Меркель в Петербурге: загадки с выставки

Ангела Меркель не приняла участия в открытии выставки в Эрмитаже, треть экспозиции которой составляют вывезенные из Германии произведения искусства. Но свою позицию обозначила
Совместное открытие российско-германской выставки "Бронзовый век. Европа без границ" Владимиром Путиным и Ангелой Меркель было запланировано на вечер пятницы. Потом появились сообщения о том, что этот пункт из программы визита Меркель в Петербург исключен. Как пояснял ее представитель Штеффен Зайберт, канцлер не хотела посещать выставку, не имея возможности изложить позицию Германии по вопросу необходимости взаимного возвращения Россией и Германией принадлежавших им до Второй мировой войны культурных ценностей.

По неофициальным данным, текст речи Меркель на открытии выставки стал известен российской стороне, которая решила исключить из церемонии приветственные выступления президента России и канцлера Германии, на что Меркель не согласилась. Зайберт настаивал, однако, что решение о неучастии Путина и Меркель в открытии выставки принималось совместно обеими сторонами.

На совместной с Меркель пресс-конференции на экономическом форуме Путин сказал: "Мы ничего не отменяли. Мы исходили из того, хватит ли времени все посетить, а когда посмотрели тайминг, поняли, что успеваем заехать и в Эрмитаж, так что этой проблемы не существует". Путин также выразил сомнения в целесообразности дискуссии вокруг возврата трофейных произведений искусства. Ангела Меркель подтвердила, что приедет в Эрмитаж, так как это "очень важная выставка". После этого президент и канцлер на теплоходе отправились по Неве с форума в Эрмитаж, одновременно встречаясь с российскими и германскими предпринимателями.

В результате Меркель и Путин не открывали, а осмотрели выставку "Бронзовый век. Европа без границ" и еще одну экспозицию – "Против света", на которой представлены лучшие произведения немецких художников ХХ века из собрания греческого коллекционера Джорджа Эконому. Газета Die Welt, впрочем, сообщает, что Меркель все-таки произнесла короткое приветственное слово, сказав в частности: "Мы остаемся при мнении, что выставленные экспонаты должны вернуться в Германию и должны быть возвращены законным владельцам или их наследникам, и мы будем и дальше об этом говорить!"

Еще до того, как появились все эти противоречивые сообщения и заявления, газета Die Welt опубликовала статью Барбары Мёллер, в которой почти открыто говорится, что приглашение канцлеру открыть выставку было издевательским ходом со стороны Владимира Путина. Барбара Мёллер пишет:

"Если бы Ирина Антонова (директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. – РС) надела бы на себя все полученные ей за всю ее более чем 90-летнюю жизнь ордена, то она вряд ли смогла бы распрямиться. Ибо госпожа Антонова – особая героиня СССР. Именно она, историк искусства, приехала с офицерами советской армии сразу после войны в Германию, чтобы отобрать в немецких музеях и их запасниках ценности по полной программе. То, что Антонова выбрала, в первую очередь в Берлине и Дрездене, было вывезено потом в бесчисленных вагонах в восточном направлении.

Далее она же в течение десятилетий сидела, как Цербер, на этих сокровищах в музее имени Пушкина, препятствуя возвращению того, что было ею спрятано в огромных подвальных хранилищах. Когда было необходимо, она лгала так, что вяли уши. Советского Союза больше нет, а в России пять лет назад вступил в силу закон, объявивший все вывезенное из Германии законной собственностью России. После этого говорить о возвращении ценностей, памятуя вину Германии в войне, стало сложнее, чем когда-либо.

Но ФРГ не отказалась ни от своей правовой позиции, поддержанной Гаагской конвенцией, ни от претензии на возвращение 300 тысяч произведений искусства и двух миллионов книг, которые, как предполагается, находятся в России. Часть сокровищ, хранимых госпожой Антоновой, в частности, экспонаты из "золота Трои", так называемого "клада Приама", найденного немецким предпринимателем и археологом-любителем Генрихом Шлиманом в 1873 году при раскопках древней Трои, выставлены сейчас в Эрмитаже. И думается, что совпадение этого факта с приездом канцлера ФРГ в Петербург на международный экономический форум отнюдь не случайно.

Для Владимира Путина будет, конечно, особым удовольствием сопровождать гостей форума по выставке в Эрмитаже. Шах и мат! Так и видишь российского лидера, лопающегося от гордости перед Меркель. Кстати о Трое. Турция тоже претендует на найденное на ее территории золото. Жаль только, что турецкого премьера не будет в Санкт-Петербурге.

Он, агрессивный в эти дни, как никогда, запросто испортил бы Путину удовольствие от аттракциона с выставкой. Эрдоган, который сейчас без колебаний применяет против собственных граждан слезоточивый газ и водометы, если ему что-то не по нраву, определенно не стал бы растягивать лицо в принудительной цивилизованной улыбке, что, без сомнения, сделает Меркель. И это в лучшем случае. А если канцлеру не повезет, то ей не только придется делать мину дружественности при недружественном акте, но еще и поприветствовать лично госпожу Антонову, которая, как можно предположить, постарается появиться на петербургской выставке".

Историк Вольфганг Айхведе, наоборот, полагает, что участие канцлера Германии в открытии выставки в Эрмитаже было бы правильным шагом:

– Ангела Меркель находится в стране, на которую напала Германия и которая победила в этой войне вместе с союзниками, после чего отомстила агрессору как могла. И не только отомстила, но и попыталась вывозом культурных ценностей компенсировать то, что страна потеряла из-за оккупации ее Германией. Эта тема, конечно же, щекотливая, но готовность Меркель участвовать в открытии выставки – хороший, правильный шаг. Он не означает, что Германия окончательно смирилась с потерей вывезенных произведений искусства. Российская сторона не возражала против показа выставки в Германии при условии гарантии, что все экспонаты будут возвращены в Россию. Так как Германия не дала такой гарантии, эта совместная российско-германская выставка планируется к показу только в Петербурге. Но я полагаю, что после многих, многих лет безрезультатных переговоров между Россией и Германией о так называемом "трофейном искусстве", попытка совместной работы искусствоведов двух стран на музейном уровне, давшая возможность показать миру или хотя бы российской общественности эти давно не выставлявшиеся шедевры, – шаг вперед. И, как я полагаю, мотив госпожи Меркель – сделать так, чтобы предмет спора не оказался вообще забытым. То, что мы с немецкой стороны сделали эту выставку возможной, дает нам, искусствоведам, возможность предметно выступить за то, чтобы так называемое "трофейное искусство" начало снова рассматриваться не в ракурсе военных трофеев, а в ракурсе искусства и культуры. Мы хотим способствовать изменению угла зрения и хотим исходить не из наших претензий, а из того, что человечество, российское и германское общества, что люди, интересующиеся искусством, видят в этих произведениях, какое придают им значение.

В дебатах 90-х годов мы упрямо требовали возвращения вывезенного из Германии, и это ни к чему не привело, так как мы в своих требованиях игнорировали исторический контекст. Мы базировали наши требования на основе международного права, но игнорировали историческую ответственность за то, какой ущерб был нанесен России Германией. И этим мы сами создали условия, в которых на переговорах было невозможно прийти к согласию. Займи мы тогда более конструктивную позицию, мы имели бы сегодня больший прогресс в решении этого спорного вопроса. Решение, как давно уже ясно, не может быть найдено через постоянные сравнения списков вывезенных сторонами произведений искусства и культуры. Не находится оно и в чисто правовом поле. Поэтому необходим поиск и нахождение новых форм кооперации. И еще необходимо, по моему мнению, нам, немцам, свыкнуться с мыслью, что значительная часть культурных ценностей в Германию не вернется. И что, если мы хотим снова увидеть эти произведения искусства, мы должны создать для этого новую правовую базу.


Главным же поводом для приезда Ангелы Меркель в Петербург стало ее участие в Международном экономическом форуме. О важности этого форума для промышленников и бизнесменов Германии говорит Михаэль Хармс, глава московского представительства Объединения торгово-промышленных палат Германии, председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты в Москве:

– Экономический форум в Петербурге уже стал важной вехой ежегодного календаря. Наверное, он самый важный российский форум. На нем собираются многочисленные иностранные инвесторы и компании, вся российская элита – как политическая, так и экономическая. Всегда на нем выступает президент, всегда как раз для него, для его выступления берегут какие-то особенные новости макроэкономической политики и какие-то новые государственные инициативы.

Во-вторых, это форум, где можно встретить за эти три дня очень много людей и посетить много отдельных тематических форумов и семинаров, где действительно ведущие эксперты со всего мира выступают по обсуждаемым проблемам. И третье: это, наверное, единственный форум в России, где так широко освещаются вопросы международной экономической политики, то есть я не знаю другого такого форума в России. На всех других говорят в основном о внутрироссийских проблемах, а здесь есть очень много дискуссий, где освещается очень много глобальных проблем. И это, конечно, тоже очень интересно.