В социальных сетях сообщают об аномальном спросе в магазинах: пустых прилавках, очередях и взлетевших ценах. Что это – обычный предновогодний ажиотаж или страх россиян потерять накопленные рубли? Сотрудники Радио Свобода прошлись по московским торговым центрам и побеседовали с экспертами.
Картина в магазинах в разных районах Москвы выглядит противоречиво – где-то прилавки, по-прежнему, заполнены и особой потребительской паники не наблюдается, где-то уже раскупают выставочные образцы, а в очереди на выдачу товара стоят по часу. В целом тенденция, о которой пишут в соцсетях, имеет место, но пока сложно сказать, чем вызван покупательский ажиотаж – предновогодней подарочной лихорадкой или желанием россиян поскорее потратить обесценивающиеся рубли. Скорее всего, на лицо оба фактора, и в ближайшей перспективе цены на продукцию продолжат подниматься, а ассортимент сократится.
– Я заехал в два крупных торговых центра, – рассказывает экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов. – В одном из них, магазине электроники "М.Видео", сделал практически такие же фото, что публикуют в соцсетях. Но это, на мой взгляд, очень частный предпраздничный случай. Во-первых, там идет распродажа товаров, прежде всего, телевизоров нижней и средней ценовых категорий (видимо, освобождают площади под новый завоз), а во-вторых, логистика всей сети прямо так и способствует очередям – мало касс, мало людей работает на проверке и выдаче товара. Насколько я пониманию, они таким образом стараются продвигать свою интернет-торговлю. В остальном никакого ажиотажа, несмотря на вечер. В двух центрах разные супермаркеты: в одном бюджетный, в другом – более дорогой. Везде полки завалены товарами, очередей на кассе практически нет.
Обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов также пронаблюдал повышенный спрос на бытовую технику:
Когда я уходил, хвост на выдачу товара вырос минимум до 80 человек
– Я был в огромном магазине бытовой техники "Медиамаркт" на метро "Университет" ближе к вечеру. Много скидок, но не ясно с каких цен. Главное отличие от прошлого – в отделе ноутбуков почти исчезли ценники.
Продавцы говорят о подорожании ноутбуков среднего класса примерно на 2-6 тысяч. Некоторых модных моделей не было, но в общем ассортимент почти тот же, что я видел полгода назад. Покупателей вечером в среду примерно как в выходной день. Причин, судя по разговорам публики, две. Во-первых, новогодние покупки уже начались. Во-вторых, люди скупают технику, "так как менять рубли уже поздно". Дорогие покупки нести с собой к кассам не дают: приносят на выдачу после оплаты. На выдаче огромные очереди, здесь нужно стоять около часа, при мне очередь успела заметно вырасти. Одно из объяснений: администрацию магазина не интересует то, что происходит после оплаты товара. Второе – это сознательная политика: надо создавать у публики ощущение ажиотажа. Думаю, что это хаотическое сочетание первого и второго.
Исполнительный директор Ассоциация компаний розничной торговли Андрей Карпов подтверждает увеличение спроса в магазинах. Он связывает это как с приближением Нового года, так и с ослаблением рубля:
Спрос на электронику вырос примерно на 30 процентов. Появилось также достаточно большое количество покупателей-иностранцев, прежде всего из стран Таможенного союза
– Все зависит от того, какая категория магазинов, чем они торгуют. Если это товары длительного пользования, то это, конечно, скорее всего, связано с изменением курса рубля и соответственно с потенциальным изменением цен на эту продукцию. Если это какие-то мелкие покупки, то это, конечно, уже предновогодний ажиотаж.
– Действительно ли стали больше покупать товары длительного пользования, вроде бытовой техники?
– Да, примерно на 30 процентов вырос спрос. Это касается электроники, автотехники. Зависит от того, у кого какие есть потенциально свободные деньги. Не у всех есть возможность приобрести что-то крупное, да и кредиты сейчас взять сложно. Появилось достаточно большое количество покупателей-иностранцев, прежде всего из стран Таможенного союза – Белоруссии и Казахстана. С учетом того, что покупки можно совершить без уплаты таможенных платежей при перемещении в свою страну. А цены на автомобили в России процентов на тридцать меньше, чем в этих странах.
– Рост потребительского спроса характерен только для Москвы или для регионов тоже?
– Спрос примерно одинаковый как в столице, так и на периферии.
– В сети появляются фотографии пустых прилавков. Насколько они, на ваш взгляд, отражают действительность?
– Я не думаю, что это отражает действительность. Появляются даже фотографии с пустыми прилавками в продуктовых магазинах. Но я думаю, что это либо найден удачный момент, либо фотографии взяты из базы. В принципе никаких проблем с продукцией в настоящий момент нет.
– А какова тенденция с ценами в розничных магазинах?
– Изменение цен происходит постоянно, это нормальный процесс. Бывает как повышение, так и понижение. Но сейчас мы пока еще особо не наблюдаем роста цен. Думаю, более заметно это станет в первом полугодии 2015 года.
– На какие товары цены могут подняться?
– Прежде всего, это сразу отразится на товарах иностранного производства. Но за ними, естественно, начинает идти и российская продукция. В первую очередь подорожают товары, сырье для которых завозится из-за границы. Это коснется всех категорий товаров – как продовольственных, так и непродовольственных. Закончится электроника, ведь объемы на складах не бесконечны, соответственно, новые поставки будут распространяться уже по другой цене. Это касается и продуктовой линейки. И чем выше доля иностранного сырья, тем быстрее будет изменение цены на эту продукцию.
– Имеет ли смысл до Нового года покупать крупную электронику?
– Только в том случае, если вы откладывали эту покупку на какие-то другие времена. Потенциально, конечно, лучше купить сейчас. А если вам это не особо нужно, то какой смысл приобретать лишний телевизор или холодильник? – полагает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов.
В продуктовых магазинах никто из сотрудников Радио Свобода пустых прилавков и очередей не видел. Впрочем, как сообщает РБК со ссылкой на источники в торговых компаниях, из-за обесценивания рубля многие поставщики замораживают отгрузки в торговые сети и магазины, идут переговоры о повышении закупочных цен. По данным РБК, пересматривают цены на свою продукцию производители соков, сахара, рыбы и морепродуктов, дистрибуторы вина, поставщики чая и кофе, гречки, риса и других товаров.
По словам руководителя комиссии "Опоры России" по мелкорозничной, нестационарной и ярморочной торговле Владлена Максимова, в малых торговых точках ситуация с ценами и количеством товара пока не изменилась, однако таких точек в принципе становится все меньше:
Огорчает и удивляет то, что программы по свертыванию малого торгового бизнеса в ряде регионов не остановлены в связи с кризисом
– На продукты питания нет такого спроса, как на товары длительного потребления, автомобили. Все товары отгружаются в рублях, есть какие-то товарные запасы. В основном то, что продается в мелкой рознице, – это российские товары. Поэтому ажиотажа здесь нет особого. Все то же, что и в продуктовых магазинах. За исключением того, что в киосках вы вряд ли будете покупать гречку в товарных масштабах. Меня больше огорчает и удивляет то, что программы по свертыванию малого торгового бизнеса в ряде регионов не остановлены в связи с кризисом. Там, где планировались какие-то сносы, сокращения, где, согласно каким-то чиновничьим таблицам, уже есть насыщенность торговыми объектами, ничего не отменяется. Я считаю это вредительством. Потому что малый торговый бизнес – это товаропроводящая сеть для малых производителей. Без нее они существовать не могут. Поэтому, если мы уничтожаем малый торговый бизнес или постоянно сокращаем его, вставляем палки в колеса, – мы уничтожаем и малых производителей.
Владлен Максимов обратил внимание и на то, что с 1 января по всей России закрываются некапитальные рынки, то есть те, которые не находятся в капитальных строениях с глубоким фундаментом и подведенными коммуникациями. А значит, найти даже отечественные дешевые фрукты, овощи и другую сельскохозяйственную продукцию россиянам также станет сложнее.