Ваши письма. 10 Ноябрь, 2012

Пишет господин Дамаскин, он обсуждает вопрос: «Как так получается, что в стране устанавливается тоталитарный режим, да ещё и при поддержке достаточно ярких фигур из интеллигенции». Это его слова. «Есть много людей, - продолжает он, - которые в принципе считают, что для стран с "плохим" населением нужен именно авторитарный режим при условии, что правитель будет хорошим… Конечно, в странах, испорченных тоталитаризмом, трудно перейти к демократии, но, по-моему, всё же нужно и можно переходить. Я сторонник и даже, можно сказать, поклонник Ельцина, который именно демократическим путём пытался привести Россию к демократии, и ему это, я считаю, удалось. Но в 2000 году был избран Путин, который свернул с демократического пути и достаточно быстро построил авторитарную (а точнее, мафиозную) систему в России. Почему ему это удалось? Вот в чём вопрос. Многие упрекают в этом Ельцина. Он, например, не провёл, скажем, люстрацию коммунистов и чекистов. Но в том-то и дело, что Ельцин, как демократ, не имел права проводить люстрацию единолично, а парламентарии его не поддержали. И так по многим другим вопросам. Обвиняют Ельцина и в том, что он подсунул Путина. Да, он ошибся в Путине, Путин его предал, но ведь не только он ошибся, и Путин был избран абсолютно честно. А мог ли Ельцин предложить кого-то другого? Мог, конечно, но без уверенности, что другого поддержат избиратели на честных выборах. Я, например, проголосовал бы за Немцова. А другие проголосовали бы? Думаю, Немцова бы не выбрали. Почему?
Вот теперь вернёмся к так называемой интеллигенции и зададимся вопросом о роли интеллигенции в политической жизни. Я считаю, что интеллигенция должна помогать демократической власти, должна просвещать народ, а не только выискивать недостатки и высмеивать её представителей. Тогда и "плохого" народа не будет», - считает господин Дамаскин, только до этого, как я понимаю, интеллигенция должна дорасти, вырасти вместе с народом, да и то… Положение подручного власти, даже самой демократической, - очень неудобное для интеллигентного, без выкрутасов, человека. Это - как стоять на голове. Защищать и восхвалять демократию – да, это святое дело, тут никакого неудобства нет. А демократическую власть приятнее и, как он думает, полезнее только шпынять, шпынять и шпынять, неутомимо выискивать её недостатки – во имя демократии, разумеется.

27 октября пришло письмо об украинских парламентских выборах, по независящим от меня причинам, могу прочитать его только сейчас. Почему не отложил его в кипу устаревших, догадайтесь сами. Читаю: «Завтра, 28 октября 2012 года, алкогольные предпочтения избирателей распределятся следующим образом. Водку будут пить 26-28 процентов, вина красные и белые – 19-20, «Вдову Клико» - 17-19, Советское игристое – 10,5-11,3, пиво "Львовское" – 5,5-7 процентов… На данный момент суммарный градус коктейля Водка плюс Советское игристое и Вино плюс "Вдова Клико" составляет 39-40 процентов. Поэтому победа противников Водки сейчас целиком и полностью в руках любителей пива "Львовское". Чем больше "львовян" и жителей примыкающих к ним областей смогут преодолеть похмелье и придут в местные кабаки и питейные заведения, тем меньше шансов у любителей крепких напитков. Естественно, речь идет о тех, кто пьет цивилизовано, чинно-мирно – согласно спискам. Что будет происходить на лавочках, у подъездов и в отдельно взятых округах, не знают даже продвинутые... Единственное, что им можно пожелать накануне голосования: "Господа, как напьётесь, оставайтесь людьми!», - так заканчивалось это письмо. Автор, если не ошибаюсь, пересказывает одну из украинских газет. Теперь слушайте мою расшифровку для тех, кто не знает украинской политической жизни. Любители водки – это избиратели правящей Партии регионов, её ещё называют сходняком конкретных пацанов, очень конкретных. Любители красных и белых вин – это избиратели Объединённой, а на деле довольно разъединённой, оппозиции. «Вдова Клико» - дорогое заграничное шампанское, оно объявлено напитком избирателей Виталия Кличко, и, по-моему, неудачно, исключительно в угоду созвучию: Кличко-Клико, а на деле избиратель гениального боксёра потребляет не обязательно и не только «Клико», а всё, что содержит какой-то градус. Ну, «Советское шампанское» - это, понятно, напиток коммунистов, они будут счастливы даже от вида такой наклейки, а бутылка может быть совсем пустая, о чём большинство из них вообще-то догадываются и всё равно голосуют – голосовать за наклейки им не впервой. Ну, а пиво «Львовское» - это избиратель шумного деятеля с репутацией крайнего украинского националиста, его фамилия Тягныбок, а его недоброжелатели в сети ему дали фамилию Тягныбакс. Они не имеют в виду, что он тянет баксы из Госдепа, нет, просто баксы, как известно, - украинская валюта №1, её больше у тех, у кого больше власти или кто ближе к ней. Работает тот же закон жизни, что и в России.

Прислали целую интернетную дискуссию верующих и неверующих. Примечательна она тем, что верующие наступают, а безбожники, в основном, защищаются, и не очень охотно. Когда-то было наоборот, очень даже наоборот: безбожники наступали так, будто из всех врагов советской власти самый большой враг – Иисус Христос со своими последователями, которые в ответ молчали, и так – семь десятилетий. Автор присылки требует, чтобы я высказался. Что ж, дискуссия примечательна, но скучновата. Почти так же спорили и вчера, и позавчера. Думаю, почти так же будут спорить и завтра. Доводы не меняются – потому, думаю, что не меняются люди – во всяком случае, в том, что касается веры и неверия. Нынешние люди в своих верованиях коренным образом не отличаются от современников Понтия Пилата. Как те только и знали, что канючить что-нибудь у высшей силы, так и эти. Как те сбивались в большие и совсем маленькие, по десятку человек, секты, так и эти. Как тогда властителю приходило в голову, что надо бы их – для удобства управления - объединить вокруг чего-то одного, так и теперь. Как тогда не всем хотелось, чтобы начальство диктовало населению веру, так и теперь. Как тогда истово уверовавший человек нередко становился заносчивым, так и теперь. Как тогда он считал всех трусами и шкурниками и на этом строил свою пропаганду, так и теперь. Вот он задаёт вам вопросы, чтобы обратить вас ими в свою веру, и первый же его вопрос - хотите ли вы бессмертия? Самой, то есть, большой халявы… Намёк более чем прозрачный: если желаешь стать бессмертным, уверуй в то же, во что верит он. Ну, что ему ответить? Мне понятнее человек, который говорит примерно так: «Я, конечно, тоже люблю всяческие вознаграждения, лучше всего - денежные, в надёжной валюте, но - за работу, всё-таки за неё, а не за веру – только в этом случае моё самолюбие вполне удовлетворено, только в этом случае я чувствую себя более или менее настоящим человеком. За работу получать намного приятнее, чем за веру». Один напористый верующий задаёт неверующему такой вопрос: «Есть ли какая-нибудь книга, с которой вы сверяете свои реакции и поступки. Ну, у меня Евангелие. А у вас что? «Властелин колец», «Крошка Доррит», «Война и мир»? «Капитал»?». Такой вот ехидный человек, хоть и верующий. Ответ он получает следующий: «Судя по всему, одно из базисных отличий атеиста от верующего в том, что атеист может сверять свои реакции и поступки не по одной-единственной книге. У меня таких книг сотни, от «Песни о Роланде» и «Опытов» Монтеня до «Человека без свойств» Музиля и «Колымских рассказов» Шаламова». Такой вот ответ. Резкость на резкость. Ведь совсем не обязательно сверять свои поступки с какой-то книгой или книгами. Книги, если они правильно подобраны и усердно прочитаны под умным руководством, дают образование… Ну, в этом смысле, может быть, можно сказать, что служат одним из путеводителей. Мудрёный это разговор. Давайте займёмся чем-нибудь попроще.

Автор следующего письма живёт в Москве, недалеко от Храма Христа Спасителя. «Предлагаю, - пишет он, - объявить всенародный сбор денежек на памятник Станиславскому. Памятник исполинский. Надпись на постаменте: «Не верю!». Установить напротив Храма Христа Спасителя. Каждый день вижу, на каких машинах подъезжают к нему попы, а также – вот чему трудно поверить! – некоторые прихожане», - говорится в письме. «Не верю!» - восклицание знаменитого театрального режиссёра прошлого века Константина Станиславского. Он требовал, чтобы актёры вживались в образы своих героев буквально до самозабвения – не играли роли, не изображали Чацкого или Городничего, а на полном серьёзе чувствовали себя Чацким, Городничим, Лукой, когда они на сцене. На репетициях он мучил их этим восклицанием: «Не верю!». То есть: «Не верю, что ты Чацкий, а не актёр Пупкин!».

Ещё пару лет назад я не думал, что придётся получать письма религиозного пошиба, что придётся стать свидетелем вечного спора верующих и безбожников на волнах радио «Свобода», - не ожидал и, видит Бог, меньше всего этого хотел, потому что считаю, что это не наше дело. Наше дело – политическое, а не философское и тем более - не богословское. И что интересно: люди очень серьёзно настроены, шуток не то что не понимают, а не ожидают. Я тут написал пару страниц в том духе, что русский космизм может служить утешением для всех, кто разочаровался в человечестве и не верит в Бога, - такие, мол, могут видеть смысл земной жизни, со всеми её прелестями и уродствами, в том, что наш разум в конце концов покинет Землю, чтобы заполнить собою всю Вселенную. Из полусотни откликнувшихся ни один не заметил, что я это всё - в шутку, и прямо же сказал, что – в шутку, нет, все привычно, как ни в чём не бывало, стали спорить со мною и друг с другом в высшей степени серьёзно и, как обычно, революционно.

Моё сожаление может понять автор следующего письма: «Русское кредо: так, как у нас - жить невыносимо! Но: так, как у нас, должно быть везде! Я мог бы вам об этом рассказать.
Стою на красном светофоре. Машин нет. Мимо бегут в обе стороны люди, недовольно на меня косясь, я невольно мешаю их движению. Я, как тот тупой немец или американец, не понимаю, что никакой цвет светофора не может сам по себе причинить вред - это абстракция. А вот приближающаяся к светофору куча железа, может, это - конкретика. Поэтому умные (русские) люди, никогда в этом случае, не идут даже на зелёный. И так во всём ! Русские - молодой народ. Как все малыши, он не дорос до абстракции.
Господи! Людей мало интересует сама жизнь. Гораздо больше их интересует собственное о ней представление !
Человек, как заведённый, ругает Америку. Но вот, например, вопрос, какой хрусталик поставить в собственный глаз: или оплаченный государством индийский, или одиннадцатитысячный американский, сразу решается только в соответствии с его финансовыми возможностями. Когда очередной собеседник говорит мне: я – православный, я внутренне вздрагиваю. А если бы на моём месте был Христос? Что бы Он сказал всем этим православным, католикам и прочим протестантам? Почему вам недостаточно быть просто христианами?».

«Ничего не могу с собой поделать, Анатолий Иванович, - следующее письмо, - впадаю в бешенство, когда представляю себе, сколько в каждом православном храме людей, живущих в блуде, иными словами, разведённых, состоящих как минимум во втором браке или в гражданском. Грош цена вашей вере, говорю иногда какой-нибудь блуднице в чёрном платочке, - ведь яснее же ясного сказано в писании: что соединил Бог, человек не должен разъединять. Что же ты, негодница, делаешь вид, что этого пункта в писании нет или что ты его не разумеешь? Иногда в ответ слышу: батюшка разрешил, сейчас можно. Вот тут меня начинает бить падучая. Так в кого ты, несчастная, веришь: в Христа, в поучения его апостолов или в своего батюшку, даже если он почти святой – не до креста пропивается? Севастьян». Спасибо за письмо, Севастьян, но я на месте той блудницы послал бы вас подальше: какое, мол, вам дело до того, во что, в кого и как я верю и куда хожу по угодным мне дням: в церковь, костёл, мечеть или синагогу? Надо сказать, что очень многие, а пожалуй и большинство, религиозных людей в наши дни преспокойно исповедуют каждый своё – не то, что говорят священники или разные писания, а то, что больше нравится, что зацепилось за какой-то участок мозга… Каждый сам себе вероучитель. Это явление было давно замечено и, по-моему, очень неплохо обдумано. Религиозные союзы, заветы вроде существуют, а вроде их и нет, - человек не считает себя так уж крепко связанным тем, что ему там проповедуют. Он спокойно, обычно - бездумно берёт к исполнению то, что ему по вкусу, а что не по вкусу, то – по боку. Не по вкусу ему слышать наказ Христа и проповедь апостола, что разводиться непозволительно, он и не слышит. Или в одно ухо впускает, через другое выпускает. Что ж, это его дело. Как сказала мне одна толстуха, проторчав полдня в молельном доме у иеговистов и спеша после этого в православную церковь, запыхавшаяся, вся мокрая – день был жаркий. «Теперь это разрешается». Прямо из предыдущего письма.

Украинские парламентские выборы подвигли некоторых на компаративистику – на сравнение Украины и России. Как всегда и во всех случаях, мнений больше, чем доказательств и доводов, но мы ведь не наукой занимаемся, а рассмотрением настроений. Правда, в известном смысле это тоже наука. У некоторых украинских слушателей Русской службы радио «Свобода» вызвала негодование проповедь одного ловкого кремлёвского пропагандиста – из самых ловких. Его мысль такая же простая, как и подлая: Путина, мол, прогнать можно, но в России от этого ничего к лучшему не изменится. Он ссылается на Украину. Читаю: «На Украине — честные выборы. Сравнимые силы конкурентов, регулярная смена президентов, честный подсчет голосов. И это не приводит — по крайней мере за 20 лет — ни к независимым судам, ни к чистым больницам, ни к разделению бизнеса и власти. Тем более не приводит к экономическому и социальному подъему». Вы поняли, дорогие слушатели? Обычный казённый лжец говорит: у нас, в России, выборы честнее, чем в Штатах, а Путин – наше всё, сидите и не рыпайтесь. Ловкий же казённый лжец говорит: да, выборы у нас не честные и Путин – не наше всё, но если выборы будут честными, а Путина не будет, лучше вам всё равно не будет, посмотрите на Украину и не рыпайтесь. По этому поводу пишет господин Головатый: «Последние честные выборы в Украине были в 2007-ом, это - парламентские и в 2010-ом – президентские. Это были выборы, организованные оранжевыми или по-нашему помаранчевыми. Насчет сравнимости сил конкурентов можно поспорить, ибо что российские, что украинские выборы – это, прежде всего, админресурс и деньги. В Украине, как показывают результаты, больше всё-таки деньги. Админресурса хватило только на неполные тридцать процентов правящей, всё и вся подавляющей, Партии регионов, украинского подобия бывшей КПСС и сегодняшней «Единой России», кстати, партии-побратима. Насчет честного подсчета голосов лучше спросить тех оппозиционеров-победителей, которые по протоколам и параллельному подсчету на тысячи голосов обходят своих провластных соперников, в связи с чем работа окружных комиссий парализуется и в массовом порядке переписываются протоколы, дабы таки привести в Раду ребят, точнее, пацанов, от власти. А что украинская версия демократии не дала ни чистых больниц, ни честных судов, ни разделения бизнеса и власти, ни социально-экономического подъёма, то это так, потому что она, эта версия, не так уж разительно отличается от российской. Есть и другие причины, но в данном случае мы говорим об этой», - пишет господин Головатый. Тем временем по всей Украине идёт разбор полётов. Главы областей за закрытыми дверями песочат глав районов, где партия власти не дотянула до заданных процентов. По возвращении на места главы районов собирают сельских глав и песочат их, тоже – за закрытыми дверями.

В одной из предыдущих передач прозвучало письмо от Алексея Падя. Он рассказывал о Крыме - что это едва ли не самая запущенная из украинских земель, населённая людьми вялыми, не ждущими от жизни ничего хорошего и не желающими палец о палей ударить, чтобы улучшить своё положение. Это письмо задело нашего слушателя Александра. «Давайте-ка совершим путешествие, - пишет он, - но не на Южный берег, а в крымскую степь. В кассе автостанции вы увидите не измотанную жизнью тётеньку, а миловидную девушку за большим жидкокристаллическим монитором. Вам предложат билет из любой точки Крыма в любую и на любую дату. Будет подан кристально чистый Мерседес с указанием фамилии его владельца. Многие пассажиры везут обои. В селе провели газ. Часть денег дал бюджет. Теперь люди делают ремонт после монтажных работ. Пробурили три скважины от восьмидесяти до ста метров, провели воду в дома.
Каждое домохозяйство имеет водяной счётчик. Плюс газовый и электрический. Все исправно платят, потому что с должниками не церемонятся. Установлена плата и за вывозку мусора, его теперь никто не сжигает. На шесть тысяч жителей имеется тысяча портов от системного провайдера Укртелекома, и есть ещё независимый провайдер, у которого свои сети. Где выгодно, тянут оптику даже в сёла, где невыгодно - прокладывают медь или вай-фай. Из райцентра есть вай-фай мосты в сёла. Есть доступ к Интернету и по три джи… Это к тому, что идут споры, Россия ли повторяет путь, пройденный Украиной, или Украина повторяет путь, пройденный Россией. Мной описан глухой степной сельский регион, до областного центра сто километров. Берём циркуль, откладываем на карте от центра любой области России сто километров, и проверяем, пройден ли этот путь и когда. Таким образом, мы и узнаем, кто за кем следует и куда. Александр».
Спасибо за письмо, Александр. У меня просьба к слушателям. Пусть кто-нибудь из них, живущих на сотом километре от российского областного центра напишет нам в порядке отзыва на это письмо. Я, например, знаю один глухой украинский райцентр на самой границе с Россией. От него до российского райцентра километров пятнадцать. Когда-то между ними шло социалистическое соревнование. К нынешним дням оно завершилось сокрушительным поражением украинцев. У них там денег куры не клюют. «Нам бы половину их бюджета!», - говорят они о русских. А вот Александр, как мы слышали, представляет себе другую картину, другое соотношение красок на ней… Конечно, можно заглянуть в статистику, украинскую и российскую. Но мне интересны в данном случае впечатления и мнения людей, которые смотрят не в статистику, а вокруг себя. Да, эти два райцентра отвечают условию Александра: украинский - в ста километрах от областного центра, и российский - в ста километрах от своего областного. Природные условия одинаковые: лесостепь, чернозём. Российский райцентр за десять лет изменился очень заметно, и, как сказано, в лучшую сторону, украинский – каким был, таким и остался. А вот урожаи на украинской стороне несколько лучше, порядка на полях больше. Отсюда напрашивается два вывода. Нефтяные деньги России всё-таки не все разворовываются и оседают на Западе, сколько-то размазывается и по стране, слой маслица доходит и до захолустных райцентров. Второй вывод: нефтяные деньги России не сказываются на продуктивности её полей и ферм или почти не сказываются, не настолько сказываются, чтобы обойти Украину. Напомню, что я сужу только по двум соседним районам. Приглашаю осведомлённых слушателей поделиться своими наблюдениями.

Не уверен, что должен прочитать последнее на сегодня письмо – очень уж оно не похоже на те, к которым мы привыкли, и не имеет никакого отношения к политике, к общественной жизни, да и чересчур вольное… Ну, да ладно. Слушайте: «Привет, Анатолий, - так, по-свойски, обращается ко мне автор. - Моя милая одевалась, чтобы нам вместе пойти на вечеринку к общим знакомым. Долго выбирала, что одеть под платье. Меня это удивило. Спросил ее, зачем, - ведь все равно никто не увидит этой красоты. Она ответила, что будет чувствовать себя увереннее, зная, что все в порядке не только на, но и под. А потом сказала: "Никто не знает, как все еще может повернуться". Вот она, Анатолий, женщина во всем блеске и ее отличии от мужчины. Мужчина думает в своей самоуверенности, что он располагает, а женщина хорошо знает, как это бывает на самом деле. И надевает кружева. Во-первых, это красиво. Во-вторых, будущее непредсказуемо. Как говорил один поэт: "Все так же тонка эта грань..." Вот такое послание, Анатолий, от женщин всем нам. Озвучьте его, если будет случай, - для мужчин, конечно, не для женщин. Женщины это знают и так». Да, дорогой, некоторые, так те слишком хорошо это знают, но я не представляю себе мужчины, которого знание этой механики могло бы поколебать в его самоуверенности. Он всё равно будет думать, что он задаёт тон, что он делает выбор, что он всё решает.