К настоящему времени в парламенте скопилось чуть больше десятка проектов Постановления об амнистии. Основное и принципиальное их отличие заключается в подходе при определении круга лиц, подлежащих освобождению. Наиболее масштабную амнистию предложили эксперты президентского совета по правам человека, однако Владимир Путин заявил, что документ нуждается в доработке и пока неизвестно, в каком виде он поступит в Думу.
О том, что широкая амнистия все-таки нужна, а подготовленный советом по правам человека проект соответствующего документа в целом его устраивает, президент Владимир Путин заявил 4 декабря на встрече с председателем СПЧ Михаилом Федотовым и уполномоченным по правам человека Владимиром Лукиным. Федотов говорил о необходимости освобождения большинства осужденных за ненасильственные преступления:
– Амнистия должна коснуться ненасильственных преступлений, не повлекших необратимых последствий. Если, например, подрались люди и один другому выбил глаз, это необратимые последствия. Глаз новый не вырастет. А если они друг друга поцарапали и набили синяков – это другая история. Это касается практически всего спектра, – сказал Михаил Федотов.
Лукин заявлял, что амнистия должна быть действительно масштабной:
– Амнистия должна быть широкой и включать в себя аспекты различного рода. Конечно, есть исключения, которые должны быть учтены, – например, ужасные преступления типа педофильских. Но люди, которые не совершили ничего запредельного, к ним можно отнестись гуманно. Я думаю, что это увеличит стабильность страны и стабильность государства, а не наоборот, – заявил Владимир Лукин.
Президент же, одобривший проект амнистии, оговорился, что документ нужно доработать таким образом, чтобы амнистия не коснулась тех, кто совершил тяжкие преступления и преступления, связанные с насилием в отношении представителей власти.
– Такие действия должны носить умиротворяющий характер. Они должны подчеркивать гуманизм нашего государства, но ни в коем случае они не должны вести к рецидивам, не поощрять новые правонарушения, создавая у кого бы то ни было представление о том, что можно сегодня совершить преступление, правонарушение, а завтра рассчитывать на прощение со стороны государства и творить можно, что угодно, – отметил президент.
Члены президентского Совета по правам человека, разработавшие по поручению Владимира Путина свой вариант постановления об амнистии, сразу предлагали уйти от формального определения тяжести деяния и амнистировать всех осужденных за ненасильственные преступления.
– Почему нельзя оперировать формальным составом – тяжкое преступление? Потому что это исключительно меряется по максимальной санкции той статьи Уголовного кодекса, по которой человека судили, – уверена член президентского Совета Тамара Морщакова. – Поэтому мы и выдвигаем требование о том, чтобы не подвергались амнистии только те преступники, которые, совершая деяние, позволили себе насилие, опасное для жизни и здоровья.
По мнению Тамары Морщаковой, именно привязка к тяжести статьи и возмещение ущерба как обязательным условием для освобождения привели к неэффективности объявленной в июле этого года экономической амнистии. А после заявления Владимира Путина ситуация может повториться. Так, например, для адвоката Марка Фейгина очевидно – с учетом президентской оговорки из списка тех, кто мог бы воспользоваться амнистией, выпадают фигуранты существенной части резонансных дел:
– Мы из его слов поняли, что, во-первых, в тех случаях, когда объектом посягательства является представитель правоохранительных органов, эти лица не могут попасть под действие амнистии. "Болотное дело" все состоит из подобного рода обвинений. Во-вторых, говорилось о том, что лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, не могут подпасть под действие амнистии. Практически все "узники Болотной" обвиняются в совершении тяжких преступлений, равно как и участницы Pussy Riot, отбывающие наказание, совершили тяжкое преступление. Видимо, ограничение распространения амнистии касается и их тоже. Выпадает самая существенная часть из тех резонансных дел, о которых мы говорим, лиц, которые могли бы этой амнистией воспользоваться.
Многие юристы обращают внимание на то, что Владимир Путин фактически монополизировал право решать, кого амнистировать, а кого нет. При том что амнистия – исключительная прерогатива парламента, и на акт об амнистии президент не вправе наложить вето.
– На мой взгляд, это такое проявление некоторой неуверенности и желание управлять всем в ручном режиме, – говорит адвокат Николай Полозов. – Поэтому, чтобы случайно кого-то не того не выпустили, все было взято под жесткий контроль. Мне будет очень жаль, если доработанные версии сократят составы. Потому что в настоящее время тысячи людей абсолютно также безвинно, как и "узники Болотной", и ряд других политических фигурантов, находятся в местах лишения свободы. Все они мечтают вернуться обратно домой.
Разговоры о том, кто может попасть под амнистию, а кто – нет, не прекращаются весь год. То говорят о том, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев ни при каких обстоятельствах не выйдут на свободу по амнистии, потому что имеют две судимости, то вдруг председатель СПЧ Михаил Федотов заявляет, что это возможно. Журналисты собирают экспертные мнения о том, что будет с Алексеем Навальным, Анатолием Сердюковым, активистами "Гринписа" и участниками других уголовных дел, обсуждаемых в медийном пространстве.
За время правления Владимира Путина в России прошли восемь амнистий, и только две из них затронули достаточно большое число граждан. Речь идет об амнистии 2000 года, приуроченной к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне, и амнистии 2006, когда от наказания были освобождены лица, совершившие преступление в период проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе. По данным ФСИН, в настоящее время в исправительных учреждениях содержится 564 тыс. человек, 78 тыс. из них отбывают в колониях наказания за преступления небольшой и средней тяжести. В случае принятия Госдумой России постановления об амнистии в редакции президентского Совета по правам человека одновременно на свободу могут выйти 100 тыс. человек.
Государственная дума России рассмотрит и утвердит на этой неделе проект постановления об амнистии к 20-летию Конституции