Всебританский карнавал открылся в Эдинбурге

В прошлом году на фестивале в Эдинбурге было продано миллион триста тридцать пять тысяч билетов

В Эдинбурге стартовал крупнейший в мире международный фестиваль искусств. Точнее, открылась неофициальная часть фестиваля, известная под названием «Фриндж».

Название «Фриндж» (fringe — периферия, окраина) закрепилось за этим многожанровым фестивалем с 1947 года прошлого века, когда был основан Эдинбургский фестиваль. С тех пор фестиваль в столице Шотландии всегда начинается «Фринджем» — самой демократической и одновременно самой обширной частью Эдинбургского фестиваля. Достаточно сказать, что в этом году на «Фриндже» выступят более 15 тысяч актеров, певцов, музыкантов, клоунов и танцовщиков.


За три недели в Эдинбурге на двухстах шестидесяти одной площадке пройдет более двадцати восьми тысяч представлений. Причем, выступают артисты не только в театрах и концертных залах, но и в самых неожиданных местах — в школах, спортивных клубах, в пабах, а кое-кто и на улицах.


Во время «Фринджа» Эдинбург превращается в столицу всебританского карнавала. Комические и цирковые представления, рок- и поп-концерты, мультимедиа шоу, мюзиклы, разного рода перформансы привлекают огромное число зрителей. Причем 36 процентов из них — мировые премьеры. Подсчитано: для того, чтобы посмотреть все представления 2006 года понадобилось бы пять лет, 11 месяцев и 16 дней. «Фридж» не только крупнейший в мире фестиваль искусств, он славится своей эксцентричностью. Где еще шоу и концерты могут проходить в общественном туалете, на лестницах или в лифте? В этом году на «Фриндже» открылся новый концертный зал под названием «В утробе», он построен в виде перевернутой вверх ногами коровы.


«Фринджу» принадлежит мировой рекорд длительности представления — в позапрошлом году комедийное шоу Марка Уотсона длилось без перерыва 24 часа. На «Фриндже» нет никакого отборочного комитета, никто не отбирает и не утверждает программы выступлений. Так что, заявки на участие в фестивале могут подавать все желающие, правда, неплохо при этом заручиться поддержкой спонсора, ведь почти все представления убыточны, а почти треть из них и вовсе бесплатные.


Названия многих бурлескных шоу и сатирических театральных представлений на «Фриндже» намеренно провокативны и эксцентричны, уже одним этим привлекая зрителей, к примеру: «Признания парализованной порнозвезды» или «Хроника моей грыжи», или «Мочеиспускающий город». «Фриндж» давно стал своего рода лабораторией современного искусства, где возникают новые художественные идеи и разрабатываются авангардистские выразительные средства практически во всех видах и жанрах сценического и визуального искусств.


В этом году критика много пишет о заметной политизации «Фринджа», многие представления которого в бурлескной и сатирической форме посвящены актуальной общественной и политической проблематике — ситуации в Ираке, войне в Ливане, положению религиозных, национальных и сексуальных меньшинств и нелегальной иммиграции. Среди театральных постановок, привлекших внимание критики, сатирическая утопическая пьеса Ника Саламона «Хиллари состязается». Действие пьесы происходит в 2009 году; президентом США стала жена Билла Клинтона Хиллари Клинтон, и в стране исчезает 65 миллионов человек. Первая женщина-президент попадает в бесконечную череду соблазнов и ловушек. Огромный резонанс вызвал недавний запрет шотландского парламента курить в общественных местах, в том числе и на театральной сцене. Драматург Мел Смит и режиссер Эдинбургского «Хилл-стрит театра» Томек Боркови назвали этот закон нацистским и тоталитарным и, протестуя против него, намерены показать на «Фриндже» свое шоу, где Черчилль курит свою сигару и зал наполняется дымом, что вызвало скандал и угрозу властей закрыть театр. Среди выступающих на «Фриндже» множество иностранцев: аргентинские чечеточники-близнецы Мартин и Факундо Ломбарды, американский комик Дуайт Слейд, испанское шоу «Звездное путешествие», японская театральная труппа, петербургский макабристский ансамбль «Дерево», представления которого критики обычно относят к жанру «физического театра». Фольклорный ансамбль «Колесо» (тоже из Петербурга) показывает на «Фриндже» народную русскую музыку и танцы.


Директор «Фринджа» Пол Гаджин рассказывает о фестивале.


— Чем нынешний «Фриндж» отличается от фестивалей прошлых лет?
— Прежде всего нынешний фестиваль обширней. У нас почти на сто представлений больше, чем было в прошлом году. И другое новшество: в этом году религиозная проблематика вышла на передний план. Для многих артистов она стала главной. Религиозной теме посвящено по крайне мере одно из каждых пятидесяти представлений, и это попросту ошеломляет.


— Что, на ваш взгляд, самое интересное в программе фестиваля этого года?
— На фестивале царит огромное разнообразие. На нем можно обнаружить всё что угодно. Я бы выделил первое выступление Нового шотландского национального театра с его пьесой «Черная стража» о военном подразделении под этим названием, дислоцированном в Ираке. Невероятно эксцентрична постановка шекспировского «Гамлета», который играется на батуте. Другая пьеса, «Сон в летнюю ночь», играется на дереве. В этом году много представлений посвящены кризису на Ближнем Востоке и войне в Ираке.


— Сколько зрителей вы ожидаете в этом году?
— За последние три года мы ежегодно продавали свыше миллиона билетов. В прошлом году мы продали миллион триста тридцать пять тысяч билетов. Нам хотелось бы продать сколько же и в этом году и даже немного больше.


— Эдинбург — небольшой город. Как вам удается разместить в нем более миллиона посетителей фестиваля?
— Это действительно удивительно. Мы используем общежитие университета. Многие жители Эдинбурга уезжают в это время в отпуск и сдают свои дома и квартиры. Так что, мы задействуем всю возможную жилплощадь, все места, где только можно остановиться.