"Евгений Онегин" против Путина

Преследование ЛГБТ-сообщества России по-прежнему вызывает протесты в мире

Новый сезон в Метрополитен-опера может открыться акцией в поддержку сексуальных меньшинств в России
Может ли имидж некоторых ведущих деятелей культуры России сильно пострадать в Соединенных Штатах в результате российской борьбы с пропагандой гомосексуализма? Именно таким может быть результат беспрецедентной кампании 75-летнего американского композитора Эндрю Рудина. Он начал сбор подписей под онлайн-петицией с призывом к Метрополитен-опера, ведущему оперному театру мира, посвятить первое в новом сезоне представление оперы "Евгений Онегин" российскому ЛГБТ-сообществу. Под петицией пока собрано около семи тысяч подписей, она вызвала интерес ведущих американских газет.

Открытие сезона в Метрополитен-опера – главное светское событие года не только в Нью-Йорке, но и, возможно, во всей стране. Это место встречи людей с положением, деньгами, известностью и большими амбициями. 23 сентября сезон откроется новой постановкой "Евгения Онегина", готовившейся несколько лет. Спектаклем будет дирижировать Валерий Гергиев, в одной из главных партий выступит Анна Нетребко.

Российский дирижер Валерий Гергиев

Для композитора Эндрю Рудина это событие обрело особую символичность. В своей петиции на сайте change.org он пишет, что участие Гергиева и Нетребко, поддержавших Владимира Путина и его закон о запрете пропаганды гомосексуализма, оскорбляет память выдающегося композитора, принадлежавшего к сексуальному меньшинству и страдавшего в результате этого, равно как и прогресс в области равноправия, достигнутый в Соединенных Штатах. Эндрю Рудин призывает посвятить это представление оперы Чайковского ЛГБТ-сообществу. В интервью Радио Свобода он извинился за неточности, содержащиеся в его призыве, и рассказал о том, почему он решил провести эту необычную акцию:

– Я сожалею, что после того, как я написал текст петиции, я не отложил его в сторону часа на два и не пробежал текст свежим глазом. Я знал, что Гергиев и Нетребко являются союзниками Путина, но я был не прав, заявляя, что отсутствие с их стороны критики в адрес закона, направленного против ЛГБТ-сообщества, означает, что они за этот закон. Вместе с тем господин Гергиев хранит молчание по этому поводу, а госпожа Нетребко ограничилась лишь общими словами о том, что она всех любит и выступает против дискриминации. Но она, естественно, не упомянула этот конкретный вопрос.

– Как вам пришла в голову идея организовать столь необычный протест, образно говоря, в главном храме искусства Соединенных Штатов?

Российская полиция жестко пресекает все публичные ЛГБТ-акции

– Происходящее в России вызывает чувство ужаса. Будучи геем, я испытываю глубочайшую гордость относительно перемен, происходящих в нашей стране. Но когда ты видишь, что на другой стороне мира одобряют дикие репрессивные меры, ты не знаешь, смеяться или плакать. И представители страны, которая так относится к своим сексуальным меньшинствам, приезжают сюда, чтобы представить оперу Чайковского? Буквально сегодня один из знакомых привлек мое внимание к созданному государством фильму о Чайковском, в котором утверждается, что он не был гомосексуалистом. Что будет следующим шагом? Они сожгут его дневники, письма, переписку с братом?

– А как вы себе представляете эту акцию поддержки ЛГБТ-сообщества в стенах Метрополитен-опера?

– Я не считаю, что ради этого должен быть прерван спектакль. Интересную простую мысль высказали в комментариях читатели The New York Times, предложив вывесить в театре радужные символы ЛГБТ-движения. В свое время красная ленточка стала всемирным символом борьбы со СПИДом. Впервые мир ее увидел на церемониях вручения театральной премии "Тони", затем на "Оскарах". Эта ленточка на груди известных актеров и музыкантов сыграла гигантскую пропагандистскую роль, привлекая всеобщее внимание к проблеме. Я не знаю, какие действия решит предпринять Метрополитен-опера, но, они, на мой взгляд, должны сделать что-то, чтобы разрядить обстановку.

– Что бы вы ответили критикам, в том числе, руководству Метрополитен-опера, которые упрекают вас в попытке использовать храм искусства, по сути, для политической борьбы?

Российская оперная певица Анна Нетребко

– Я думаю о Ростроповиче и Вишневской, об их защите Солженицына, они не боялись возвысить голос в его поддержку. Да и Метрополитен-опера не была чужда политике в прошлом. Когда я рос, например, на ее сцену не допускали артистов-афроамериканцев. На самом деле мы не пытаемся втянуть театр в политику, мы лишь призываем его сделать небольшой жест, мы не требуем от него громких заявлений. К сожалению, именно Анна Нетребко и Валерий Гергиев, публично заявляя о своей поддержке Владимира Путина, политизируют искусство.

Таково мнение композитора Эндрю Рудина, инициатора петиции с призывом к Метрополитен-опера посвятить премьеру оперы "Евгений Онегин" российскому ЛГБТ-сообществу.

Пока под петицией собрано сравнительно немного подписей – всего около семи тысяч. Среди подписавших, например, режиссер Бартлет Шер, поставивший несколько спектаклей в театре, в том числе и с участием Анны Нетребко. Однако эта акция привлекла внимание прессы. The New York Times, например, цитирует ответ на петицию Питера Гелба, управляющего театром, где он заявляет о поддержке артистов с нетрадиционной сексуальной ориентацией, но настаивает на том, что театр не должен использоваться для политических акций, несмотря на благородство целей их организаторов. Представители Валерия Гергиева не отозвались на просьбу газеты о комментарии, пресс-секретарь Анны Нетребко объяснил, что поддержка ею кандидатуры политика во время выборов не означает ее поддержку всех его решений.

Хорошо знакомый с американским миром искусства нью-йоркский кинорежиссер Слава Цукерман полагает, что автору петиции едва ли удастся добиться от знаменитого театра участия в политической по своей сути акции:

– Я думаю, что политика не должна привноситься в спектакль со стороны. В общем, спектакль сам по себе является политическим явлением. Так было всегда. Вспомним хотя бы спектакли Станиславского. И это нормально. Нормально выразить свой протест бойкотом спектакля. Но прицеплять к нему некий политический лозунг со стороны, в общем, мне не представляется правильным. Мне бы казалось правильным, если бы он попытался написать оперу о Чайковском и его жизни, о том, как он страдал из-за своего гомосексуализма, и попытался бы показать ее в России. Это был бы логичный ход.

– Тем не менее такое ощущение, что, чем бы ни завершилась эта акция, очередной удар по репутации Владимира Путина нанесен, но на этот раз, правда, вместе с ним пострадали и ее ведущие артисты?

– Закон о борьбе с пропагандой гомосексуализма явно не на пользу ни Путину, ни России. Никакой логики в этом законе нет, откуда ни посмотри. Удивительно, какое число образованных людей в России поддерживает эти законы, совершенно не понимая, почему на Западе против них протестуют. Для западного человека запрет пропаганды гомосексуализма при отсутствии закона, скажем, о запрете пропаганды убийств или пропаганде педофилии – это атака на определенную прослойку общества, откровенно антидемократический закон.

– Как вы считаете, стоит ли Гергиеву и Нетребко быть готовыми к тому, что кто-то откажется подать им руку во время премьеры "Евгения Онегина"?

– Не знаю, думаю, что нет, но все может быть. Почему вообще люди искусства в России оказались в позиции представителей кандидата в президенты, его общественным лицом? С другой стороны, они и отказаться от такой чести не могли. Они, в действительности, в жутком положении. Они заслуживают сочувствия.