Освободители на танках

Наивный человек президент Обама! Он рассуждает о каких-то адвокатах Путина! Американский президент, видимо, просто не понимает, что право, закон не имеют никакого отношения к действиям Путина; плевал Путин на закон, когда появилась возможность под шумок оттяпать Крым!

Это чисто российское определение действий – по понятиям. Задав себе вопрос, что реально может сделать Обама или лидеры стран Евросоюза, Путин решил, что особо ему ничего не грозит. Но действия Кремля хорошо понятны нам, тем, кто вырос в Советском Союзе, при коммунистах. Рассказы о братской помощи, страдающим народам я слышал не раз. И каждый раз эти разговоры сопровождалось митингами и криками о том, что мы просто помогаем братским, родным народам. Мой дед работал в свое время в органах НКВД-КГБ, и, читая о чехословацких событиях 1968 года в советской прессе, ухмылялся и смеялся от души. Он-то понимал, что на самом деле происходит!

В Чехии проживает немало выходцев из России, тех, кто, подчас любыми путями, иногда бросив все, уехал в Европу, не видя для себя и своих детей будущего на родине. В основной массе это обычные люди, не мафиози и не хапнувшие денег чиновники. Среди своих друзей, знакомых, соседей в Чехии я не встретил ни одного, кто бы сказал: "Да, это здорово, Россия на Украине ведет себя правильно". Напротив, реакция очень болезненная: тревога, настороженность, полное неприятие. Увидеть в Европе "путинских освободителей" на танках – такая перспектива многих приводит в ступор. Мы-то понимаем, что это просто захват, агрессия, аннексия более сильной державой части более слабой страны. И хотелось бы думать, что Европа в состоянии защитить нас так же, как и любых других людей, постоянно живущих здесь.

Почти у всех проживающих в Чехии русских сохраняется гражданство России. Причины две: чтобы сохранить возможность ездить без дополнительных формальностей в Россию, где у многих остались родственники, и трудная процедура получения гражданства Чехии. Других причин оставаться гражданином России, по сути, нет. И уж меньше всего я лично хочу, чтобы мой российский паспорт стал предлогом для того, чтобы осчастливить меня и приехать освобождать от злых европейцев на танке. А вот лишение виз, дающих право на въезд в ЕС, людей из российских властных структур, которые открыто голосуют за введение войск в соседнюю страну, считаю обоснованной и разумной мерой.

Ничего личного, простая логика: уважаемый депутат, например, объясняет с экрана телевизора про фашизм, насилие, происки гомосексуалистов в Европе. Вопрос: тогда зачем ему весь этот ужас, домик в Праге, счет непременно в местном банке и прочее? Проще оградить себя от таких персонажей.

Серьезно говоря, стыдно смотреть в глаза чехам, моим соседям. В их глазах – немой вопрос. Вчера долго разговаривал с пожилой парой, у нас хорошие добрые отношения. Радует то, что нормальные люди понимают: Путин и его окружение и простые россияне – это совсем разные России. Интересно, что мы, выходцы из России, с большей нетерпимостью относимся к тревожным украинским событиям, чем многие чехи. Они говорят: "Ну, Крым важен для России, у русских в Крыму военная база, пусть заберут полуостров – и успокоятся".

Но я вырос в Советском Союзе, и отлично понимаю, что оставшийся в душе коммунистом Путин на этом не успокоится. Аннексия Крыма только сделает его в глазах многих соотечественников "собирателем русских земель". И наплевать, что за полтора десятка лет своего правления человек только говорил: "Надо бы сделать!" – но ничего не сделал. Сейчас Путин выигрывает информационную войну, он – кумир и вождь маргиналов, эдакий крутой пацан, гроза улицы, подносящий к носу европейца, интеллигента в очках и шляпе, здоровенный кулак. Это льстит некоторой части населения России: "Скоро приедем к вам на танке, пиво ваше пить".

В конце минувшей недели в Праге и в других городах Чехии проходили митинги в поддержку Украины. Я был на одном из них, и у меня остался тяжелый осадок, ощущение тревоги. Первое: европейцы как будто бы не понимают, что это все очень серьезно. Второе соображение, оно касается местных русских. Пропала с улиц чешских городов русская речь, люди словно сжались, стараясь не говорить по-русски, или говорить негромко. Наверное, многих унижает, когда в мгновение ока слова "русский" и "оккупант" стали синонимами. Мой вопрос к президенту Путину: состояние перманентного унижения входит в цели и задачи вашего правления?

Я пытался дискутировать, выразить свое мнение на некоторых российских сайтах. В ответ получил такое количество оскорблений и откровенных угроз, что стало страшно. Многие живущие здесь говорили мне: зачем тебе это? Возможно, тебе понадобится поехать в Россию, так вот сделать из тебя уголовного преступника, невыездного очень просто. Найти в вещах пистолетный патрон, атомную бомбу, эротический журнал, карманный авианосец – и все, сгниешь там. И все-таки я решил написать. Зачем? Наверное, чтобы ощущать себя человеком, мужчиной, отцом и прямо смотреть в глаза своему ребенку.

Игорь Будыкин – российский журналист, проживает в чешском городе Теплице