Концерт "Аквариума" должен пройти в центре Киева, у самого Крещатика, 14 декабря, и смысл скупых комментариев, данных "Московскому комсомольцу" вообще-то не дающим прессе комментариев Гребенщиковым сводится к следующей фразе: "Наша музыка несет мир, и мы несем его в любом месте на планете".
Концерт "Телевизора" в Киеве запланирован на 16 ноября, и он тоже посвящен миру, только с немного другим вектором: "Нет войне". Лидер группы Михаил Борзыкин, который сейчас выступает в Швеции, тоже прислал свой комментарий – видимо, обстановка вокруг украинских гастролей российских артистов такова, что без пояснений обойтись сложно.
"Для группы это не просто очередной концерт в соседнем государстве, основная наша идея – это призыв к миру, – рассказывает Михаил Борзыкин. – В качестве одного из названий рассматривалась цитата из Леннона Give peace a chance – "Дайте миру шанс". Но по согласованию с организаторами мы все-таки остановились на названии "Нет войне", потому что сейчас главное – это остановить убийство людей. Нам эта война отвратительна, чтобы ее закончить, нужны усилия и с российской, и с украинской стороны. Но одним из условий наступления мира я считаю вывод российских солдат и оружия с территории Украины".
По словам пресс-секретаря группы "Телевизор" Ксении Ивановой, идея концерта возникла по инициативе организаторов из Киева, с которыми группа работает давно, они и предложили выступить в Киеве вместе с украинской группой "Коллежский асессор", тоже давно знакомой "Телевизору", при этом совместный концерт обязательно должен нести призыв к миру:
Сложности могут начаться дома, по возвращении с гастролей – судя по тому, что стало происходить с Андреем Макаревичем и Дианой Арбениной, выступившими на Украине
– Я надеюсь, что поездка будет удачной. Сейчас ходят слухи, что сложно бывает пересечь границу, что людей могут не пустить на Украину и что для беспрепятственного проезда следует запастись оригиналом официального приглашения. Но мы надеемся, что организаторы все это учтут, и что сложностей на границе у нас не будет, – надеется Ксения Иванова.
Зато сложности могут начаться дома, по возвращении с гастролей – судя по тому, что стало происходить с Андреем Макаревичем и Дианой Арбениной, выступившими на Украине. Вот уже и Дмитрий Быков, узнав о грядущих гастролях Гребенщикова в Киеве, написал об этом в "Собеседнике" как о невероятном подвиге, переиначив для этой цели гребенщиковский же "Поезд в огне":
Мастер Бо отправился в город К.,
решительно прихватив
Скрипача, флейтиста, духовика
и прочий свой коллектив.
– Вот это да! – восклицают блоги.
– Вот подвиг мастера Бо!
Так могут лишь герои и боги,
а прочим бы так слабо.
Дальше больше – поэт явно тревожится за музыканта:
Сейчас Россия ищет иуд,
БГ – кандидат прямой,
И страшно – как его обзовут,
когда он вернется домой?
И это действительно вопрос, хотя до этого момента БГ ни в каких крамольных и протестных речах особенно замечен не был, разве что решительно разомкнул уста, закрытые для прессы, в защиту гонимого Макаревича. А вот Михаил Борзыкин последние годы как раз только и делал, что писал протестные песни – и пел их, между прочим, на митингах. Поэтому, как считает Ксения Иванова, бояться ему уже нечего:
В одном месте мы пришли к такому соглашению: зал сам поет "Путин", а группа поет "фашист", формально не произнося это словосочетание
– На нас за это уже столько всякого выливалось, что теперь трепетать как-то поздно. Этот маховик уже запущен, увы, все это сейчас воспринимается людьми как глубокая норма. У нас были проблемы и с радиовыступлениями, и в клубах начали беспокоиться, ставить условия, чтобы мы не исполняли тех или иных песен или выбросили из них те или иные места. В одном месте мы пришли к такому соглашению: зал сам поет "Путин", а группа поет "фашист", формально не произнося это словосочетание. Сейчас главное – приехать туда и выступить там, где группу ждут, а ее в Киеве ждут, мы это знаем. Надо быть там именно в этот трудный момент и призвать к миру – это самое главное.
Скоро музыканты, лишенные залов, опять станут собираться на квартирники
Ксения Иванова считает, что если ситуация в России будет развиваться в том же направлении, то скоро музыканты, лишенные залов, опять станут собираться на квартирники. С этим согласен и музыкант Михаил Новицкий:
– Обстановка вокруг русского рока всегда накалена, только тут вопрос в терминах – что считать русским роком. Ведь эта область во время путинского застоя тоже была монополизирована – "НАШЕ радио", например. Те, кто успел до 2000 года засветиться, еще смог удержаться в этом формате, но как смог? Взять даже таких великих людей, как Юрий Шевчук, как тот же "Аквариум": их новые вещи, новые прогрессивные треки кастрировались, показывали далеко не все и не всех, а то, чему выхода не было, до сих пор существует по лесам, по квартирникам, как в старые добрые времена. Но протестная линия рока существует – тот же Вадим Курылев, "Мухоморы" какие-то есть, да и я еще живой. И это хорошо. В любом теле должны быть антитела, которые справляются с бактериями. Рокеры, которые имеют свое мнение, – это и есть антитела, которые помогают стране выживать.
Петербургский писатель и рок-музыкант Владимир Рекшан недоумевает, почему такой ажиотаж вокруг тех музыкантов, которые едут на гастроли на Украину:
– Пора отстать от музыкантов, их дело – развлекать публику, все, чего они хотят, – это аплодисменты и гонорары. Боря Гребенщиков едет петь концерт, ему надо зарабатывать на жизнь и содержать своих музыкантов. Конечно, если он выступит перед "Правым сектором" или поучаствует в предвыборной кампании, это будет другая история, но если он просто приедет и споет на концерте, то это именно то, чем музыкант и должен заниматься. Он ведь, кстати, несмотря на проблемы со здоровьем, очень много ездит и выступает с концертами. Другое дело, что в сегодняшней обстановке кто-то может это использовать для своих целей, кто-то может Борю за это ненавидеть – и совершенно напрасно.
Действительно, хотя киевский концерт и обещает стать самым масштабным выступлением группы на Украине, но все же он является только частью большого мирового тура "Аквариума", который отправится в Киев уже после гастролей по России, Израилю и Германии.
Что же касается Михаила Борзыкина с его "Телевизором", то к нему Владимир Рекшан относится совсем иначе.
– Михаил – это пламенный боец, если ему не с чем бороться, он скучает и впадает в депрессию. Я помню 1988 год, когда власть пыталась не допустить очередного выступления Ленинградского рок-клуба на зимнем стадионе, то молодой Михаил Борзыкин организовал демонстрацию и пошел на Смольный. Власть дрогнула и фестиваль разрешила. Сейчас времена изменились, но человек-то не меняется. Я не знаю, что он сейчас затевает в Киеве, знаю только, что ему нравится пафос борца, идущего впереди колонны, потрясая над толпой сжатым кулаком. Артисты – люди эмоциональные, и не всегда их высказывания и поступки хороши и гениальны, но надо смотреть не на это, а на то, что человек выступает именно в качестве артиста.
Историк русского рока Андрей Бурлака узнал о предстоящих киевских гастролях "Аквариума" и "Телевизора" только от журналистов:
А то, что кто-то воспримет киевские гастроли "Аквариума" и "Телевизора" в штыки – ну, так больных людей у нас всегда много было, да еще сейчас осень к тому же, обострение
– Я не очень представляю себе общественный и политический контекст этого события, но мне кажется, что людей там, на Украине, надо поддержать, им сейчас очень тяжело, особенно если вспомнить экономическую ситуацию, дикую инфляцию. Мне кажется, музыканты могут участвовать в политической жизни, но именно как граждане, а как музыканты они должны радовать людей своей музыкой. По-моему, пора уже всем немножко остыть и вспомнить, что мы живем в одном культурном пространстве. Мне кажется, ужасно и то, что происходит в правобережной Украине, и то, что происходит в российских СМИ, я от моих знакомых, живущих на Украине, получаю совсем другую картину. Пусть музыканты поедут и покажут, что по сути мы один народ, у нас одна культура. Я не знаю, будут ли они поддерживать какую-то сторону, да мне это и не важно, для меня само их выступление в Киеве говорит о близости, о родстве наших культур, как бы всякие политические аферисты ни старались нас разъединять. Представьте: вот если к нам приедут западные рок-группы, под влиянием которых сложилась наша рок-культура, они соберут тут целые стадионы. А если приедет какой-нибудь фольклорный ансамбль из Юго-Восточной Азии, зрители у него, конечно, будут, но не очень много. А украинские рок-группы здесь всегда выступали с успехом. Хотя замечательная киевская музыкальная школа несколько потерялась в 90-е годы, да и "Океан Ельзи", который можно считать почти западной группой, мы уже почти не знаем, а ведь там были замечательные артисты. Я, кстати, для своей сетевой музыкальной энциклопедии продолжаю собирать материалы, которые касаются артистов, выступающих на всем бывшем советском пространстве, потому что для меня, например, замечательная львовская группа "Братья Гадюкины" – такая же часть культуры, как те группы, вместе с которыми я вырос. И о "Песнярах" я написал, потому что для меня они такой же музыкальный феномен, как и "Аквариум". Ведь все это возникало в едином культурном пространстве, и не так уж много лет прошло, чтобы это пространство раскололось. Все эти 25 лет артисты постоянно ездили друг к другу, только последние пару лет начались какие-то истерики по этому поводу. А то, что кто-то воспримет киевские гастроли "Аквариума" и "Телевизора" в штыки – ну, так больных людей у нас всегда много было, да еще сейчас осень к тому же, обострение.
Андрей Бурлака считает, что протестная составляющая – это, безусловно, часть рок-культуры во всем мире, но, по его мнению, рок скорее обращен к социальным проблемам, чем к политическим:
– Только в 80-е годы, когда пришло время переосмыслить свое место в жизни и в культуре, рок заговорил на социально-политические темы. Сейчас опять кучка не очень умных людей, которые пытаются определить идеологический вектор России, снова пытаются что-то запрещать, то есть повторяют ошибки коммунистов. Я совершенно уверен, что они на тройки учились в школе. К сожалению, наша власть сегодня совершает страшную ошибку, ссорясь с думающей частью общества. Обратите внимание, кто поддерживает сегодня "Единую Россию" – Бабкина и Газманов, но Бабкина и Газманов в истории культуры не останутся. А кто не поддерживает? Да практически все отечественные рок-звезды. Эти люди, и Макаревич один из них, всей своей жизнью заслужили право высказывать свое мнение. Недавно прочел интервью с доктором Лизой, она говорила, что, когда она обратилась к деятелям культуры с просьбой помочь деньгами людям с восточной Украины, беженцам, первые, кто откликнулись, это были Гребенщиков, Шевчук и Макаревич. А то, что сегодня называют протестом, – это часто просто независимость суждений.
Возможно, и Быков, имеет в виду то же самое, когда восклицает:
Сейчас таких напустили змиев
в российскую нашу степь,
Что нынче подвиг – поехать в Киев,
тем более что-то спеть!