Комфортная корявость

"… Слово было, есть и всегда будет от Корявого Бога"

УллаДа

В начале своей деятельности в санатории я столкнулся с социальной проблемой храпа. Периодически приходили отдыхающие с требованием записать в их историю болезни заключение психотерапевта о том, что по состоянию здоровья им необходимо предоставить либо одноместный номер, либо отселить от них храпящего соседа или соседку. Убеждали меня, что их нервная система находится в стрессовом состоянии из-за вынужденной бессонницы от соседского храпа.

– А вы сами-то храпите? – Не знаю, но меня это и не интересует, потому что плохо-то мне.

– Правильно рассуждаете, потому что храп других – это ваша проблема, а не тех, кто храпит. Они спят в свое удовольствие, а вы мучаетесь от своего морального бессилия принять эту реальность как обычное житейское дело. Предлагаю вам поучаствовать в программе саморегуляции, вполне возможно, что вы научитесь комфортно спать в любой обстановке.

В группе обучения практикам саморегуляции ситуация с храпом развивалась по нестандартному сценарию. По общепринятым правилам полагается вежливо выводить храпунов из помещения, чтобы они не мешали другим участникам. Поскольку я работал по своей технологии, то поступал ровно наоборот – обучал группу толерантности к любому внешнему шуму. Нужно было видеть, с каким ожиданием наказания "вражеских голосов" смотрели на меня новые участники группы, когда кто-то начинал храпеть. Но так как мое повествование продолжалось в неизмененном темпе и интонациях, а их соседи продолжали слушать так, как будто ничего не происходило, то и возмущенные участники постепенно включались во внутреннюю работу со своими мыслями и новыми ощущениями саморегуляции. Это был их личный опыт освобождения от внешней зависимости – точнее, обретения иного внутреннего порядка, веры в себя, в свои силы и возможности. Конечно, были и те, кто уходил и не возвращался – это приверженцы привычной выгоды от внешнего порядка и чинопочитания.

Вторая неожиданная проблема выросла из возрождающегося православия. Некоторые пациенты наше знакомство начинали с прямого вопроса:

– Вы какую веру исповедуете?

– Зачем вам это знать?

– Мой батюшка запретил мне общаться с психотерапевтами, если они не православные.

– Тогда отвечаю вам: я – виртуалист. Если вы истинно веруете, то в процессе нашей совместной работы ваша вера укрепится, а если сомневаетесь, то сможете определиться со своими пристрастиями.

Только одна женщина из достаточно большого числа моих клиентов отказалась от консультации и дальнейшей работы. Остальные верующие сочли свои проблемы более актуальными, чем моя непонятная религиозность, и это был их рациональный выбор. Далее следовала обязательная рисуночная диагностика на мониторе (планшете) с помощью пикто-полиграфической и(или) цветографической эгоскопии по индивидуально составленным сценариям, в которые обязательно входила тема "Я и моя вера в Бога".

В подавляющем большинстве случаев (98%) выявлялась стандартная ситуация, когда позитивное отношение к своей вере в Бога декларировалось только рационально и эмоционально. В противовес интуитивная самооценка веры проявлялась в негативе, и это соответствует известному положению о том, что конкретная идея еще не "вросла" в тело и, более того, дискомфортна в спектре физиологических ощущений. Это примерно так же, как храп другого порождает у человека, зависимого от социальных стереотипов, моральную и телесную неприязнь с подспудным желанием устранить храпуна в другую реальность.

Позорные статьи светских законов о наказании тех, кто "оскорбляет чувства верующих", доказательно иллюстрируют подспудный страх власти перед иновидением, инослышанием, иночувствием, иномыслием, иноделанием

Именно эта неосознаваемая двойственность (амбивалентность) телесно-рациональных отношений к вере во Всевышнего является источником религиозного фанатизма и радикализма в любой религии, включая секты. Двояко верующая личность испытывает беспокойство в теле от любых внешних посягательств на декларируемую незыблемость ритуалов своей веры. Интуитивное безверие стремится защитить свой лукавый статус агрессивными способами морально выгодного чинопочитания иерархов и пророков. У этих полуверующих адептов срабатывает моральный иммунитет к правде, привитый рабской идеологией и сопоставимый с биологическим иммунитетом к инфекционным агентам.

Иммунитета от кривды у них нет, и поэтому любая абсурдная идея может стать "путеводной звездой" на небосклоне социальной и политической жизни. Позорные статьи светских законов о наказании тех, кто "оскорбляет чувства верующих", доказательно иллюстрируют подспудный страх власти перед иновидением, инослышанием, иночувствием, иномыслием, иноделанием. Эти законы маркируют тоталитарный управленческий страх от брешей в идеологическом иммунитете к правде у 85% взрослого населения РФ.

Вернемся к консультированию УллаДа, в котором мировоззренческие аспекты имеют приоритет перед телесными симптомами. Термин УллаДа обозначает иррационально-рациональный конструкт "ума-разума" и объединяет интуитивную логику "разума" (Улла) с альтернативной логикой "ума" (Да). Выражение "ум зашел за разум" имеет под собой четкое основание того, что две логики перестают дружить друг с другом и человек отдает себя либо во власть интуиции разума "куда кривая выведет", либо приоритета ума "все строить по порядку". В каждом случае морально-этический и физиологический срыв или тупик предсказуемо вероятны.

Интересна интерпретация раздвоения веры самими клиентами. Практически все они высказали одну и ту же мысль: "Да, я догадывалась (догадывался), что еще не полностью прониклась(ся) верой в Бога, и это мне хорошая подсказка". После такого признания необходимым действием становится смысловая интервенция для устранения амбивалентного страдания личности. Некоторые аргументы предлагаю читателю.

Мы живем в мире, построенном на лукавстве социальных дихотомий: материальное – идеальное, тело – душа, сущность – явление и т.п. Лукавство в том, что половину из них (материальное, тело, явление) можно измерить. Другая часть (идеальное, душа, сущность) инструментально неизмеряема, а потому является источником для манипуляций в разных масштабах. Более двадцати лет я говорю одну и ту же фразу: "Я вот недавно видел Бога, и Он мне сказал …" Пауза и вопрос: "Вы мне верите или не верите"? Интересна реакция в группе – часть людей кивает головами: "Верим", другие: "Не верим", а третьи сомневаются. "Странные вы люди – сколько книг написано, картин нарисовано про то, как люди с Богом общаются, а я что ли хуже их? Сказал, что встречался, и вы ничем не проверите. Хотя, если видел, то покажи то место, может следы какие-то остались. А если только слышал, то ничем не проверишь. Вот, например, Жанна Д’Арк услышала глас Божий и привела французов к победе над англичанами, что потом явилось основанием для обвинения ее в ереси и сожжения на костре".

Делаю громкий щелчок двумя пальцами и комментирую: "Это пример из научной виртуалистики, которая оперирует двумя категориями: порождающая и порожденная реальности. Движение мысли породило движение пальцев и звук, которые вызвали внутри вас какие-то личные ощущения, ассоциации и мысли. Обе реальности равнозначны фактом своего существования, а также доступны измерению и сравнению. Стереотипы неразличения реальностей лежат в основе многих гуманитарных и физиологических проблем. Умение различать и осваивать разные реальности бытия становится доступным любому человеку после специального обучения".

Эти аргументы принимаются, после чего следует более серьезная информация, фрагменты которой также излагаю кратко. Классические науки исходят из принципа симметрии с абстрактной моделью как бы запланированной Создателем гармонии "идеального" человека. Виртуальная концепция социального бытия исходит из общей теории корявости мира и человека. Новая теория инструментально и алгоритмически конкретизирует библейский тезис о порождении человека "по образу и подобию" Бога (Бытие, 1:26). Поскольку реальный человек и реальный мир всегда асимметричны и корявы, то источник их порождения генетически и духовно должен быть точно таким же, как и его дети, и это есть главная метафора правдоподобия в социальном мире: все было, есть и будет Корявый Бог.

Асимметрия – главный принцип комфортной корявости и вечный источник движения всех реальностей жизни. Симметрия, прямолинейность, гармония, стабильность в динамике жизни есть не более чем промежуточные и случайные события в общей корявости мира. Природа крива и человек асимметричен, но симметрия удивляет и становится недостижимым идеалом человеческой культуры и социальных институтов. Корявость заложена в основу толерантности, а иллюзия симметрии является источником нетерпимости по принципу "прокрустова ложа".

Теория общей корявости в разных аудиториях воспринимается как естественное положение вещей. Верующие люди в конце наших занятий благодарили за то, что наконец-то очистились от внешней шелухи чинопочитания. Истинная вера глубоко интимна и не требует доказательств. Она слепа, глуха и обладает иммунитетом к хуле по известному принципу "брань на вороту не виснет, да и на чужой роток не накинешь платок", и это норма религиозного и светского гуманизма.

Но агрессивно заточенные православные и мусульманские клерикалы совместно с главными "героями" думских инициатив и пропагандистских СМИ, в отличие от реально верующих людей, цинично насаждают лукавое мракобесие во все сферы нашей жизни. А российской народ, кое-как всякий чин почитающий, ни во что и ни в кого не верит, выживает, попивает и поддакивает привычной уже кривде. Свобода и правда ему не страшны, выработался исторически стойкий иммунитет к ним, однако, и живут россияне между верой и чинопочитанием по привычной лжи второсортного народа.

Георгий Юрьев – главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, семейный психотерапевт высшей категории