Сегодня истекает срок ультиматума Ирану. 31 августа - последний день срока, установленного Советом Безопасности ООН, когда Тегеран должен прекратить обогащение урана, иначе к нему будут применены санкции.
«Если вы думаете так же, как я и президент Буш, что теракты 11 сентября явились следствием глобальной экстремистской идеологии, той самой, которая распространяет рознь и угнетение на Ближнем Востоке, то мы должны избавиться от источника террора, помогая народам этого неспокойного района в преобразовании их стран, в преобразовании их жизней», - заявила накануне истечения срока ультиматума госсекретарь США Кондолиза Райс.
Политические наблюдатели считают, что слова госсекретаря адресованы в первую очередь иранскому руководству. К тому же и министр обороны США Дональд Рамсфельд сказал недавно, что США обладают возможностями участвовать в новых конфликтах, продолжая военные действия в Ираке и Афганистане.
Бывший специальный посланник Белого дома на Ближнем Востоке директор вашингтонского Института ближневосточной политики дипломат Денис Росс призывает Иран не провоцировать Вашингтон на военные действия.
«Не ставьте нас в ситуацию, когда останется единственный выход - применение военной силы ради предотвращения худшего, когда безрассудный иранский режим получит доступ к ядерному оружию. Президент Ирана предлагает продолжить переговоры. Но мне кажется, что переговоры с Тегераном теперь ушли на второй план. Несколько месяцев назад американская администрация заявляла о своей готовности к переговорам. На мой взгляд, в переговоры можно вступать только после того, как будет достигнуто соглашение о санкциях. К сожалению, такого соглашения еще нет и вряд ли будет. Россия выступает против санкций и вместе с Китаем опять предлагает вести переговоры с иранцами. Но такие проволочки играют на руку Ирану».
Между тем, полномочный представитель США в ООН Джон Болтон накануне дал понять, что Америка может ввести санкции против Ирана в одностороннем порядке и вне рамок ООН.
«Мы уже ввели односторонние санкции, - говорит Денис Росс. – Но, введенные одними Соединенными Штатами, они малоэффективны. Важно, чтобы хотя бы европейцы присоединились к нам. Если мы вместе продемонстрируем, что готовы обойтись без иранской нефти и не будем сотрудничать с Ираном в очистке сырой нефти и в производстве нефтепродуктов, а Иран сам не может все это делать, тогда в Тегеране увидят, что им придется дорого платить за свою политику. Это единственное, что может подействовать на иранцев».
Тем временем, на иранских центрифугах продолжается процесс обогащения урана. Об этом наверняка будет сказано представителями МАГАТЭ на сегодняшнем заседании Совета Безопасности, посвященном иранской ядерной программе.