Валерий Донской, главный редактор радиостанции "Электрон-ФМ", стал известен за пределами Краснодарского края после наводнения 2012 года в городе Крымске. Местная радиостанция была в те дни одним из немногих надежных источников достоверной, честной информации о том, как город и городская власть боролись со стихийным бедствием, о том, какие ошибки и преступления совершали. Редакция "Электрон-ФМ" делилась своей информацией и с Радио Свобода. Вскоре Донской вынужден был – вероятнее всего, из-за давления местных чиновников – покинуть свое место работы и переехал в Москву. Осенью прошлого года он отправился в Донбасс, на несколько дней был задержан сепаратистами, в заключении тяжело заболел и после освобождения, 10 октября 2014 года, скончался от воспаления легких. Ему было 38 лет.
Этот текст передал в редакцию Радио Свобода друг Валерия Донского, журналист Дмитрий Флорин.
Около двух лет я проработал в Крымске шеф-редактором единственного на Кубани независимого радио – "Электрон ФМ". Самому большому давлению она подверглась весной 2013-го. Исходило оно вовсе не от администрации, а от казаков.
Удивительная история: тридцать людей в казачьей форме обманным путем проникли в телерадиоцентр "Электрон", пытались остановить работу студии, а местная полиция закрыла глаза и бездействовала: "Какой же это митинг? У них нет ни плакатов, ни стендов". Зато у этой пестрой толпы могло быть травматическое оружие, так как накануне губернатор Краснодарского края Александр Ткачев предложил разрешить представителям казачьих дружин вооружаться "травматикой". И неизвестно, чем бы тогда закончилось противостояние радио и этноса, если бы к экстремистским высказываниям о том, что журналисты "находятся на их, кубанской, казачьей земле", в ход для профилактики применили бы разрешенное травматическое оружие.
Гимн, в котором нет экстремизма?
"…О тебе здесь вспоминаючи,/ Как о матери родной,// На врага на басурманина / Мы идем на смертный бой"…
Гимн Кубани – это народная песня "Ты, Кубань, Ты наша Родина". Песня написана в 1914 году на русско-турецком фронте. Была посвящена казакам 1-го Кавказского казачьего полка в память об их боевой славе в Первой мировой войне. Автор слов – полковой священник Константин Образцов.
Песня сразу привлекла внимание воинов. Военные песни их репертуара, как правило, описывали картины походов, сражений, в которых участвовали казаки. А в новой песне не было ничего батального, внешнего, описательного. Свое содержание – чувства – она передавала просто и задушевно.
Текст песни написан в виде приветственного послания, коллективного письма на Кубань. Казаки вспоминают "станицы вольные: родной отцовский дом" и бьются насмерть с "врагом-басурманином", чтоб жила их святая родина.
То, что в казачьей теме можно усмотреть признаки экстремизма, заметил в конце октября 2013-го глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Он предложил обратиться в Конституционный суд для проверки гимна Кубани на наличие в нем призывов к межнациональной розни. Этот стихотворный текст принято считать еще и гимном Кубанского казачьего войска.
На очередной сессии Народного собрания республики Дагестан депутаты обратили внимание на гимн Кубани: "Возьмите гимн Краснодарского края, это в наше время, в 1995 году, утвердили этот гимн. Это же позор, и никто этим не занимается. "О тебе здесь вспоминаючи, как о матери родной, на врага, на басурманина мы идем на смертный бой", — для чего такие слова записывать в гимн, травить одних верующих на других верующих?", — заявил председатель парламента Хизри Шихсаидов.
В кубанском парламенте по поводу претензий дагестанских коллег заявили, что "басурманин" – собирательный образ врага. Депутат Законодательного собрания Краснодарского края Алексей Гусак напомнил, что Кубань, так исторически сложилось, всегда была на острие борьбы с внешним врагом.
Вот и пришли современные представители казачества бороться с внешними и внутренними врагами на единственную в регионе негосударственного радиостанцию "Электрон ФМ", написав предварительно бумагу для вручения генеральному директору с требованием уволить журналиста Валерия Донского. Иначе сорокапятитысячное Кубанское казачье войско будет действовать согласно казачьим традициям.
Почему они негодовали?
В феврале 2013 года было совершено покушение на кошевого атамана Николая Нестеренко, в котором погиб его водитель. Одна из ключевых версий покушения – коммерческая деятельность атамана. Нестеренко, по некоторым данным, владеет крупным рынком в курортном городе Анапа. В прямом эфире "Электрона" мы подняли тему: раз руководство войска находится на государственном обеспечении, как и чиновники, может быть, им также стоит запретить собственный бизнес?
В сентябре 2012 года стартовал проект губернатора Ткачева: вместе с полицейскими на улицы городов и станиц Кубани вышли регулярные казачьи дружины, получающие за дежурства-прогулки около 25 тысяч рублей в месяц.
На мой взгляд, это порочная практика. Казачество посадили на так называемую бюджетную иглу, отказываться от которой оно совершенно не желает. Не секрет, что некоторые казачьи руководители используют свои должности для продвижения личного бизнеса: открываются свадебные салоны, авторемонтные мастерские и продуктовые магазины, торгующие фальсифицированными спиртными напитками.
Поэтому в эфире радио я предложил перенести особое отношение к депутатам Госдумы и на казаков: давайте и казачеству запретим заниматься коммерческой деятельностью. Деньги им и так выделяет государство, возникают конфликты интересов и этические вопросы. Вот и пришли казаки защищать свои бизнес-интересы туда, где почувствовали опасность. Атаманы шли на прямой эфир, но потом отказались от бесплатного рейтингового микрофона.
После тридцатиминутной перепалки в холле телерадиоцентра "Электрон" люди в казачьей форме стали расходиться по своим делам, напоминая организаторам несанкционированного митинга: "Где бочка вина, я спрашиваю. Где бочка вина"?
Я как редактор "бусурманской" радиостанции в течение всего того времени, когда на частной территории находились люди в казачьей форме, вел прямой репортаж из бурлящего ненавистью холла телерадиоцентра. Мне было важно привлечь внимание правоохранительных органов к блокированию работы средства массовой информации и рассказать слушателю об очередных "шалостях", которые позволяют себе представители казачьего этноса.
Слушатели отозвались мгновенно. Начальник крымской полиции полковник Иван Гернеший появился в дверях заблокированной радиостанции на двадцатой минуте неравного боя, по пути приветственно расцеловавшись едва ли не с каждым вторым нарушителем общественного порядка.
Когда про акцию казаков написали коллеги из других СМИ, атаман Кубанского войска, а по совместительству – вице-губернатор Краснодарского края Николай Долуда заявил: Валерий Донской в течение длительного периода времени "организовывал настоящую травлю реестровых казаков Кубанского казачьего войска и представителей РПЦ". "Почему же все об этом умалчивают? Только показали, что вот пришли несогласные! Да, туда пришли казаки. Частично. Около тридцати казаков. А остальные – около пятидесяти человек – жители Крымска, которых речи этого человека довели до точки кипения. Их никто не организовывал. Они сами пошли. Что плохого в том, чтобы народ открыто мог выражать свое мнение? Это и есть гражданская позиция". Он подчеркнул, что "казаки не организовывали драк и других неправомерных действий". "Лично я считаю, что они молодцы! Что они показали свою гражданскую позицию. Позицию настоящих казаков", – сказал Долуда.
Понаприезжает сюда кацапье и командует!
Очень удобная позиция у главного казачьего атамана. Получается: если ты совершил нечто спорное с точки зрения закона, то ты не казак, а обычный горожанин. А если совершил подвиг, спас тонущих пьяных женщин в Азовском море – тогда только казак. Складывается впечатление, что такой подход может применяться и в случае правонарушений со стороны казаков-дружинников, владеющих личным травматическим оружием. Задержал преступника – казак. Незаконно начал стрельбу – просто частное лицо. Конечно, такие беззакония могут совершаться только с согласия руководства.
Сразу после такого заявления я купил книгу "Уголовный кодекс РФ" и отправил по почте на имя уважаемого и авторитетного вице-губернатора Николая Долуды, чтобы руководство Кубанского войска не забывало, что Краснодарский край – это часть Российской Федерации, что мы живем по современным законам, а не по утраченным временем и обесцененным казачьим традициям.
Интересно, если бы нечто подобное казаки устроили в каком-нибудь другом, не кубанском городе?
Вот лишь некоторые казачьи реплики, адресованные журналистам телерадиокомпании "Электрон" в момент блокирования СМИ:
"Вы приехали из Москвы и оскверняете наших предков. Это казачья земля. Вы ведете себя не по-казачьи".
"Вы живете на кубанской земле. А ваша земля в туалете, вашей земли нет".
"Ты зачем приехал сюда?"
"Ты еще не получил, но получишь".
"Понаприезжает сюда кацапье и командует".
"С этими врагами разговор у нас короткий".
"Таким не место на нашей земле, пусть едет в свою Москву".
Для сведения: в период с 2012 по 2013 год из бюджета Краснодарского края на казачьи дружины, согласно официальным казачьим источникам, должны потратить порядка 819 миллионов рублей.
Финансирование такого явления, как казачество, априори трудно контролируемое с точки зрения движения средств и дальнейшей отчетности. Это прекрасная биологическая среда для возникновения не только коррупции, но и криминала. Может быть, казачество должно быть голодным? Без легких денег казакам проще было бы чтить народные и православные традиции.
Кто руководит казаками Крымска?
Весной 2013 года "Электрон" получил письмо от казаков Крымска, которые оказались небезразличными к ситуации. Среди других адресатов в копии значились, в частности, Русская православная церковь, председатель Совета РФ по делам казачества; государственное учреждение "Казаки Кубани"; руководитель Департамента Краснодарского края по делам казачества; глава Администрации Крымского района и несколько телеканалов.
Не уверен, что все заявленные в этом списке люди прочитали письма с таким содержанием. Позволю себе пересказать его суть.
Известно, что в июле 2011 года на выборах в должность атамана Крымского районного казачьего общества произошел скандал, получивший широкий резонанс и бросивший, по словам авторов письма, "пятно позора на славное имя кубанских казаков". Атаман города Крымск Олег Кобылинский был уличен в получении взятки за фальсификацию результатов выборов атамана Крымского района, отдав в залог знамя Крымского городского казачьего общества.
Данный инцидент вызвал возмущение среди местного населения. В ходе разбирательства стал известен факт, который также описан в письме: оказывается, атаман города Крымск Краснодарского края Олег Кобылинский раньше, до осознания себя казаком, любил наряжаться в женские одежды. В таком амплуа он проводил не только корпоративные мероприятия и свадьбы, но и выступал на общегородских праздниках, чем заслужил прозвище "Атаманша". Резонанс в обществе был настолько велик, что комментарии пришлось давать атаману Таманского казачьего отдела Ивану Безуглому: "За 20 лет моему служению казачеству более гнусной истории я не помню… На твоем месте, Олег Адамович, я бы подал рапорт об уходе и уехал из города".
К октябрю 2011-го Олег Кобылинский был отстранен от должности атамана. В январе 2012-го провели выборы нового атамана, большинством голосов был избран молодой атаман Александр Винниченко. Он сильно отличался от предыдущего. Думаю, не случайно приток молодых людей в ряды казачьего общества после его прихода увеличился.
Как пишут авторы письма Сергей Коваленко и Николай Рябушенко, дальше начались совершенно непонятные события. Атаман Таманского казачьего отдела казачий полковник Иван Безуглый увидел в деятельности молодого атамана угрозу своему авторитету и развернул кампанию против Винниченко. В итоге Винниченко отстранили. Олег Кобылинский, "Атаманша", вновь стал атаманом.
Вскоре стало известно, что Кобылинский снимался в порнороликах, снятых на мобильный телефон. Фильмы с участием порноатамана после утери телефона хозяином получили распространение среди жителей Крымска. Чтобы не быть голословными, авторы письма отправили DVD-диск, на котором видно: они ничего не выдумали. Для того чтобы не попасть под статью о распространении порнопродукции, авторы письма выслали лишь один небольшой сюжет из множества существующих.
Казаки Крымска спешат напомнить, что "Олег Адамович Кобылинский является государственным служащим ГКУ КК "Казаки Кубани", женатым человеком и православным христианином". "Легко догадаться, какой пример Кобылинский подает подрастающему поколению города, – завершают свою мысль авторы письма. – Неужели Кубанское Казачье Войско испытывает такой кадровый голод, что доверяет ему самое святое, что у нас есть – нашу с вами молодежь".
Несколько "Почему?" казачьим чиновникам
Проработав на Кубани без малого около двух лет, я накопил богатый опыт общения не только с казаками, трусливыми чиновниками, но и с местными жителями. Краснодарский край – один из многонациональных регионов Российской Федерации. Я не перестаю возмущаться узаконенной "программой", согласно которой казачество получает преимущества: казачьему обществу выделяют бюджетные деньги на развитие, при этом чиновники, видимо, забыли, что в регионе существуют и другие общественные национальные организации. Казачество – это социальная группа, и никогда казаки не были национальностью. По соседству с настоящими и другими казаками живут греки, украинцы, адыги и представители других национальностей. Разве это не форма проявления неравенства, когда одна группа людей структурно выделяется на многонациональной палитре Кубани, финансируется из бюджета?
Отношение местных жителей к тому, что происходит в рядах казачьих, более чем безразличное.
Тем временем нам вместе, как мне кажется, стоило бы попытаться ответить на некоторые принципиальные вопросы. Например, такие.
Почему во время наводнения в июле 2012 года, когда по халатности чиновников погибли сотни жителей Крымска, казаки не проявили должного мужества и не объявили через СМИ об истинных масштабах катастрофы? Напомню, именно казаки в первые дни ликвидации стихии владели полной картиной того, что происходило в Крымске.
8 июля 2012 года один из казаков, собиравший тела погибших, рассказал журналистам о том, что жертв наводнения оказалось гораздо больше, чем об этом говорят местные власти. По словам этого казака, только его группа собрала в одну фуру тела трехсот погибших. Медсестра местной больницы в Крымске рассказала корреспондентам, что днем в субботу она приезжала в крымский центральный госпиталь, и тогда там было 1080 опознанных тел.
Сколько тел оказалось в итоге, точно сказать невозможно. Всего, по официальным данным, после затопления пострадали 34 650 человек, погибли 168 человек, из них 153 в Крымском районе. В Крымске сложно найти человека, который верит этим цифрам. Напомню, в ночь с 6 на 7 июля 2012 года в Краснодарском крае случилось сильное наводнение. Наибольшее количество жертв и разрушений пришлось на Крымский район. В Крымске было затоплено 4870 домов, из них разрушенными оказались 1370 домовладений.
Издание "Спецназ России" в октябрьском номере 2013 года вспоминает события в Крымске 2012 года, описывая действия казаков во время чрезвычайной ситуации. Оказывается, согласно журналу, "никто в Крымске не может дать более точной и достоверной информации о количестве жертв наводнения, чем казаки, которые осуществляли розыск и перевозку тел погибших. Двое из них – Владимир Сокуров и Евгений Любогощев – участвовали в спасательных работах с первых минут стихийного бедствия. На своих "Камазах" они проезжали, где это было еще возможно, снимали людей с крыш сараев и гаражей, сигналили во дворах, давая понять, что пришла помощь".
Мало кто знает, что казак Владимир Сокуров, который до недавнего времени был правой рукой казачьего атамана Ивана Безуглова, летом 2013-го фигурировал в деле о хулиганстве и нанесении имущественного ущерба. В этой кровавой резне в ноябре 2012 года пострадал избранный молодой атаман Александр Винниченко. Добавлю, "Камаз" казака Сокурова давно был не на ходу и стоял рядом с его домовладением, покрываясь ржавчиной. Непонятно, каким образом машина могла восстать в дни наводнения и участвовать в ликвидации ЧС? Очередная казачья мистика.
Почему, когда местные чиновники решили разослать письма пострадавшим в наводнении с требованием вернуть часть компенсаций за якобы непострадавшие части домов, ни один представитель казачьего общества не вышел к администрации хотя бы в одиночном пикете и не попытался остановить административное безумие? Семьи казаков сами пострадали в наводнении. Все видели, какой ущерб нанесен домам – так, что в них просто не могло быть не пострадавших частей. Об этом обстоятельстве представители казачества предпочли забыть и не муссировали вопрос в чиновничьих коридорах.
Почему, когда мокрые дома в Крымске по приказу администрации стали обшивать сайдингом, никто из представителей казачества не выступил против этой инициативы? Почему они ждали, когда на стенах станет проявляться плесень?
Как выяснилось, мой прапрадед был казаком. Вероятней всего, в каждом есть "немного казака". Но стоит ли сейчас стремиться быть ближе к предкам, вступив в ряды современного казачества и став одномоментно православным на всю оставшуюся жизнь?
Почему, когда в центре Крымска, на месте, где проходят все городские праздники, чиновники, не спросив общественность, стали спешным образом строить монумент памяти погибшим в наводнении, ни один представитель казачьего общества не обратился с вопросами к администрации? Жители Крымска до сих пор возмущены тем, что чиновники не посоветовались с людьми о месте строительства памятника. На площади Ленина, где установили памятник, проходят все массовые гуляния и празднества, демонстрации, тут же надуваются резиновые "луна-парки" и разворачиваются аттракционы. Внутрь памятника поместили лицо скорбящей женщины, направленное на городскую кондитерскую, на козырьке которой со дня открытия этого заведения установлен трехъярусный торт. Казаки в очередной раз отмолчались.
Без ответов на эти вопросы приходится констатировать: кубанское казачество больше прислушивается к мнению и словам чиновников. Жители кубанских станиц ждут от казаков проявления "праведного гнева" в адрес коррумпированной власти, против беспредела чиновников и судов. Общество в ожидании, что казачество будет выступать на стороне народа. Но это не в интересах власти.
"В каждом есть немного казака"
До недавнего времени я мало интересовался, кем были мои прадеды. Только благодаря невежеству кубанского атамана, организовавшего бедлам на радиостанции в Крымске, я узнал о благородстве и доблести другого казака, жившего в начале прошлого столетия. Когда об инциденте услышал мой отец, он рассказал мне историю казачьих корней моей семьи. Мои родственники по линии отца и матери, жившие во время коллективизации, раскулачивания и лагерей, – мелкие зажиточные представители казачьего сословия, проживавшие на территории современной Ростовской области. Предки содержали небольшой сахарный заводик и, бросив все, уехали в Среднюю Азию в предвоенное время. Отец рассказал, что в детстве видел пожелтевшую карточку, на которой, по свидетельствам его родителей, сфотографирован прадед.
Старые фотографии благородны. Был ли счастлив и свободен мой дальний предок – тот мужчина с длинными усами, хитрым взглядом и кожаными вставками на брюках-галифе, – узнать мне не дано. Казаки крестьянской России были другими: они обрабатывали земли, растили хлеб. Вероятней всего, они были бы удивлены образу жизни современных представителей казачества: их неприкрытой сервильности, сомнительным связям с чиновниками, криминальному флеру некоторых атаманов и искренней привязанности к деньгам из федерального бюджета.
Как выяснилось, мой прапрадед был казаком. Вероятней всего, в каждом есть "немного казака". Но стоит ли сейчас стремиться быть ближе к предкам, вступив в ряды современного казачества и став одномоментно православным на всю оставшуюся жизнь? В моем случае, пожалуй, нет.
Сейчас важно, как никогда, быть честным с самим собой.
И быть свободным, несмотря ни на что.
Гонорар за эту публикацию будет передан матери Валерия Донского