Ностальгия по настоящему

Флешмоб с фотографиями девяностых годов стал, как считают некоторые, чуть ли не самым массовым в истории русского Фейсбука (хотя прокатился и по другим социальным сетям). С подачи интернет-издания "Кольта" своими архивными фото делились едва ли не все: от простых юзеров до известных журналистов.

Или даже поп-певцов.

Юрий Сапрыкин:

Всегда казалось, что в строчке "идет вакханалия воспоминаний" есть некоторое художественное преувеличение, но нет.

Altajskij Shaman:

То смешанное чувство, когда отсутствие дома сканера избавляет мир от порции компромата из 90-х:)

Комментарии участников флешмоба чем-то похожи - "мы были бедными и глупыми, но счастливыми".

Сергей Олексяк:

Мои девяностые - нищие и прекрасные! Прекрасные, ибо молодость пробегала по ним - легко и неозлобленно...

Фома Неверов:

Если бы у меня был выбор между временами, я бы ушёл в девяностые. Там я был совсем юным и придурковатым, и все мои друзья были молоды, умны и бесшабашны. И небо голубее, и трава зеленее, и люди лучше, как ни крути. Я бы согласился лишиться всех современных гаджетов — в конце концов, я и без GPS-навигатора знал, куда мне идти, и без мобильного телефона мог в считанные часы организовать встречу с друзьями.

Аркадий Бабченко:


Все-таки, черт возьми, было в тех временах что-то безумно свободное, что-то, осмысленное, нацеленное вперед.
Казалось, что все это - бандюки, нищета, инфляция, война, нувориши на "Мерседесах" у казино в нищей стране, старики-пенсионеры, талоны, стрелки, перестрелки, бандитский беспредел, ментовский беспредел - все это остаточные явления.
Все это не фундамент новой жизни, а осколки старой.
Острые, конечно же, осколки, которые еще больно режутся, которые еще мешают жить, ходить и радоваться жизни, но мы их подметем, очистим и построим все-таки новую нормальную жизнь и страну.
Было ощущение того, что что-то главное уже сделано, что-то главное уже произошло, и теперь осталось только доделать,довести до ума, докрутить, еще немного дотерпеть - и все будет нормально.
Но самое главное…
Люди перестали бояться других людей - вот что.
Люди перестали бояться выражать себя.
Тот взрыв свободного телевидения с запредельными рейтингами, взрыв настоящей политической журналистики, новостной журналистики, взрыв ток-шоу - а половина из них были такого качества, которое нынешним даже и не снилось, и даже политические ток-шоу были, что сейчас кажется вообще невозможным - да и не только телевидения, взрыв вообще всего - бизнеса, торговли, фермерства, каких-то безумных и небезумных изобретателей, рационализаторов, людей с горящими глазами и горящими идеями, взрыв в том числе и клубной культуры, то появление всевозможных фриков, всевозможных суб-культур, панки, байкеры, металлисты, позже депешисты, рэп, рейв, хардкор, "Гагарин-пати", "Армадилло", "Мастер", "Пропаганда" и даже "Голодная Утка" - о, и "Голодная Утка" тоже - тот взрыв всевозможных течений и направлений во всех сферах жизни общества, от фермерства до кислотных сообществ, от фриков до снобистских толкиенистов - вот что харатеризует те времена лично для меня.

Сергей Медведев:

Я вот тоже в начале 90х был мнс-ом на нищенскую зарплату, писал диссертацию, подрабатывал переводами и по ночам занимался извозом на своей "копейке", 100 рублей за смену 12 часов, с 6 вечера до 6 утра, с монтировкой под сиденьем. А еще пришлось сдавать московскую квартиру и снимать старый дачный дом, где на кухне по утрам валил пар изо рта, а в буфете шуршали крысы. Ели, как и все, китайскую тушенку "Великая стена" и гуманитарную немецкую картофельную муку для кнедликов -- всю зиму 91го вспоминал свой чешский опыт и готовил кнедлики под разными соусами. Еще помню трехчасовые очереди за хлебом из грузинской пекарни во дворе гостиницы "Пекин", ночные очереди за бензином на Минской улице и невыносимое ощущение счастья, огромного мира, бесконечного выбора.

Сергей Давидис:

Я так и не понял толком флешмоба с фотками 90-х, но, конечно, 90-е были лучше двухтысячных и, тем более, 2010-х.
Понимаю тех, кто вспоминает голод, задержки зарплаты, преступность и прочие проявления краха государства. Но так разве кто-то предлагает к этому вернуться? И разве эти бедствия связаны с большей свободой 90-х?
Наоборот, эти бедствия были необходимой ценой перемен: будущего благополучия, развития и порядка. Путин просто получил уже готовые результаты и украл их, лишив страну будущего и шанса на развитие, а заодно, и обесценив жертвы 90-х.

Некоторые критики флешмоба вполне предсказуемы.

Дмитрий Ольшанский:

В Освенциме было хорошо.
По крайней мере, обслуживающему персоналу.
Есть ведь известные фотографии: они там веселятся, гуляют, что-то отмечают.
Брат моей прабабушки был чемпионом Советского Союза по баскетболу 1937 года в составе команды, заметим, "Динамо".
И тоже, наверное, был молод и весел. И время проводил на тренировках, а не на Бутовском полигоне, как некоторые, кому не так повезло.<...>

Поэтому я, пожалуй, не буду рассказывать о том, какие были прекрасные, свободные девяностые годы, и как мы тогда чудесно жили.
Не получается у меня.
У меня получается только думать о том, что когда одним хорошо - другим надо стоять на морозе, чтобы хватило на еду.
Просто им не досталось свободы.
Просто им не повезло.

Михаил Делягин:

Это был ветер свободы, несущий гибель миллионам, ибо это была «свобода от» обязательств перед обществом, а не «свобода для» созидания общего счастья.
Разрешили лгать и воровать и, назвав это демократией и рынком, и многим так понравились безнаказанные ложь и воровство, что они до сих пор не могут становиться.
В 90-е, насколько можно судить, либералы создали государственную машину России как инструмент разграбления советского наследства и легализации награбленного в фешенебельных странах. Машинка продолжает молотить, - и русская Катастрофа хуже Холокоста, на мой взгляд, продолжается всю эпоху национального предательства.
Но свобода тоже была, конечно, - правда, главным образом для тех, кто украл большие деньги или создал бандитскую группу. Хорошо помню, как году в 1993 у метро «Университет» в киоске «Союзпечати» продавали фаллоимитаторы – всех цветов и размеров, в прозрачных витринах с красивой подсветкой, что было в то время совершенно новым. Школьницы ходили, разглядывали.

Контраргументы примерно такие.

Роман Лейбов:

Еще один идиот сообщает, что все его друзья были наркоманы и/или бандиты и в девяностые сгинули. А могли бы до сих пор его окружать пышным букетом!

Но любопытно, что защитники флешмоба есть и в "антилиберальном" лагере.

Ольга Туханина:

Очень много упреков в адрес тех, кто разместил свои "молодые" фотографии конца 80-х - 90-х годов. Дескать, публикуя себя радостных, вы тем самым нивелируете все те ужасы, что тогда творились. Вы стираете из истории развал и разграбление страны, голод и смерти, пожары национализма и русофобии в бывших республиках. Ну, и идете на поводу у сами_знаете_кого.

Ерунда какая, простите. И вот почему.

В 90-е тоже была наша страна. Тяжело раненая, избитая, почти в коме. Но наша. Моя, например, уж точно. Отказываться от нее только потому, что пьяный Ельцин мочился на шасси прилюдно? Вот Ельцины пусть и отказываются. А я не собираюсь. Иначе что мы станем делать с эпохой Первой мировой, с гражданской и даже с Великой Отечественной.

Тяжелые времена бывают всегда. Надо просто про них помнить и не повторять ошибок прошлого. А для этого вовсе не обязательно отказываться от фотографий своей юности. Простите, но пора уже научиться отделять мух от котлет.

Офф. Зато посмотрите, какие мы все были красивые. И счастливые, несмотря ни на что.

Дальше началась конспирология - кто-то выяснил никогда не скрывавшийся факт, что флешмоб запустили к фестивалю "Остров 90-х", который проводил, среди прочего, президентский центр Бориса Ельцина.

Тимофей Шевяков:

(разочарованно)
Ах, так флешмоб про 90-е запустила Кольта на деньги Ельцин-центра. Отлично-отлично, люблю, когда ясность.

Константин Крылов:

Забавная идея - дать людям собственными руками отпиарить девяностые годы. Плохих фоточек ведь никто не выложит, а хорошие создают хороший фон.

Видимо, готовят повторение.

Кирилл Баранов:

Нам хотят рассказать, что в 90-х было светло и красочно, что не надо мазать черной краской, что это было время свободы и возможностей и те, кто не смог адаптироваться, сами виноваты. Идеологи этой кампании ориентируются на людей 1975-1995 годов рождения, которые в силу возраста не могли полностью ощущать весь тот ад, что спустился на плечи большинства населения.

Андрей Манчук:

Удачный, практически беспроигрышный ход, который был изначально обречен на успех. Ностальгия – ходкий товар на современном рынке маркетинговых технологий. Это знают и владельцы оформленных в «советской» стилистике пельменных, и продюсеры престарелых эстрадных звезд, и политики, которые беззастенчиво используют в своей пропаганде знаковые символы и «культурный код» минувших времен – вплоть до музыки реанимированного гимна. Так что российская либеральная оппозиция всего лишь копирует здесь методы официозной государственной пропаганды, которая, по мере необходимости, обращается то к Сталину, то к Николаю Второму.

Денис Филиппов:

Оказывается фонд Ельцина уже зачислили в какие то мифические антинародные силы за флешмоб про 90-е... Вот где совесть?

Но есть и более любопытная критика - вот, например, очень интересный пост.

Александра Поливанова:

Какой-то механизм заставил людей отбирать из 90х самые лучезарные фотографии: учеба, тусовки, выпивания, праздники, россыпи сильных романтических и дружеских отношений, все смеются, хохочут, дурачатся и тд. Свобода как она есть.
Меня пугает, не близок ли этот механизм тому, который заставляет некоторых россиян малоответственно ностальгировать по СССР? Ведь тоже учились, учились весело и не знали, что учили совершенно бессмысленно и бесполезно, выпивали, ходили на задорные праздники, хулиганили, носили нарядную одежду и не знали, что она смешная и нелепая, ходили в походы и на концерты, ездили отдыхать и на дачу. Про государственные репрессии, может, и слышали, но что это все, если мы были молоды и красивы.
мне кажется, что отношение к самим себе в 90е, которое обнажилось -- кому было 10 лет, кому 15, кому 20, 25, 30, 40... -- на всех ведь обрушилась свобода. И мы так наслаждались свободой, смотрите, какое было счастье, когда у нас была свобода.
Та свобода досталась бесплатно, она была никем и ничем не оплачена, она была случайна и само собой разумеющаяся, никем не легитимирована: не было никакой Небесной сотни перед которой надо было отвечать за то, как ты распорядишься той долей свободы, которая досталась лично тебе. кому в школе, кому в университете, кому в работе, кому в медиа, кому на улице. И вместо ответственности, вместо адской, изнурительной и противоречивой работы, вместо того чтобы разрушать все советские конструкции и строить устойчивые свободные конструкции, вместо этого мы все 90е веселились, лето целое пропели и фотографировались? Почему мы это так видим? Почему в Польше, в Латвии, в Германии и в других странах, страдавших от СССР, репрезентация 90х -- время черной страды, мучительных транзитов, строительства, болезненных люстрационных процессов, борьбы за смену элит и тд. NB! Я ни в коем случае ни обвиняю никого конкретно: школьники усердно учились в уже более свободных школах, студенты не менее усердно учились в уже более свободных университетах и ездили учиться за границу, журналисты писали, говорили и пользовались свободой слова, правозащитники изо всех сил защищали права -- каждый честно как умел делал свое дело. Но вместе мы проиграли, это мы вроде давно поняли. У нас степень свободы регулирует государство. Оно вдруг ни с того ни с сего бросило на 10 лет немного свободы на веревочке, а потом стало веревочку сматывать обратно. Тогда мы были маленькие и наивные? Окей. Но теперь? Теперь мы зрелые, мудрые и умеем мыслить критически? И в часнтости смотреть на себя самих обратно критически? Но почему всюду только мимишные фотографии 90х? Мы теперь не пойдем за свободй сами? Мы будем ждать, когда государство в следующий раз выбросит немножко свободы? А сможем ли мы эту веревочку перерезать и оставить свободу себе? Свобода ведь это не праздник (ну ок, не только праздник), это ежедневная работа. Или мы будем только наслаждаться свободой и фотографироваться для ностальгического флэшмоба?

Станислав Яковлев:

А вообще даже немного жаль, что фестиваль "Остров Девяностых" делают приличные люди, и придут туда тоже приличные люди, причем приличные в данном [редком у меня!] случае вовсе не ругательство, а просто - действительно чистая публика, настроенная скорее лирически.

Потому что фестивалю очень не хватает "темной сцены", где читал бы стихи поэт Емелин, выступала группа "Коррозия Металла", раздавалась газета "Голос Вселенной" и вообще творилось бы полное НБП золотого контркультурного периода. И конферансье - Миша Вербицкий.

Иные не без оснований отмечают, что и в 2015 году есть свои "девяностые".

Если ельцинское время стало жупелом для пропаганды, то они вполне способны войти в моду, рассуждает в "Ведомостях" Олег Зинцов:

Феномен «Острова 90-х» и сопутствующей ему активности в социальных сетях состоит, как мне кажется, в важной попытке позитивного сопротивления, отрицания отрицания: когда в официальной версии истории 90-е представлены худшим десятилетием прошлого века, а тогдашние ценности объявлены чуждыми, вспомнить об этом времени что-то хорошее – несомненно, политический жест.

Именно так он и прочитывается теми, кто привык обвинять либералов, сторонников гражданских свобод, честных выборов и сменяемости власти в «очернении великого прошлого». Теперь приходится обвинять в «обелении», что было бы смешно, когда бы в условно либеральном лагере не спохватились так поздно. Рассказывая об общественном и интеллектуальном климате 90-х, Ирина Прохорова повторила одно из главных сожалений об упущенном: люди, сбросившие коммунистическую власть, слишком беззаботно отнеслись к идеологии, потешались над поисками «национальной идеи» и не легитимировали новый порядок вещей в продуманной ценностной шкале, а потому проиграли последующим реставраторам авторитарной модели.

Сопротивляясь официальной мифологии, «Остров 90-х» не призывает нас полюбить эти годы. Но предлагает их хотя бы не предавать.

Ирина Лагунина:

А знаете что! Марк Цукерберг в долгу у ‪#‎colta‬ Я не помню такого мощного флешмоба в Facebook.ru-сский язык. Коллеги, дорогие, colta.ru вы потрясающие, вы фантастические молодцы! Спасибо!

Ну а кто-то уже предлагает идеи для новых флешмобов.