни Апайдын, разбит палаточный лагерь для сирийских повстанцев. Установлены более пятисот палаток, двадцать два контейнера для душа, командный пункт, оборудованы площадки для занятий военной подготовки. Каждому полагается спецформа, сухой паек, горячая еда, которую готовят на полевой кухне, а не привозят извне, как это происходит в лагерях для мирных граждан. По некоторым данным, в лагере находятся 13 бывших генералов , около пятидесяти военных офицеров, несколько сот солдат, дезертировавших из армии Башара Асада. « Турция, совместно с Саудовской Аравией и Катаром создает еще одну базу для обучения, вооружения и подготовки оппозиции. В её штат входят более двадцати бывших сирийских генералов», - говорит эксперт по Сирии и странам Ближнего востока, сотрудник университета Мустава Картал.

Мустава Картал: Число повстанцев постоянно растет, еженедельно границу переходят несколько десятков офицеров.
Трудно сказать, сколько человек сражаются на стороне оппозиции, известно только, что армию Асада, которая насчитывает около шестисот тысяч солдат, за последние шесть месяцев покинули около ста тысяч человек

Елена Солнцева: Военные практически не общаются с обычными сирийскими беженцами, лагеря которых находятся в нескольких десятках километрах отсюда. Что происходит внутри лагеря, никто толком не знает. Турецким журналистам сюда вход строго настрого запрещен. В отличие от обычных лагерей для мирных граждан, которые, по сообщению турецких властей, охраняют безоружные жандармы и полицейские, военные лагеря, « кампы», находятся под охраной спецслужб. Турецкие особисты прослушивают мобильные телефоны, военным запрещено без особого разрешения покидать территорию лагеря. Сирийские офицеры выражают недовольство слишком строгими порядками . "Убежав от режима, мы попали под новый прессинг",- говорит командир одного из подразделений Аль Шукр в интервью газете "Радикал".

Аль Шукр: Руководителя военных подразделений, бывшего полковника сирийской армии Рияда эль Эсада, охраняют двое военных, он не выходит за территорию лагеря из за опасения за свою жизнь. Сирийские спецслужбы охотятся за головами беглых офицеров, которых считают предателями родины.

Елена Солнцева: "На войну, а потом обратно, в Турцию". Так называется статья в одной из турецких газет о том, как на территорию Турции проникают оппозиционные сирийские военные. В приграничных провинциях Хатай и Газьянтеп действуют несколько так называемых зеленых коридоров , которые находятся под контролем турецких пограничников. Повстанцы работают вахтенным методом. Приблизительно неделю находятся на боевом задании, потом возвращаются обратно: отдыхают, залечивают раны и даже посещают турецкие базары. По некоторым данным, сирийским повстанцам запрещено появляться на территории Турции с оружием. Свои автоматы и ружья сирийцы хранят в тайниках у самой границы. К тому же в приграничных сирийских поселках налажена контрабанда оружием, скажем, за пару сотен долларов можно купить подержанный Калашников . Раненых обслуживают государственные турецкие больницы. В городе Урфа обычно получают первую медицинскую помощь, а в частном госпитале Антакии, например, проходил лечение известный сирийский командир Абдульазиз Наан . Побывавший в лагерях журналист Толга Таныш:

Толга Таныш: Бегство офицеров из армии Асада приобретает массовый характер. Практически ежедневно границу Турции пересекают не менее десяти сирийских офицеров. Каждый из них утверждает, что режиму пришел конец и его падение – дело ближайшего времени. Кто- то хочет примкнуть к новому обществу, кто-то пытается заработать капитал и устроиться получше в новой жизни.

Елена Солнцева: Один из самых именитых перебежчиков - бывший генерал Мустафа Тласс, сын бывшего министра обороны, руководивший элитной гвардией Дамаска. Тласс покинул Сирию в конце июня и сразу же заявил о своем желании присоединиться к оппозиции. В турецких газетах его называют правой рукой и другом детства Башара Асада . Его семья поднялась за счет правящего режима , брат был владельцем крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в окрестностях Дамаска»,- пишет газета Ватан. «Я много лет боролся с этим авторитарным режимом, уговаривал Башара Асада провести реформы,- заявил генерал в интервью турецкой газете « Ватан»,- Однако режим прогнил изнутри. Его разрушила коррупция, которая стала формой существования этого общества. Нельзя бороться с бедным чиновником, который , чтобы выжить , берет взятку, нужно рушить эту систему, которая построена таким образом, что взятки брать просто необходимо». .. Многие пророчат Тласса на пост главы предлагаемого временного правительства национального единства, которое придет к власти в случае свержения режима президента Башара Асада. Предполагается, что новой страной будет управлять сирийский национальный совет при поддержке военных, Тласс - именно та фигура, которая может устроить всех. Бывший генерал имеет тесные связи с европейскими политиками, дружит с богатейшими представителями исламского мира, так, принц Бандар бин Султан, глава саудовской разведки, помог ему организовать паломничество в Мекку, чтобы укрепить авторитет в религиозных кругах. Айхан Петек, редактор интернет-сайта: .

Айхан Петек: Он призывает граждан объединиться ,чтобы оказать сопротивление режиму, однако многие опасаются что Сирия скатится в пропасть религиозной войны. Религиозные разногласия раздирают не только больное сирийское общество, но и армию, где все построено по религиозному принципу .

Елена Солнцева: Большинство военных покинули регулярную армию Башара Асада из ненависти к алауитскому военному руководству, захватившему, по их мнению, всю высшую военную власть в стране. «Суннит никогда не дослужится до офицера и не сможет пробиться вверх по служебной лестнице. В шестисоттысячной армии Асада офицеров суннитов можно перечесть по пальцам. Весь высший военный командный состав оккупирован алауитами, дальними и близкими родственниками , преданными Башару Асаду. В их подчинении находятся сунниты, которые составляют более восьмидесяти процентов населения страны. В качестве исключения можно привести генерала Риядаа аль Эсад, который руководит военными подразделениями повстанцев на территории Турции. После того, как стали появились сообщения о том, что северные нефтяные районы Сирии находятся под контролем сепаратистским курдских группировок, Эсед заявил, что будет сражаться за каждый метр сирийской земли и не позволит разделить Сирию.

Рияда аль Эсад: Я заявляю, что армия новой страны не отдаст ни пяди земли, на которой жили наши предки. Мы будем сражаться против тех, кто хочет расчленить нашу страну. Режим угрожает нам химическим оружием и танками. Мы не боимся умереть за свободу . Мы также не дадим разным группировкам использовать победу в своих интересах .

Елена Солнцева: Поначалу к «Свободной сирийской армии» примкнули представители радикальной исламской оппозиции, джихадисты, однако вскоре их пути разошлись. Главной причиной стали религиозные разногласия. Как сообщали турецкие газеты, воины джихада обвинили суннитов в излишней светскости и связях с Западом и даже объявили охоту за их головами, которые демонстрировали в качестве трофеев на исламистских интернет сайтах. Джихадисты известны в Сирии как группировки «Ф». Они предпочитают организацию точечных террористических актов, используют террористов смертников, используют наемников из Ливии, Йемена, Ирака. Они не бреют бороду, молятся, призывают отказаться от употребления алкоголя, на задание выходят в арабских платках. Независимый эксперт по Ближнему Востоку, сотрудник стамбульского университета Айхан Карак.

Айхан Карак: Они подчиняются шейху Аднану эль Аруру, салафитскому сирийскому проповеднику, призывающему к джихаду против режима Асада. Шейх Арур, представляющий ограниченные по численности салафитские группировки, является ставленником ряда стран Персидского залива, включая Саудовскую Аравию. Однако действия радикальной оппозиции совпадают по своим первичным целям - свержение режима.

Елена Солнцева: Тем временем, в Турции продолжается настоящая информационная война. Ряд оппозиционных турецких политиков утверждают, что страна находятся на гране катастрофы. Лидер оппозиционной народно республиканской партии Кемаль Кылычдароглу заявил, что Запад пытается втянуть Турцию в войну, которая вовсе не нужна турецкому народу.