Первомайское

Первомай – великий праздник, только надо буквально понимать смысл выражения "международная солидарность трудящихся".

"Международность" – это вовсе не "ворон ворону глаз не выклюет". Разные народы – не бюрократы разных стран и разных организаций, которые вроде бы ссорятся и даже воюют, но глаза теряют не они, а их подданные. Нет народа "чиновники", нет нации "убийцы", нет этноса "конформисты", и поэтому Первомай никогда не принадлежал Ленину, Сталину, Путину и всем, кто плоть от их плоти и безжизненность от их безжизненности.

Единственные два народа живут на Земле: те, кто нуждается в помощи, и те, кто может помочь. Первомай для тех, кто может помочь. Он начинался как помощь тем, кого били и убивали, кого, извините, эксплуатировали. И если бы не Первомай – и сегодня бы эксплуатировали.

Шизоидность российского Первомая в том, что советские люди одновременно кичились тем, что бескорыстно помогают несчастным всего мира, и при этом сами чувствовали себя глубоко несчастными, обобранными, обиженными и с волчьей завистью глядели на жизнь нормальных людей – да-да, "западные люди" это всего лишь нормальные люди. Помощь нуждающимся была (и остается) лживой – помогают оружием, помогают несвободой и завоеванием, помогают разорением. А как иначе? Чем богаты, тем и рады помочь!

"Солидарность" – это не стадность и не сектантство, составляющие два других полюса российской шизоидности. "Солидарность" – не демократический централизм, ныне называемый вертикалью власти. Солидарность – это не безумная комбинация конформизма, растворяющего личность в бесправной и безликой массе, с чудовищным эгоизмом. Не индивидуализм, как на Западе, а именно эгоизм – подлый, крысятнический, лгущий самому себе, но и другим, и от этого особо опасный. Никто так не злится на живых людей, как человек, совершивший внутреннее самоубийство, ставший марионеткой им же выдуманной лжи.

Есть Христос, есть антихрист. Есть труд, есть антитруд. Труд на "оборону" – не труд

Маленький пример из религиозной жизни. Священник Александр Мень в юности познакомился с кругом "мечевцев" – московских православных, чьи духовные наставники были перемолоты Конторой. Отца Александра оттолкнула их ксенофобия – унаследованная с дореволюционных времен неприязнь к католичеству и всему, что не укладывалось на прокрустово ложе их представлений о православии. Мень решил работать на создание такой христианской среды, которая была бы открыта миру, солидарна со всеми верующими и ищущими. Среда появилась, но оказалось, что открытость – это еще не солидарность. Открытость может быть очень избирательной. С католиками песни поют, а с украинцами – боятся. Потому что будешь петь с украинцами – твой приход уничтожат, а с католиками будешь петь – пожалуйста, это надзиратели вытерпят. И выходит псевдосолидарность, которая хуже откровенного изоляционизма. То же сектантство на новый, путинский лад. Внешне похоже на то, как жил Мень под Брежневым, а все же не то, потому что солидарность-то выборочная. А избирательная солидарность – такое же сатанинское явление как избирательная справедливость.

"Трудящиеся" – это самое сложное. Вот радостный рапорт из завоеванного Крыма: половина тамошних предприятий, оказывается, военные. На кремлевском жаргоне – "оборонно-промышленный комплекс". При воинственных украинцах военные заводы не работали, при русских миротворцах – обещано, что заработают, их продукция страшно нужна России! Нам есть куда обороняться!! Пять шестых ждут нашего миротворчества!!!

Так вот, есть Христос, есть антихрист. Есть труд, есть антитруд. Труд на "оборону" – не труд. "Ратный труд на благо мира" – попросту военщина. Не трудится тот, кто охраняет, кто лжет, кто запрещает. И лизать диктатора, и диктаторствовать – одинаково не труд. Труд – это "своя игра", своя любовь, своя честность, свой риск, своя выдумка. Своя вера – не конформистская религиозность, а "езда в незнаемое". Это – труд, а езда на танках в Грузию или в Украину – антихристово безделье.

Так что да здравствует международная солидарность трудящихся! Оглянитесь – есть те, кому хуже, чем нам. Да-да, хуже, даже чем нам, живущим в звереющей, оскотинивающейся стране. Хуже, чем нам, которых через полгода могут перебить те, кто сегодня затаскивает на Выставку достижений народного хозяйства достижения атомного милитаризма. Хуже, чем нам, потому что мы-то все-таки заслужили, десятилетиями идя на компромиссы, а другие – не заслужили. Так что Первомай – праздник не для тех, кто ищет помощи, а для тех, кто хочет и может помочь. А уж поможет ли кто нам – извините, как Бог решит. Мы за себя уже нарешались, хватит.

Яков Кротов – историк и священник, автор и ведущий программы Радио Свобода "С христианской точки зрения"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции