БРИКС-Банк и БРИКС-МВФ

Создать конкурирующие аналоги.

Страны БРИКС пока не могут договориться об учреждении совместного Банка развития. Этот вопрос был центральным в повестке очередного, уже пятого, саммита пяти стран организации – Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки, завершившегося в среду в южноафриканском городе Дурбан.

Новый банк, по планам, призван финансировать, в первую очередь, инфраструктурные проекты в странах БРИКС – строительство морских и речных портов, автомобильных и железных дорог или расширение сетей телекоммуникаций. Фактически он задумывается как некий аналог Всемирного банка, учрежденного по Бреттон-Вудскому соглашению 1944 года, для финансирования подобных проектов в разных странах мира.
Фактически такой фонд становится “обществом взаимовыручки"


В планах стран БРИКС – и создание собственного валютного фонда для взаимной поддержки в случае ухудшения платежного баланса одной из них. Вспомним, именно для этих целей, одновременно со Всемирным банком, создавался и Международный валютный фонд.

Идея весьма плодотворна, так как всякая конкуренция в принципе полезна, считает научный сотрудник Гуверовского центра Стэнфордского университета в США профессор экономики Михаил Бернштам. Для многих развивающихся стран получить кредиты Всемирного банка или МВФ оказывается делом слишком сложным – их предоставление обусловлено проведением определенной экономической политики. Поэтому если возникнет альтернатива, эти страны постараются ей воспользоваться.

“Главное – как именно будет организована новая структура? – продолжает Михаил Бернштам. – Если она создается лишь для небольшой группы стран, ее влияние ими и ограничится. Но если организация будет открыта для широкого круга участников, со временем она вполне сможет конкурировать и со Всемирным банком, и с Международным валютным фондом”.
Создание альтернативы МВФ вряд ли имеет смысл. Лучше, если такие организации дополняют друг друга


В принципе создание странами БРИКС собственного Банка развития вполне целесообразно, но не в качестве альтернативы Всемирному банку, а, скорее, как дополнение к нему, полагает научный сотрудник Германского института экономических исследований в Кёльне, профессор кафедры экономики Международного университета Bad-Honnef-Bonn Томас Шустер. По его словам, среди насущных задач такого банка - укрепление политико-экономических структур в рамках организации, содействие росту экономик стран-участниц, а также финансирование программ модернизации образования. “На мой взгляд, здесь в равной мере важны как политический, так и экономический аспекты, если деятельность банка будет направлена на финансирование различных инфраструктурных проектов”.

Деятельность Всемирного банка, как и МВФ, базируется на принципе квот – пропорционально объемам экономик стран-участниц, от которых зависят их взносы и, соответственно, голоса при принятии решений, добавляет профессор Бернштам. “Если будущий Банк развития стран БРИКС будет основан на таких же принципах, главенствующую роль в нем будет играть, несомненно, Китай. Тогда как равное долевое участие сторон явно снизит его значимость”.

СВОЙ МВФ

Лидеры стран БРИКС на саммите в Дурбане в принципе одобрили планы создания специального фонда объемом в 100 млрд долларов на случай финансовых кризисов, однако дальше общей поддержки идеи дело прока не продвинулось.

Как заявил министр финансов России Антон Силуанов, предварительно обсуждалось и долевое участие сторон в таком фонде: 41 млрд долларов мог бы составить вклад Китая, по 18 млрд – от России, Бразилии и Индии, плюс - 5 млрд от ЮАР. Однако, по словам российского министра, в целом эти планы остаются пока на начальных этапах разработки.

Создание некой альтернативы МВФ вряд ли имеет смысл, полагает профессор Шустер, лучше, если такие организации дополняли бы друг друга: "Сажем, в случае возникновении финансового кризиса в ЮАР или Зимбабве оказание помощи этой стране станет прерогативой именно стран БРИКС. Хотя, безусловно, целесообразна и определенная поддержка со стороны МВФ”.

Главное – как именно будет организована новая структура?
В отличие от Банка развития, значимость которого будет зависеть от охвата участников, совместный валютный фонд стран БРИКС призван поддерживать даже небольшую их группу, считает Михаил Бернштам. Если одна из стран по тем или иным причинам вдруг оказывается в бюджетном кризисе или кризисе платежного баланса, то фонд предоставляет ей экстренные кредиты, поддерживая таким образом и международную торговлю.

“Фактически он становится “обществом взаимовыручки”, а такая организация вполне может существовать и для пяти стран, хотя лучше, если их будет больше, – продолжает профессор Бернштам. – И если БРИКС и особенно Китай с его огромными валютными резервами создадут такой фонд, он станет огромным подспорьем для многих стран Азии, Африки и Латинской Америки”.