Во вторник в Верховном суде Соединенных Штатов начинаются слушания, результат которых может окончательно определить судьбу однополых браков в США. Высший судебный орган страны впервые готов оценить конституционность запрета подобных браков, существующего в тринадцати штатах.
Последнее из нескольких дел, посвященных правам однополых пар, дошло до Верховного суда в результате неожиданного постановления Федерального апелляционного суда в Цинциннати, подтвердившего конституционность запрета однополых браков на территории находящихся в его юрисдикции четырех штатов. Решение вызвало недоумение и спровоцировало согласие Верховного суда рассмотреть это дело, поскольку в течение последних двух лет федеральные суды разных уровней лишь подтверждали право представителей одного пола вступать в брак. После решения Верховного суда почти двухгодичной давности, признавшего ключевые положения федерального закона о защите брака неконституционными, падение запретов под натиском судебных исков было безостановочным. Это продолжалось до тех пор, пока суд в Цинциннати не пришел к двум выводам: во-первых, право вступления в брак однополых пар не является конституционным, во-вторых, полномочия определять условия вступления в брак принадлежат штатам.
После такого вердикта Верховный суд страны, который, как считается, не хотел навязывать сверху свою волю американцам, был вынужден оценить противоречивые решения апелляционных судов для того, чтобы предотвратить правовую неразбериху. Трое из четырех истцов, дела которых согласился рассмотреть Верховный суд, например, требуют от властей Огайо, Теннесси и Кентукки признать их браки, законно заключенные в других штатах, и гарантировать права, полагающиеся членам традиционных брачных союзов.
Желающие попасть в Верховный суд на заседание, которое и сторонники, и противники однополых браков называют историческим, начали выстраиваться в импровизированную очередь на вход в здание еще с пятницы. К вечеру понедельника больше сотни человек, принесшие с собой спальные мешки и раскладные кресла, готовились к ночевке на площади перед зданием суда. Судя по многочисленным радужным флагам, развевавшимся над очередью, растянувшейся более чем на квартал, подавляющее большинство пришедших поддерживают однополые браки. Перед беломраморной колоннадой здания проводили пикеты немногочисленные противники однополых союзов. Такая расстановка сил, впрочем, не совсем отражает реальное отношение к этому вопросу американцев. Согласно последним двум опросам, в США сторонников однополых браков больше, чем противников. Но один опрос, проведенный социологической службой Quinnipac, свидетельствует о том, что легализацию таких браков поддерживает почти шестьдесят процентов американцев, отвергает – около тридцати пяти. Опрос, проведенный по заказу телекомпании Fox News, и вовсе показал гораздо меньший разрыв: сорок восемь процентов – за, сорок два – против.
Слушания во вторник продлятся лишь два с половиной часа, на них выступят пять адвокатов, представляющих позиции истцов и ответчиков, к делу приложены более 150 мнений экспертов и различных организаций, призывающих суд принять во внимание самые разнообразные аргументы. Например, штаты, защищающие запрет на браки представителей одного пола, настаивают на том, что расширительное толкование брака подрывает традиционные семейные узы, увеличивает число родителей-одиночек, отрицательно отражается на детях, которые воспитываются однополыми парами. По их мнению, цель брака – это воспроизведение потомства. Истцы сравнивают запрет однополых браков с запретом межрасовых браков, который был признан неконституционным в 1968 году, и приводят данные, свидетельствующие о том, что такой запрет бьет не только по ним, но и по их детям, которые вырастают в дискриминируемых семьях.
Вот как в интервью телекомпании Fox News формулируют свои аргументы сторонники и противники права геев и лесбиянок вступать в брак:
– В тексте конституции содержатся совершенно ясные гарантии прав для любого гражданина: мужчины или женщины, черного или белого, гетеросексуала или гея, – говорит Элизабет Хайдра из Центра конституционной ответственности. – И если этот принцип применить по отношению к браку, как это сделал Верховный суд в свое время, когда он отменил запрет на межрасовые браки, ясно, что представители одного пола также обладают правом вступить в брак с человеком, которого они любят. В том, что касается права штатов определять понятие брака, то это не соответствует многочисленным решениям Верховного суда, который в своих решениях неоднократно указывал, что федеральное правительство и штаты с помощью демократических процедур не имеют права узаконивать неравенство.
– В конституции нет упоминаний касательно пола людей, вступающих в брак, – возражает Райан Андерсон, юрист из консервативного вашингтонского фонда "Наследие". – В таких случаях у избирателей и их представителей в законодательных органах есть право вводить законы. Поэтому этот важный диспут должен быть разрешен законодателями в штатах, а не девятью никем не избранными судьями в Вашингтоне.
Решение по этому делу будет вынесено в июне. Ожидается, что четверо либеральных судей выскажутся в пользу однополых браков, четверо консервативных – в пользу штатов. Решающим, скорее всего, будет голос умеренно консервативного судьи Энтони Кеннеди, который до сих пор голосовал с судьями, поддерживающими права однополых пар.