Съезд республиканцев: разные трактовки

Выступление Митта Ромни на съезде Республиканской партии США. 30 августа 2012 г

Завершившийся 30 августа съезд Республиканской партии США, на котором Митт Ромни был утвержден кандидатом партии в президенты, может оказать значительное влияние на исход президентских выборов, считают американские комментаторы.

В своих редакционных комментариях две ведущие американские газеты "Уолл стрит Джорнэлл" и "Нью-Йорк Таймс" выделили совершенно разные аспекты выступления на съезде республиканского кандидата в президенты Митта Ромни. Близкая к республиканской партии "Уолл стрит Джорнэлл" говорит о том, что съезд продемонстрировал, насколько уместен и полезен на посту президента в нынешний момент был бы Митт Ромни. "Если бы биография была фактором, определяющим исход выборов, то победа была бы обеспечена бывшему губернатору Массачусетса. Как увидели делегаты съезда, диапазон его опыта, успех, сопутствовавший в разнообразных предприятиях, превосходит все, что мог Барак Обама поставить себе в заслугу в 2008 году. Тем не менее, самым сложным испытанием для претендента на высшую должность в стране является доказательство его способности убедить людей. Выступление Митта Ромни не принесет ему лавров выдающегося оратора. От него требуется большее, чтобы противостоять тонким, дурманящим чарам господина Обамы."

"Нью-Йорк Таймс", орган демократического истэблишмента, отмахивается от большей части речи Ромни, как от пропагандистского пустословия. Газета обращает внимание на то, сколь мало внимания республиканский кандидат в президенты посвятил внешней политике, считавшейся всегда сильной стороной республиканских кандидатов. Почему? "Потому, – пишет газета, – что Барак Обама лишил республиканцев возможности представить себя как партию, более твердую в вопросах безопасности и внешней политики. Обама сделал это, осуществляя решительную антитеррористическую стратегию, и эффективно играя военным и дипломатическим мускулом."

Что видится главным результатом съезда демократической партии американским политологам? Говорит профессор Калифорнийского университета Брюс Торнтон:

– Без сомнения, основным на съезде стал тезис о том, что проблема неудержимо растущих государственных расходов, игнорируемая десятилетиями, станет главным вопросом государственной политики в случае избрания Ромни президентом. Это прозвучало революционно, поскольку считается, что популярность партий зависит от их способности посулить избирателям больше всяческих благ. Республиканцы идут на большой риск, говоря о необходимости безотлагательных реформ программ медицинского страхования престарелых и людей с низким достатком. У демократов пока нет ответа на этот республиканский вызов, и это их явно тревожит. Республиканцы также попытались представить избирателям более ясный и "человечный" образ Митта Ромни. Но о результате этих усилий мы сможем судить позже, – полагает Брюс Торнтон.

Часть выступления Митта Ромни, посвященная международным проблемам, была исключительно краткой. Ромни пунктирно обозначил то, что он называет слабостями внешнеполитической стратегии Барака Обамы. Российской политике Обамы, например, были посвящены три строчки речи Ромни, который сказал, что в случае его избрания президентом США проявят по отношению к Владимиру Путину меньше гибкости и больше твердости. Некоторые комментаторы сделали из этой ремарки серьезные выводы. Дэвид Саттер, американский публицист, бывший корреспондент "Файненшл Таймс" в Москве видит в ней не столь глубокий смысл.

– Республиканцы ищут поводов для критики внешней политики Барака Обамы, и стратегия "перезагрузки" выглядит достойным объектом. Отчасти в этом виноваты сами демократы, потому что они громко интерпретируют американо-российские отношения как триумф администрации, в то время, как очень немногие эксперты согласны с этим. Такая позиция является приглашением к критике, если учесть, что даже согласно характеристике Госдепартамента, которая стали известна из обнародованных Wikileaks документов, Россия является государством со структурами подобными мафиозным. И Ромни воспользовался этой возможностью.

– Стоит ли, по-вашему, обращать серьезное внимание на это заявление, как, скажем, указание на возможное изменение американской политики в случае прихода Ромни в Белый Дом?

– Думаю, что оно заслуживает меньшего внимания, чем кажется на первый взгляд. Я не думаю, что приход к власти новой администрации повлечет глубокие изменения в американской стратегии. Некоторые перемены можно, впрочем, предсказать: большую готовность к критике Кремля со стороны Белого Дома, отказ воспринимать всерьез постоянные жалобы на то, что Запад угрожает безопасности России, меньше товарищеской болтовни. Но если внутренняя ситуация в России изменится, и мы станем свидетелями репрессий со стороны власти, то любая администрация – республиканская или демократическая – будет обязана отреагировать на это. В любом случае, можно предсказать, что администрация Ромни будет менее ограничена в выборе стратегии общения с Россией, чем новая администрация Обамы, которая в силу политических причин будет ощущать свое родство с политикой "перезагрузки".