Мюзикл «Отверженные» опередил «Кошек» и «Призрака оперы»

Афиша мюзикла «Отверженные» на Бродвее. [Фото — <i>Imperial Theatre, 2003, Wikipedia</i>]

Мюзикл французского композитора Клода-Мишеля Шонберга (Claude-Michel Schönberg) по роману Виктора Гюго «Отверженные» (Les Misérables) стал самым долгоиграющим в истории . За 21 год он ни разу не сходил со сцены, его поставили 57 профессиональных трупп в 221 городе 38 стран. Спектакль выдержал 38 тысяч представлений, его посмотрели 54 миллиона зрителей. После успешного 21-го сезона «Отверженные» опередил не менее знаменитые мюзиклы «Кошки» и «Призрак Оперы».


Клод-Мишель Шонберг родился в 1944 году. Известность получил как певец и рок-музыкант в начале 1970-х годов. Славу композитора и автора мюзиклов ему принесло сотрудничество с либреттистом Аленом Бублилем. Шонберг — автор первой французской рок-оперы — «Французская революция» (1973 год), за которой последовал мюзикл «Отверженные» и другие работы — мюзиклы «Мисс Сайгон», «Мартин Герр», а также спектакль «Королева пиратов».


О Клоде-Мишеле Шонберге говорит корреспондент Радио Свобода в Париже Семен Мирский: «Клод-Мишель Шонберг талантлив, знаменит и, разумеется, богат. Чего бы, казалось, еще желать ему, достигшему всего, о чем может мечтать человек? Но все, оказывается, не так просто. Наряду с хором похвал и триумфальным шествием мюзикла "Отверженные" по планете, тихо, но настойчиво звучит другой мотив — голоса критиков, да и просто любителей музыки, указывающих на заведомую вторичность творчества Шонберга, на отсутствие оригинальности, на бесчисленные заимствования из оперных произведений классиков. Здесь у критиков французского композитора имеется сильный аргумент. Мюзикл "Мисс Сайгон", например. Это вариация на тему оперы Пуччини "Мадам Баттерфляй" с той разнице, что драматическая история любви развивается не на фоне событий XIX века и не в Японии, а ближе к нам по времени, причем во Вьетнаме, и героиня не легендарная Чио-Чио-Сан, а прелестная вьетнамская девушка, полюбившая американского солдата.


Если же вернуться к мюзиклу "Отверженные", то, несмотря на отсутствие подобной оперы в классическом репертуаре, музыкальная концепция Клода-Мишеля Шонберга вне сомнения традиционна, что дает его критикам повод лишний раз повторить известную истину, гласящую, что новое — это, мол, всего лишь хорошо забытое старое. Пусть будет так, говорят защитники Шонберга, и полемически вопрошают — что формально нового внес в музыку своего времени величайший из великих Вольфганг Амадей Моцарт? И тут же отвечают — ничего. Дело не в новизне, как в принципе, а в качестве музыки бессмертного Моцарта. Довод как довод.


Мюзикл "Отверженные" — это, разумеется, никак не Моцарт. Но Клод-Мишель Шонберг очень талантливый человек, создающий превосходное развлечение для миллионов».