Просмотрев прессу через сутки после пресс-конференции президента Украины – первой его большой (около 2,5 часов) встречи с прессой после вступления в должность, – я был немало удивлен отсутствием серьезных аналитических публикаций. Честно говоря, закралось подозрение, что у "дежурных" политологов и комментаторов не оказалось готового инструмента для анализа и толкования выступления президента – до такой степени она была непохожа на те, с которыми им приходилось иметь дело раньше (я имею в виду зарегулированные "пресухи" Януковича и Путина).
А событие это крайне важное, по сути отчет Порошенко о первых – символических и тестовых – ста (ста десяти, если точно) днях пребывания на посту президента Украины. Не претендуя на лавры политолога, рискну поделиться своими личными – политически активного гражданина Украины – впечатлениями.
При вступлении Порошенко в должность его ключевой, горящей задачей было предотвратить крупномасштабное вторжение российских войск в Украину, полноценную войну с Россией, потенциально катастрофическую для Украины
При вступлении Порошенко в должность его ключевой, горящей задачей было предотвратить крупномасштабное вторжение российских войск в Украину, полноценную войну с Россией, потенциально катастрофическую для Украины. Для этого нужно было, с одной стороны, организовать достаточно эффективное вооруженное противодействие местным террористам и актам внешней агрессии на восточной границе. Нужно для того, чтобы, помимо решения очевидной задачи – подавления боевиков и остановки расползания вооруженного конфликта по территории страны, – показать России и всему миру, что государство Украина может защитить себя, что оно полноценно, дееспособно, в том числе и в военной сфере. Эта задача, при всех издержках – человеческих и материальных – решена: "ЛНР-ДНР" крепко потеснили и ликвидировали бы, если бы им на выручку не пришла российская армия; но даже и она не смогла принципиально изменить ситуацию в зоне локализованного вооруженного конфликта.
Позитивный выход Украины из опасной ситуации невозможен без поддержки ведущих держав мира. За свои первые 110 дней президент страны и руководимая им украинская дипломатия добились успеха в формировании глобальной антипутинской коалиции. Украина получила от важнейших стран мира, ставших ее партнерами, более-менее "максимально реалистически возможную" на данном этапе поддержку – как в виде разного вида помощи (от военной до финансовой и образовательной), так и в виде не менее важных сдерживающих санкций по отношению к стране-агрессору. Венцом этого направления деятельности президента стал его удачный визит в США, закончившийся накануне этой пресс-конференции. Переломав ход событий в зоне военного конфликта, опираясь на дипломатическую поддержку мирового сообщества и гибко лавируя, Порошенко удалось достичь Минских договоренностей. Их итогом, на момент пресс-коференции, стал – нет, еще не мир у восточной границы, который Порошенко обещал своим избирателям, но уже – деэскалация, снижение интенсивности боевых действий в десятки, а то и сотни раз. Во время встречи с прессой президент упомянул с удовлетворением, что "сегодня в зоне АТО не был убит и не был ранен ни один украинский военнослужащий".
В те же 110 дней в украинском обществе потихоньку накапливалось раздражение – тем, что огромная масса давно назревших и перезревших внутренних проблем, от устранения от власти дискредитировавших себя чиновников до налоговой реформы, не решаются или решаются неэффективно. "Кто виноват?" – с точки зрения обывателя, конечно же, легитимно избранный президент. Тут надо отвлечься. В моем понимании, одной из ключевых характеристик Порошенко является то, что он человек успешный. Он успешный бизнесмен – фактически даже сверхуспешный (причем "бизнесмен" в нормальном, западном понимании слова). Он успешный политик – правильнее сказать, опять же, сверхуспешный. Он, как стало известно во время выборов, успешен и в личной, семейной жизни – и снова-таки, если сказать точнее, то сверхуспешен.
Один из основных навыков любого успешного человека (а тем более сверхуспешного) – умение расставлять приоритеты. Кредит доверия, выданный Порошенко-президенту на выборах, был велик – 55% за, победа в первом туре голосования (впервые в истории независимой Украины). Этот "запас прочности" дал Порошенко возможность в свои первые сто дней сосредоточиться в основном на горящих проблемах, от которых зависело выживание страны. Теперь, имея видимые достижения – утихомирив до реально возможного минимума вооруженный конфликт в нескольких районах Донецкой и Луганской областей, завоевав для себя как президента и для своей страны уважаемое место в мире, – Порошенко обратился к проблемам внутри страны.
Поэтому – пресс-конференция, "отчет о проделанной работе". И, как следствие, потенциальное увеличение ресурса доверия для новых действий президента (некоторые из них вполне могут оказаться непопулярными). Это оглашение внутриполитической программы для страны – она же "Стратегия реформ-2020". И это, конечно, "ответы на вопросы" – диалог с журналистами и через них с обществом. Признаюсь честно: для рядового украинца вроде меня главный смысл этого мероприятия был не в перспективной программе на 6 лет (мы их уже наслушались, таких программ), а в том, сдаст ли сейчас президент некий – не очень понятно в чем заключающийся – экзамен. На свою адекватность должности, что ли. Забегая наперед, скажу: по-моему, сдал.
Общее впечатление: президент в отличной форме – интеллектуальной и физической
Общее впечатление: президент в отличной форме – интеллектуальной и физической. При этом нужно учесть, что это было его второе ответственное выступление за день: первое, с утра, было на внеочередном съезде судей. Что касается, самой "Стратегии реформ-2020", то звучит она вполне здраво и для жителя Украины симпатично. Главная цель – "достичь европейских стандартов жизни". Критерий этого – "подготовиться к тому, чтобы подать заявку на членство в ЕС". Меня, конечно, немного смущает обилие в планах президента "приоритетов №1". Но, с другой стороны, задача стоит действительно комплексная, а время само расставит, что за чем пойдет.
Интереснее общего содержания пресс-конференции – ее отдельные детали. Например, президент обычно отвечал на том языке, на котором к нему обращались – на украинском, русском и (один раз, на вопрос Reuters) на английском. Причем, раз, отвечая на русском на вопрос журналистки из Мариуполя, он по привычке назвал Верховную Раду по-украински, после чего, как это часто бывает у билингвов, автоматически непроизвольно перешел на украинский – и через какое-то время, заметив это во время ответа, вернулся на тот язык, на котором начал отвечать. Красноречивая иллюстрация к тому, сколь "непреодолим" языковой вопрос в Украине…
Говоря о своей встрече с одиозным мэром Харькова Кернесом, Порошенко дал понять: нравится или не нравится ему этот персонаж, но он, Порошенко, во-первых, президент (то есть гарант прав и свобод) всех украинцев, а значит, и Кернеса. И, во-вторых, невзирая на то, что не все в деятельности мэра устраивает президента – это законно избранный мэр, и президент с уважением относится к выбору харьковчан.
Был задан вопрос и про старшего сына президента, который баллотируется в Верховную Раду. Это тема в Украине острая: Янукович в свое время провел в нардепы по списку своей партии своего сына (а также, как говорят, своих водителя и телохранителя). Суть ответа Порошенко: его сын баллотируется по мажоритарному округу (то есть избиратели сами решат, голосовать или нет за этого кандидата), а не по списку его партии, и что это самостоятельное решение взрослого человека (который, к слову, ушел воевать добровольцем на восток страны). "Из избирательного списка [своей] партии я бы его вычеркнул".
Думаю, действительно вычеркнул бы. На политического самоубийцу Порошенко не похож. А похож он был во время пресс-конференции на человека, который по своей квалификации и компетентности соответствует нелегкой должности президента.
Сергей Мирный – киевский писатель, эколог, киносценарист