Гиги Угулава пытается вернуть политическое влияние грузинской партии "Единое национальное движение"
На состоявшихся 15 июня муниципальных выборах в Грузии партия Михаила Саакашвили "Единое национальное движение" (ЕНД) заняла второе место, проиграв правящей коалиции "Грузинская мечта" во всех регионах страны. Новым лидером партии вместо покинувшего страну после истечения президентских полномочий Саакашвили может стать ее "второй номер", бывший мэр Тбилиси Гиги Угулава, с которым связывают надежды на возрождение политического влияния ЕДН.
Гиги Угулава стал звездой муниципальных выборов в Грузии. Голосование еще не завершилось окончательно – во многих городах и районах необходимо провести второй тур, но можно с уверенностью сказать, что именно Угулава, своим напором и активностью, придал им остроту и непредсказуемость. Влиять на общенациональные процессы местные власти фактически не могут, однако усилиями Угулавы, по сути возглавившего "Единое национальное движение" в отсутствие Михаила Саакашвили, выборы превратились в важнейшую проверку реального влияния правящей коалиции "Грузинская мечта" и способности ЕНД не только закрепиться в качестве главной оппозиционной силы, но и побороться за возвращение к власти.
"Национальное движение" заняло второе место почти во всех представительских органах городского, районного и сельского уровня. А в восьми из двенадцати городов, в том числе в столице, добилось проведения второго тура. Угулава не только возглавлял предвыборный штаб "националов", но лично принимал участие во многих эпизодах предвыборной борьбы, проводившейся в традиционной для Грузии манере: с эксцессами у штабов оппонентов и в зданиях районных избирательных комиссий.
После одной из таких стычек в Марнеульском районе, когда Угулава порвал документ местного избиркома о снятии с выборов кандидата от оппозиции, премьер-министр Ираклий Гарибашвили заявил, что все участники "нападения на председателя избирательной комиссии" будут наказаны сразу после выборов. Тем самым он намекнул, что против Гиги Угулавы могут возбудить очередное уголовное дело.
Сейчас бывший тбилисский градоначальник проходит сразу по двум уголовным делам. Его обвиняют в присвоении телекомпании "Имеди" покойного бизнесмена Бадри Патаркацишвили и незаконном трудоустройстве в муниципальных организациях активистов ЕНД. Гиги Угулаву не арестовали, но тбилисский городской суд отрешил его от должности мэра несмотря на то, что он был первым всенародно избранным мэром грузинской столицы. Незадолго до муниципальных выборов Конституционный суд объявил незаконным решение городского суда, но восстановиться в должности Гиги Угулава так и не успел.
Выборы в местные органы власти являются личным успехом Угулавы и подтверждением растущего влияния этого политика, считает один из идеологов ЕНД, депутат Нугзар Циклаури:
– Сегодня Угулава является бесспорным лидером "Национального движения". В ходе муниципальных выборов он руководил нашим предвыборным штабом. Я не думаю, что власти добьются какого-либо успеха, организовывая наступление на такую личность. Причем, ведь и наша партия вовсе не ориентирована лишь на одну личность. Михаил Саакашвили, являясь председателем "Единого национального движения", уже год как дистанцировался от политических процессов, но, несмотря на это, партия продолжает функционировать. Поэтому власти и пытаются "наступать" на других лидеров – таких как Гиги Угулава и Вано Мерабишвили. Все эти уголовные дела не имеют под собой никаких оснований, кроме желания властей создать хоть какие-то проблемы нашей партии и ее сегодняшнему лидеру – Гиги Угулава. Я бы не самоуспокаивался в отношении этих судебных процессов. Не исключаю, что Гиги Угулава может быть арестован после выборов. Такая опасность действительно существует".
Диссидент советской эпохи, депутат Леван Бердзенишвили, в свою очередь, полагает, что бывший мэр Тбилиси гораздо слабее Михаила Саакашвили:
– Гиги Угулава – далеко не Саакашвили. Михаил Саакашвили – это политическая звезда, а Угулава не является серьезным лидером. Он никогда не будет даже "четвертью" Саакашвили. Саакашвили – "зверь" сугубо политический. Причем очень высокого уровня. У него, конечно, были проблемы, но несколько иного рода. Михаила Саакашвили я бы назвал идеалистом. Он – человек, который жертвует многими вещами из-за какой-то идеи. А Гиги Угулава – обычный грузин, который любит хорошую жизнь, любит деньги, любит женщин... В общем, он коррупционер. Кроме того, Саакашвили всегда был лидером своей команды, Гиги Угулава никогда не был лидером нигде. Это человек не партийного типа. В коммунистическую эпоху их называли "советскими", то есть не партийные, не кагэбэшные, а именно "советские". Он не игрок. У него хорошо подвешен язык, он обладает отличным чувством юмора и в этом плане во многом превосходит Саакашвили. Но в политическом смысле он никогда не был партийным человеком.
Леван Бердзенишвили считает малоубедительными утверждения о том, что во время переоформления на свое имя телекомпании "Имеди" Гиги Угулава исходил из партийных, а не личных корыстных интересов:
– Я думаю, эти интересы как-то очень красиво совпали. Я не обеляю Саакашвили. Конечно, все происходило по его приказу, но у Гиги Угулава нет такого класса, чтобы все показать в лучшем свете. У Гиги Угулава этого класса нет. Он не политик. Он не может вызвать никаких симпатий. Он выглядит нормально – высок, красив, но он не лидер. Что касается уголовных дел, возбужденных против него, я жду вердикта суда. Очень сильно сомневаюсь, что Угулава окажется честен по тем делам, которые возбуждены против него. Абсолютно уверен, что это не тот человек, который действовал ради идеи. Слишком много признаков того, что этот человек "другого теста" – не политического. Если "Национальное движение" поставит на таких лидеров, как Гиги Угулава, то ничего не сможет добиться.
Леван Бердзенишвили был одним из главных вдохновителей "Революции роз" 2003 года. На его глазах и, во многом, при его участии, на политическую сцену страны вышли многие молодые политики, в том числе и Гиги Угулава.
Угулава родился в 1975 году. Он выходец из элитной тбилисской семьи; с отличием окончил духовную семинарию, но в отличии от еще одного выпускника того же учебного заведения – Иосифа Джугашвили – Гиги Угулава слыл либералом и был лидером "Кмара" – наиболее радикальной молодежной неправительственной организации, выступающей за всеобъемлющие реформы. После революции Михаил Саакашвили "бросал" Гиги Угулаву на самые важные участки работы: он был заместителем министра государственной безопасности, губернатором региона Самегрело – Земо Сванети (соседнего с Абхазией) и главой администрации президента.
О политических перспективах Гиги Угулавы и его роли в "Национальном движении" рассуждает политолог Георгий Нодия:
– Георгий, согласны ли вы с мнением, что Гиги Угулава уже является неформальным лидером ЕНД и по сути сменил в этом амплуа Михаила Саакашвили, покинувшего страну, и экс-главу МВД Вано Мерабишвили, сидящего в тюрьме?
– Мне трудно сказать, что Гиги Угулава уже является неформальным лидером ЕНД, но он, несомненно, самая активная политическая фигура. Его роль подтверждается тем, что он чаще других лидеров становится объектом внимания со стороны правоохранительных органов. Возможно, сегодняшнее правительство считает, что необходимо его как-то нейтрализовать. Гиги Угулава – очень активный человек, у него большая поддержка среди активистов национального движения. Ему доверяют массы активистов. И в тот момент, когда у "Национального движения" нет ярко выраженного лидера – один (Михаил Саакашвили) в Америке, а второй (экс-министр внутренних дел Вано Мерабишвили) – в тюрьме, то, можно сказать, этот вакуум заполнила фигура Угулава.
– А есть ли у него потенциал, чтобы заменить Саакашвили и Мерабишвили?
– Я не уверен, что он может их полноценно заменить. Вообще, у "национального движения" есть некоторая проблема лидерства. Самый популярный лидер – экс-спикер парламента Давид Бакрадзе, но он как-то меньше виден в качестве лидера "Национального движения", чем ему "полагается" по формальному рейтингу. А Гиги Угулава, просто в силу его активности и близости к массам активистов, как-то заполняет эту нишу. Но с точки зрения популярности и рейтинга это все-таки противоречивая фигура.
– Как бы вы описали и прокомментировали историю с ТВ "Имеди"? Сколько было здесь личного интереса Гиги Угулавы и сколько партийного интереса, то есть стремления ЕНД сохранить влияние на мощный медиаресурс?
– Мне трудно оценить, насколько эти обвинения обоснованны в конкретном правовом смысле. Но даже если предположить, что Гиги Угулава играл какую-то особенную роль и его действия противоречили закону, мне не кажется, что его действия исходили из его личных корыстных интересов. Скорее всего, это были интересы партии, и именно поэтому он участвовал в решении этих вопросов, – считает Георгий Нодия.
Если власти все-таки решатся на арест Гиги Угулавы, избранного депутатом Тбилисской городской думы, то это может привести к резкому обострению внутриполитической напряженности в стране. Причем произойдет это накануне подписания соглашения об ассоциации Грузии с ЕС.
Гиги Угулава стал звездой муниципальных выборов в Грузии. Голосование еще не завершилось окончательно – во многих городах и районах необходимо провести второй тур, но можно с уверенностью сказать, что именно Угулава, своим напором и активностью, придал им остроту и непредсказуемость. Влиять на общенациональные процессы местные власти фактически не могут, однако усилиями Угулавы, по сути возглавившего "Единое национальное движение" в отсутствие Михаила Саакашвили, выборы превратились в важнейшую проверку реального влияния правящей коалиции "Грузинская мечта" и способности ЕНД не только закрепиться в качестве главной оппозиционной силы, но и побороться за возвращение к власти.
"Национальное движение" заняло второе место почти во всех представительских органах городского, районного и сельского уровня. А в восьми из двенадцати городов, в том числе в столице, добилось проведения второго тура. Угулава не только возглавлял предвыборный штаб "националов", но лично принимал участие во многих эпизодах предвыборной борьбы, проводившейся в традиционной для Грузии манере: с эксцессами у штабов оппонентов и в зданиях районных избирательных комиссий.
После одной из таких стычек в Марнеульском районе, когда Угулава порвал документ местного избиркома о снятии с выборов кандидата от оппозиции, премьер-министр Ираклий Гарибашвили заявил, что все участники "нападения на председателя избирательной комиссии" будут наказаны сразу после выборов. Тем самым он намекнул, что против Гиги Угулавы могут возбудить очередное уголовное дело.
Сейчас бывший тбилисский градоначальник проходит сразу по двум уголовным делам. Его обвиняют в присвоении телекомпании "Имеди" покойного бизнесмена Бадри Патаркацишвили и незаконном трудоустройстве в муниципальных организациях активистов ЕНД. Гиги Угулаву не арестовали, но тбилисский городской суд отрешил его от должности мэра несмотря на то, что он был первым всенародно избранным мэром грузинской столицы. Незадолго до муниципальных выборов Конституционный суд объявил незаконным решение городского суда, но восстановиться в должности Гиги Угулава так и не успел.
Выборы в местные органы власти являются личным успехом Угулавы и подтверждением растущего влияния этого политика, считает один из идеологов ЕНД, депутат Нугзар Циклаури:
– Сегодня Угулава является бесспорным лидером "Национального движения". В ходе муниципальных выборов он руководил нашим предвыборным штабом. Я не думаю, что власти добьются какого-либо успеха, организовывая наступление на такую личность. Причем, ведь и наша партия вовсе не ориентирована лишь на одну личность. Михаил Саакашвили, являясь председателем "Единого национального движения", уже год как дистанцировался от политических процессов, но, несмотря на это, партия продолжает функционировать. Поэтому власти и пытаются "наступать" на других лидеров – таких как Гиги Угулава и Вано Мерабишвили. Все эти уголовные дела не имеют под собой никаких оснований, кроме желания властей создать хоть какие-то проблемы нашей партии и ее сегодняшнему лидеру – Гиги Угулава. Я бы не самоуспокаивался в отношении этих судебных процессов. Не исключаю, что Гиги Угулава может быть арестован после выборов. Такая опасность действительно существует".
Диссидент советской эпохи, депутат Леван Бердзенишвили, в свою очередь, полагает, что бывший мэр Тбилиси гораздо слабее Михаила Саакашвили:
– Гиги Угулава – далеко не Саакашвили. Михаил Саакашвили – это политическая звезда, а Угулава не является серьезным лидером. Он никогда не будет даже "четвертью" Саакашвили. Саакашвили – "зверь" сугубо политический. Причем очень высокого уровня. У него, конечно, были проблемы, но несколько иного рода. Михаила Саакашвили я бы назвал идеалистом. Он – человек, который жертвует многими вещами из-за какой-то идеи. А Гиги Угулава – обычный грузин, который любит хорошую жизнь, любит деньги, любит женщин... В общем, он коррупционер. Кроме того, Саакашвили всегда был лидером своей команды, Гиги Угулава никогда не был лидером нигде. Это человек не партийного типа. В коммунистическую эпоху их называли "советскими", то есть не партийные, не кагэбэшные, а именно "советские". Он не игрок. У него хорошо подвешен язык, он обладает отличным чувством юмора и в этом плане во многом превосходит Саакашвили. Но в политическом смысле он никогда не был партийным человеком.
Леван Бердзенишвили считает малоубедительными утверждения о том, что во время переоформления на свое имя телекомпании "Имеди" Гиги Угулава исходил из партийных, а не личных корыстных интересов:
...Гиги Угулава – очень активный человек, у него большая поддержка среди активистов национального движения. Ему доверяют массы активистов. И в тот момент, когда у "Национального движения" нет ярко выраженного лидера – один (Михаил Саакашвили) в Америке, а второй (экс-министр внутренних дел Вано Мерабишвили) – в тюрьме, то, можно сказать, этот вакуум заполнила фигура Угулавы
– Я думаю, эти интересы как-то очень красиво совпали. Я не обеляю Саакашвили. Конечно, все происходило по его приказу, но у Гиги Угулава нет такого класса, чтобы все показать в лучшем свете. У Гиги Угулава этого класса нет. Он не политик. Он не может вызвать никаких симпатий. Он выглядит нормально – высок, красив, но он не лидер. Что касается уголовных дел, возбужденных против него, я жду вердикта суда. Очень сильно сомневаюсь, что Угулава окажется честен по тем делам, которые возбуждены против него. Абсолютно уверен, что это не тот человек, который действовал ради идеи. Слишком много признаков того, что этот человек "другого теста" – не политического. Если "Национальное движение" поставит на таких лидеров, как Гиги Угулава, то ничего не сможет добиться.
Леван Бердзенишвили был одним из главных вдохновителей "Революции роз" 2003 года. На его глазах и, во многом, при его участии, на политическую сцену страны вышли многие молодые политики, в том числе и Гиги Угулава.
Угулава родился в 1975 году. Он выходец из элитной тбилисской семьи; с отличием окончил духовную семинарию, но в отличии от еще одного выпускника того же учебного заведения – Иосифа Джугашвили – Гиги Угулава слыл либералом и был лидером "Кмара" – наиболее радикальной молодежной неправительственной организации, выступающей за всеобъемлющие реформы. После революции Михаил Саакашвили "бросал" Гиги Угулаву на самые важные участки работы: он был заместителем министра государственной безопасности, губернатором региона Самегрело – Земо Сванети (соседнего с Абхазией) и главой администрации президента.
О политических перспективах Гиги Угулавы и его роли в "Национальном движении" рассуждает политолог Георгий Нодия:
– Георгий, согласны ли вы с мнением, что Гиги Угулава уже является неформальным лидером ЕНД и по сути сменил в этом амплуа Михаила Саакашвили, покинувшего страну, и экс-главу МВД Вано Мерабишвили, сидящего в тюрьме?
– Мне трудно сказать, что Гиги Угулава уже является неформальным лидером ЕНД, но он, несомненно, самая активная политическая фигура. Его роль подтверждается тем, что он чаще других лидеров становится объектом внимания со стороны правоохранительных органов. Возможно, сегодняшнее правительство считает, что необходимо его как-то нейтрализовать. Гиги Угулава – очень активный человек, у него большая поддержка среди активистов национального движения. Ему доверяют массы активистов. И в тот момент, когда у "Национального движения" нет ярко выраженного лидера – один (Михаил Саакашвили) в Америке, а второй (экс-министр внутренних дел Вано Мерабишвили) – в тюрьме, то, можно сказать, этот вакуум заполнила фигура Угулава.
– А есть ли у него потенциал, чтобы заменить Саакашвили и Мерабишвили?
– Я не уверен, что он может их полноценно заменить. Вообще, у "национального движения" есть некоторая проблема лидерства. Самый популярный лидер – экс-спикер парламента Давид Бакрадзе, но он как-то меньше виден в качестве лидера "Национального движения", чем ему "полагается" по формальному рейтингу. А Гиги Угулава, просто в силу его активности и близости к массам активистов, как-то заполняет эту нишу. Но с точки зрения популярности и рейтинга это все-таки противоречивая фигура.
– Как бы вы описали и прокомментировали историю с ТВ "Имеди"? Сколько было здесь личного интереса Гиги Угулавы и сколько партийного интереса, то есть стремления ЕНД сохранить влияние на мощный медиаресурс?
– Мне трудно оценить, насколько эти обвинения обоснованны в конкретном правовом смысле. Но даже если предположить, что Гиги Угулава играл какую-то особенную роль и его действия противоречили закону, мне не кажется, что его действия исходили из его личных корыстных интересов. Скорее всего, это были интересы партии, и именно поэтому он участвовал в решении этих вопросов, – считает Георгий Нодия.
Если власти все-таки решатся на арест Гиги Угулавы, избранного депутатом Тбилисской городской думы, то это может привести к резкому обострению внутриполитической напряженности в стране. Причем произойдет это накануне подписания соглашения об ассоциации Грузии с ЕС.